Цветовая температура оптимальная для глаз: Комфортное освещение для работы и отдыха / Habr – Как выбрать цветовую температуру? – База знаний Novolampa.

Комфортное освещение для работы и отдыха / Habr

Мне редко встречались пространства с продуманным искусственным освещением, часто лампы светят в глаза, помещение недостаточно освещено и цвета предметов выглядят тусклыми или искажаются. Кроме того, освещение часто дает страшные тени на лицах. Я постарался разобраться в причинах и сделать приятное освещение.

Эта заметка содержит описание общих принципов создания комфортного освещения и фактическую реализацию бюджетного освещения жилой мастерской.


Началось с того, что я задумал превратить захламленную мансарду над гаражом в подмосковной Малаховке в жилую мастерскую, чтобы там паять, сверлить и творить.
Для реализации освещения понадобилось освоить некоторые фундаментальные характеристики:

Освещенность

Освещенность, это, грубо говоря, количество света, падающего на единицу площади, измеряется в Люксах (lux). Днем освещенность на улице обычно от 2000 до 100,000 lux. Европейский стандарт для освещения рабочих помещений рекомендует следующие значения освещенности:
Освещенность Назначение
300 lux повседневная работа в офисе, не требующая разглядывания мелких деталей
500 lux чтение, письмо и работа за компьютером
500 lux освещение переговорных комнат
750 lux техническое черчение

По моим наблюдениям очень многие помещения в России страдают недостаточным уровнем освещенности, но в определенных местах встречается и переосвещенность. Есть данные о том, что неправильный уровень освещенности может вызывать головные боли, быструю утомляемость, нарушения зрения и другие неприятности. (подробнее в википедии: Light ergonomics, Light effects on circadian rhythm )

Чтобы понять сколько нужно ламп для создания определенного уровня освещенности можно воспользоваться различными способами приблизительного расчета.

Как измерить освещенность в своей комнате?Обычно освещенность измеряют на уровне рабочей поверхности, например стола. Для простоты я измерял на уровне 1 м над полом.
Для измерения освещенности я использовал экспонометр, вместо него приблизительно измерить освещенность можно фотоаппаратом с экспонометром. При измерении экспонометром получаем EV и потом переводим в lux с помощью таблицы.
Индекс цветопередачи (CRI)

Источники света имеют такую важную характеристику как Индекс цветопередачи(Color rendering index, CRI), чем выше его значение тем лучше цветопередача, максимальное значение Ra = 100.
По этой картинке заметно как страдает цветопередача красных и синих оттенков у люминесцентных ламп с низким CRI:

В названии люминесцентных ламп обычно содержится 3 цифры, первая цифра характеризует индекс цветопередачи 1×10 Ra.
Вторая и третья — указывают на цветовую температуру лампы. Например, наиболее распространенные 640 лампы — это лампы с плохой цветопередачей 6*10 = 60 Ra и цветовой температурой 40*100 = 4000K.

Лампы с низким Ra не подходят для жилых помещений, хотя и имеют более высокую светоотдачу.

Цветовая температура

Цветовая температура это, грубо говоря, соотношение красных и синих волн в спектре излучения.

Свет до 5000 K принято называть теплым, а выше — холодным.
Среди знакомых довольно много предпочитающих теплое освещение. Мне кажется это из-за привычки к лампам накаливания(2200—3000 K) и низкого уровня цветопередачи большинства люминесцентных ламп. Естественное дневное освещение, в среднем, имеет цветовую температуру 6500 К.

Есть еще такой момент: цветовосприятие человека сильно изменяется в зависимости от освещенности. При небольшой освещенности мы лучше видим синий и хуже красный. Поэтому для каждого уровня освещенности существует наиболее подходящий диапазон цветовой температуры источников света.

Кривая, представляющая эту зависимость, названа именем нидерландского физика Arie Andries Kruithof. Вот она:

Проще говоря, это означает что приглушенный свет (20-50 lux) лучше делать теплым (2000-3000K), а яркий свет (300-600 lux) — более холодным (4000-6000 K).

Какой свет нужен для продуктивной работы?

Тема обширная, достойная отдельной статьи.
Результаты некоторых исследований указывают, что холодный свет улучшает концентрацию внимания, снижает уровень сонливости и т.д. По всей видимости дело в том, что короткие волны (синий, ультра-фиолетовый свет) вызывают подавление мелатонина — гормона, регулирующего суточные ритмы и таким образом активизируют организм. Кроме того есть данные, что яркий холодный свет помогает справиться с зимней депрессией Seasonal affective disorder (SAD). Но при этом недостаток мелатонина может приводить к нарушению сна и другим проблемам, так что яркое холодное освещение ночью будет скорее вредным.
Резюмируюя можно сказать, что умеренное облучение холодным ярким светом в дневное время может снизить сонливость и улучшить внимание.Ссылки на научные статьи
Субъективные соображения

В течении дня цветовая температура солнечного света изменяется:

Также изменяется освещенность и направление света. Именно поэтому кажется логичным делать интенсивное верхнее освещение в течение дня и приглушенное теплое для вечера.
В итоге решил сделать 2 режима освещения: дневной верхний свет, с цветовой температурой 4000K и освещенностью ~ 300 lux и вечерний нижний свет 2700K ~ 50 lux.
Выбор ламп и монтаж

Т.к. светодиодные лампы стоят пока слишком дорого, я остановился на люминесцентных лампах. Они бывают компактными или в трубках. Для меня трубки имеют ряд преимуществ:
  • ЭПРА отделен от лампы
  • у трубки значительно большая площадь стекла при сопоставимом с компактной лампой световым потоком, благодаря этому свет от нее более мягкий и дает меньше бликов

Я выбрал лампы T8 Osram L 58W/940 (стоимость 240 р.), они имеют хорошую цветопередачу (Ra = 90) и цветовую температуру 4000К.
Найти для них недорогие светильники с хорошими ЭПРА не получилось. Поэтому я купил патроны G13 (стоимость 9 р.) и скоммутировал лампы самостоятельно. Первый вариант монтажа представлен на заглавной картинке поста, но он оказался неудачным. Позже я закрепил лампы с помощью специальных пластиковых клипс (стоимость 6 р.).

В качестве ЭПРА для питания двух ламп используются Osram QT-FIT8 2×58-70 Quicktronic (стоимость ~600 р.). Производитель рекомендует делать кабели идущие от ЭПРА к лампе как можно короче, а именно:


При длинне лампы 1,5 м выполнить все рекомендации оказалось непросто. Итоговый вариант подключения:

Общий вид:

Итоговое измерение освещенности: 6.8 EV, т.е. примерно 300 lux.

Для вечернего нижнего освещения используется сферическая лампа, ставшая ненужной после ремонта в квартире.

Дополнительные ссылки по теме

Программист глазами медика: снижаем нагрузку на глаза

При длительной работе за компьютером, а вернее, при длительном смотрении в монитор, первым делом страдают глаза. Медики выделяют даже «глазной офисный» и «глазной мониторный» синдромы, которые возникают под воздействием воздуха кондиционеров, электромагнитных излучений аппаратуры в офисах, систематической длительной работы за компьютером. Длительное сосредоточенное смотрение в монитор сопровождается уменьшением количеств морганий. Вследствие этого роговица глаза недостаточно омывается слезной жидкостью, пересыхает, воспаляется. Все это приводит к развитию синдрома «красного глаза» и «сухого глаза».

Практикующие офтальмологи отмечают значительное увеличение заболеваемости этими синдромами в последние годы. Ведь практически у каждого второго пациента, обратившегося на прием к глазному врачу, обнаруживаются те или иные признаки синдромов.

Обнаружить у себя проявления поражений глаза не составит особого труда. Они следующие:

  • ощущение инородного тела, песка в глазах,
  • сильное слезотечение,
  • резь и жжение в глазах, усиливающееся на ветру,
  • боязнь яркого света,
  • ухудшение зрительной работоспособности к концу рабочего дня,
  • колебание остроты зрения в течение дня,
  • покраснение глаз.

Длительная зрительная нагрузка может привести также к развитию головной боли напряжения. А длительное перенапряжение глазных мышц может способствовать развитию спазма аккомодации и прогрессированию близорукости.

Предполагалось, что замена мониторов с электронной лучевой трубкой на жидкокристаллические может значительно уменьшить нагрузку на глаза. Ведь устраняется такой фактор, как мерцание экрана в комплекте с сильным электромагнитным полем и мягким рентгеновским излучением.

Однако на деле глаза продолжают страдать. Как же можно их защитить?

Многие люди, работающие за компьютером, иногда даже и не предполагают, что монитор можно и нужно настраивать под себя. Ведь монитор с заводскими установками для наших глаз является ярким прожектором с ядовитыми цветами.

Прежде чем приступить к настройкам монитора компьютера, нужно соблюсти некоторые условия:

  • яркий свет не должен падать на экран монитора,
  • яркий свет не должен светить вам в глаза,
  • монитор должен быть расположен таким образом, чтобы вы смотрели на экран под прямым углом.


Яркость

Для уменьшения утомляемости глаз очень важно настраивать яркость подсветки экрана монитора. Ведь глаз человека привык к восприятию отраженного света. Поэтому чем меньше подсветка экрана монитора, тем лучше для глаз. Но если вам придется напрягаться, чтобы прочесть текст на темном экране, глаза тоже будут уставать. Поэтому здесь важно достичь комфортного минимума. Чтобы глаз постепенно адаптировался к снижению яркости, делать это можно поэтапно. Существуют специальные тестовые изображения, по которым можно быстро и удобно совершать настройки.

В некоторых современных мониторах существуют некоторые предустановленные варианты яркости экрана. Чаще всего это:

  1. Нормальный — для работы с документами, имеет заниженные значения яркости.
  2. Графический — для работы с графикой и компьютерными играми, максимально объективно настроенная яркость для передачи всех цветовых оттенков.
  3. Для просмотра видео. Эта настройка с завышенной яркостью.

Можно воспользоваться этими настройками, выбрав нормальный режим. Но все же лучше не полениться и сделать все самим. Ведь эти настройки очень субъективны.


Контрастность

Контрастность также настраивается для обеспечения комфортного просмотра текста и изображений, особенно в условиях пониженной яркости. Для ее настройки также существуют специальные картинки. Как правило, на них изображены цифры. Вначале нужно сделать контрастность максимальной, чтобы все цифры на такой картинке перестали быть видимыми. Затем постепенно уменьшайте значение контрастности, пока не появятся почти все цифры. При дальнейшем уменьшении контрастности наступает момент, когда видимость цифр не улучшается. Это и есть точка оптимального значения контрастности.


Размер шрифта

Чем больше размер монитора, тем дальше расстояние от пользователя до монитора для комфортного просмотра. В такой ситуации стандартный размер шрифта оказывается слишком маленьким, чтобы его увидеть издалека. Поэтому стоит его слегка откорректировать по вашему усмотрению, изменив масштаб изображения.


Читаемость шрифта

Читаемость шрифта можно улучшить. Для этого в операционной системе Windows существует программа ClearType. Для других операционных систем также существуют аналогичные программы.


Разрешение монитора

Не нужно уменьшать разрешение монитора с целью создания видимости масштабирования. Ведь при этом создаются искажения, приводящие к возрастанию утомляемости глаз. Так что фактическое разрешение экрана должно строго соответствовать физическому разрешению монитора.


Частота обновления экрана

Даже у жидкокристаллического монитора может появиться мерцание. Оно обусловлено низкой частотой обновления монитора. Поэтому в настройках экрана важно подобрать оптимальную частоту обновления.


Цветовая температура

Этот показатель важен для мягкой адаптации глаз при переводе взгляда с экрана монитора на окружающие предметы и обратно. Т.е. изображение на мониторе должно приближаться к реальному. Настроить этот показатель можно, сравнивая цвет обычной белой бумаги и белый цвет на мониторе. Заводским стандартом цветовой температуры экрана монитора обычно является 9300К. Но при такой температуре изображение на мониторе далеко от реальности. При естественном освещении изображение выглядит на экране намного синее, чем на самом деле. Настраивать цветовую температуру нужно для такого освещения, при котором вы будете преимущественно работать. Так, например, если вы трудитесь при:

  • дневном естественном свете, то устанавливайте значение цветовой температуры около 6500К,
  • при свете ламп накаливания — 5500 — 6000К,
  • при свете люминесцентных ламп дневного света — 7200-7500К.

При таких установках изображение на мониторе будет «теплее» и слегка краснить. Вам даже поначалу может захотеться вернуть все обратно. Но вскоре вы привыкнете, а глаза будут меньше уставать.

Обычно всех этих настроек хватает для комфортной работы на компьютере. Но это не предел. Чтобы монитор стал близок к идеалу, его можно откалибровать при помощи специального калибратора. Но это уже для специалистов или перфекционистов.

Важно! Профессиональным графическим дизайнерам вышеописанные настройки на своем рабочем компьютере делать нельзя, т.к. это может привести к ухудшению качества графики. Выход — работать на двух компьютерах. Всю работу, не касающуюся графики, выполнять на компьютере с настроенным под себя монитором. Так хотя бы частично уменьшится нагрузка на глаза.

Ни для кого не секрет, что для комфортной работы важна организация рабочего места. Это касается и установки монитора. Вот несколько простых правил:

  1. Монитор должен располагаться на расстоянии вытянутой руки, хотя возможно 50 — 70 см. Работая на ноутбуке, это условие выполнить проблематично. Поэтому для работы к ноутбуку можно подключить вторую клавиатуру, а экран расположить на достаточном расстоянии.
  2. Центр экрана монитора или верхний его край должен находиться на уровне ваших глаз.
  3. Монитор не должен стоять напротив окна.
  4. Освещение (как естественное, так и искусственное) не должно создавать блики на экране.
  5. Яркий свет не должен светить вам в глаза или в монитор.
  6. Освещение рабочего места в любое время работы должно быть оптимальным. Самое лучшее- это естественное освещение. В его отсутствие оптимальным будет общий не слишком яркий свет и местное регулируемое по яркости освещение (настольная лампа). Никогда не сочетайте искусственное и естественное освещение одновременно.
  7. Яркости поверхностей рабочего места и его окружения должны быть одинаковыми.
  8. Нельзя допускать пульсации яркости освещения. Это преимущественно касается люминесцентных ламп, но возможно и в лампах накаливания при перепадах напряжения.
  9. Никогда не работайте за компьютером в полной темноте.

Но и это еще не все. Важна организация длительной работы за монитором:

  1. Как минимум, 1-2 раза в 2 часа делайте перерывы по 10-15 минут.
  2. Если вы работаете за компьютером более 5 часов, то обязательно делайте один большой перерыв не менее 1 часа.

Во время перерывов не смотрите в экран, старайтесь смотреть вдаль, вставайте из-за стола, разминайтесь, походите по коридору, прогуляйтесь по свежему воздуху, сделайте упражнения для глаз.

Вот несколько несложных упражнений, которые помогут снять с глаз усталость, напряжение глазных мышц и увлажнить роговицу:

  1. Сядьте в удобную позу на стуле или в кресле, расслабьтесь и закройте глаза. Посидите так некоторое время, вспоминая приятные для вас образы. Усилить эффект можно плотно закрыв глаза ладонями, чтобы через них не проникал свет. Старайтесь добиться полной темноты, но не надавливайте при этом руками на глазные яблоки. При выполнении этого упражнения сетчатка отдыхает, расслабляются мышцы глаза, роговица омывается слезной жидкостью.
  2. Встаньте возле окна на расстоянии полуметра от стекла. Найдите на стекле какую-нибудь шероховатость, каплю краски или приклейте небольшой кружок. Вначале посмотрите на этот кружок. Затем переведите взгляд на объект за окном, расположенный на расстоянии нескольких метров. Это может быть дерево или прохожий. После посмотрите на объект, расположенный подальше — на расстоянии 10-15 м. Затем еще дальше и так до последней точки на горизонте. Теперь переводите взгляд от объекта к объекту в обратном порядке: от горизонта до точки на окне. И так несколько раз. Это упражнение очень полезно для глазных мышц — снимается спазм от длительного напряжения одних и тех же мышц, расправляется хрусталик.
  3. Движения глазными яблоками в горизонтальной плоскости слева направо и наоборот, в вертикальной плоскости сверху вниз и наоборот, вращательные по часовой и против часовой стрелки. При выполнении этих движений голова должна быть неподвижна и в одном положении. Движения выполняются медленно, плавно, без напряжения. Это хорошая тренировка для глазодвигательных мышц.
  4. Моргание и зажмуривание. Вначале в течение 30 секунд быстро поморгайте, потом зажмурьтесь несколько раз. Повторите упражнение. Так вы хорошо увлажните роговицу.

Как видите, для заботы о своих глазах требуется совсем немного времени и совсем чуть-чуть самодисциплины. В большинстве случаев этого достаточно для профилактики заболеваний глаз, вызванных работой за компьютером.

Если же симптомы поражения глаз продолжают вас беспокоить, особенно, если появились новые симптомы, в обязательном порядке обратитесь к врачу-офтальмологу. Вполне возможно, что под маской «глазного мониторного» синдрома скрывается серьезное заболевание.

Лилия САВКО

Какое освещение лучше для глаз?

Едва ли не с рождения окружающие твердят нам, что хорошее освещение — залог здоровья глаз и острого зрения. Однако «хорошее» — слишком расплывчатое понятие. Какое освещение можно назвать самым комфортным для глаз и какие осветительные приборы для этого выбрать? Что хуже для глаз — недостаток света или его переизбыток?

С переизбытком света человек сталкивается крайне редко на протяжении всей жизни. Куда более часто встречается недостаточная освещенность, которая довольно быстро приводит к ухудшению зрения.

Существуют нормы освещения во время чтения или письма: не менее 150 ЛК. Такой свет дает обычная лампа накаливания мощностью 75 Вт, он считается наиболее комфортным для глаз. Однако это не означает, что, например, работать за компьютером можно при слабом свете или вовсе в темноте. Мерцание монитора в таких случаях слишком сильно утомляет глаза, что опять же приводит к повышенной усталости глаз и быстрому снижению зрения.

Если освещенность помещения несколько превышает указанную — это не страшно и не вредно. Также не несут вреда и кратковременные увеличения яркости света, а вот его постоянный избыток может быть неприятным для глаз: вспомните, как Вы чувствуете себя в солнечный день без темных очков.

Какие лампы наиболее комфортны для глаз?

Считается, что люминесцентные лампы по своим характеристикам максимально приближены к естественному дневному свету и потому комфортны для зрения. Единственный их недостаток — достаточно высокая вероятность мерцания, которое особенно хорошо заметно периферическим зрением. Мерцающую лампочку необходимо немедленно заменить на исправную.

Самыми некомфортными считаются, как ни странно, набирающие популярность энергосберегающие лампочки. Они мерцают сильнее, чем люминесцентные, и излучают некоторое количество ультрафиолета, который вредит глазам.

Для точечного освещения хорошо использовать светодиодные лампы. Они дают направленный, достаточно яркий световой поток, не мерцают и отличаются высокой экономичностью и длительным сроком службы. Кроме того, этот вид ламп позволяет выбрать наиболее приятную для Ваших глаз цветовую температуру.

Что такое цветовая температура?

Наверняка Вам знакомы выражения «теплый свет» или «холодный свет». Такая характеристика и называется цветовой температурой. Измеряется она в кельвинах (К). Лампы до 3500 К дают теплый желтый свет, который иногда может казаться тускловатым. Самой комфортной для жилых помещений считается цветовая температура от 4200 до 4500 К, которая соответствует теплому белому свету. Свыше 4500 К начинаются холодные оттенки: они уместны, к примеру, для операционной, но не для жилья, поскольку создают неуютное ощущение.

Достаточно ли для комфортной работы точечного освещения?

Точечные лампы (в это понятие входят также настольные или настенные светильники) не должны быть единственным источником света в комнате, даже если они достаточно яркие. Куда лучше и полезнее для зрения неяркое общее освещение, дополненное точечным светильником в рабочей зоне, создающим хорошую видимость.

Почему глаза устают от монитора и как этого избежать? : dmitry_novak — LiveJournal

00
Почему глаза устают от монитора? Почему за одним экраном глаза краснеют через полчаса, а за другим можно проработать целый день и не утомиться? И что с этим делать?

Стоит ли искать врагов народа среди производителей и качать права в сервис-центрах? Нужно ли перепробовать десяток мониторов, чтобы вдруг найти для себя тот, за которым глаза не устают?

Меж тем, аспектов проблемы несколько, и каждый дает свой вклад в дискомфорт для зрения.


1. Чрезмерная яркость подсветки и рабочее окружение

Оптимальная светимость монитора для работы с графикой прописана в ГОСТе (см. А. Френкель, А. Шадрин “Колориметрическая настройка мониторов”, книга есть бесплатно в свободном доступе).
Но мы сейчас будем говорить не о рабочем месте профессионального цветокорректора, а о среде реального пользователя.
Дело в том, что наши условия работы обычно сильно отличаются от того, что описано в ГОСТе. Кто-то сидит лицом к окну и вынужден выкручивать подсветку на максимум. Кто-то наоборот расположился спиной к источнику света и постоянно борется с бликами. У некоторых зачем-то позади экрана включена настольная лампа и бьет в глаза (да-да, знаю и таких!).
Часто эти условия нельзя изменить (работодатель тупица, например).
Но лучше всего поставить монитор боком к окну (как и весь рабочий стол, помните, как стоят парты в школе? — окно слева). При этом вы не только не будете испытывать проблем с яркостью и бликами, но скорее всего еще и не понадобится постоянно менять силу подсветки в течение дня.

Почему слишком яркая (как, впрочем, и слишком тусклая) подсветка утомляет глаза?
Отверстие зрачка управляется мышцами двух типов (расширяющие симпатические волокна, которые идут радиально, и сужающие парасимпатические, расположенные по окружности), которые поддерживают нужный диаметр, в зависимости от освещенности, как диафрагма на фотокамере. Причем происходит это постоянно и рефлекторно, без нашего сознательного участия:

pupil_reflex_med
Если приходится долго поддерживать напряженными мышечные волокна, то они устают. Причем от постоянного сужения зрачка глаза устают сильнее. В сумерках или даже в полной темноте нам комфортнее отдыхать и расслабляться, чем на ярком свету. В потемках глаз и мозг как бы переходят в стадию отдыха, но лишь до тех пор, пока мы не пытаемся их заставить работать в этих условиях, то есть воспринимать и обрабатывать зрительную информацию. Тогда нехватка яркости тоже будет сильно утомлять.
Кроме того, при недостаточной или чрезмерной яркости мы еще вынуждены держать в напряжении веки глаз и моргать слишком редко или слишком часто. От этого могут утомляться мышцы, слезиться глаза или наоборот сохнет слизистая.

Как правильно отрегулировать яркость монитора, чтобы заканчивать каждый рабочий день со здоровыми глазами?

Чаще всего заводская настройка подсветки сделана так, чтобы показать монитор во всей красе на витрине магазина. Да, ярко, контрастно, цветасто. Мы приносим его домой, включаем, офигеваем и начинаем убавлять яркость, пока нам не покажется, что хватит.
Мы не учитываем одного физиологического фактора. При переходе от светлого к темному время адаптации зрения может быть до 5 минут. То есть мы убавляем подсветку, а зрачок еще не расширился адекватно этой яркости, сетчатка не отреагировала, и нам кажется, что слишком темно.
Многие так и работают чуть ли не на максимальной яркости, и их глаза постоянно напряжены, чтобы это компенсировать.

Между тем, правильнее настраивать подсветку не от максимального, а от минимального значения, постепенно прибавляя. Ведь к повышению освещенности глаз адаптируется намного быстрее, чем к понижению — для этого требуется всего 5 секунд, а не 5 минут!
Начинаем с минимума и прибавляем яркость подсветки до тех пор, пока глаза не станут считывать информацию без напряжения, в расслабленном состоянии. Обычно этот момент достижения комфортного уровня хорошо чувствуется — вот была нагрузка на глаза, и вот она вдруг прошла.

02

Какую картинку выводить на экран при настройке?

Конечно это не должно быть белое поле, которое напрочь ослепляет. Я обычно беру какую-то хорошо знакомую фотографию или вообще ориентируюсь на старые добрые тестовые обои Realcolor. Заодно по ним можно увидеть, правильно ли настроена гамма (кривая контраста).

2. Чрезмерный контраст и микроконтраст

Современные мониторы обладают очень высоким контрастом (то есть разницей между самым темным и самым светлым одновременно воспроизводимым оттенком). Особенно это касается OLED-технологии. Но и другие не отстают.

Это и хорошо, и плохо для глаз. Хорошо, потому что четко видно изображение, и плохо, потому что в рамках сравнительно небольшой площади монитора оказываются рядом участки с очень сильным контрастом, не укладывающимся в возможности глаза. То есть мы не можем одновременно адекватно воспринять весь диапазон полутонов. Глаз не понимает, что ему делать — то ли сжать зрачок для светлой части картинки, то ли расширить для темной.

Проблема еще усугубляется тем, что при заводской настройке обычно тени излишне «завалены», а света выбиты. То есть там, где в цифровой картинке на самом деле еще есть полутона, на экране мы видим или сплошную черноту, или белое поле без деталей.
Примерно так могут выглядеть тестовые обои Realcolor с сильным контрастом до калибровки монитора:

03
Это вынуждает нас сильно напрягать глаза, тщетно всматриваясь в тени и света в поисках информации, которую «съела» чрезмерно контрастная настройка.

Проблема обычно решается профилированием монитора. В результате этой процедуры, если мы выбираем настройку Gamma 2.2 или L*, полутона более плавно распределяются по всему диапазону, а детали в тенях и в светах читаются уже намного легче. При этом разница между самым светлым и самым темным тоном обычно становится меньше, т.е. падает контраст.

04
Конечно картинка от этого становится менее эффектной, не такой впечатляющей, особенно если речь о просмотре кино или играх, но мы сильно облегчаем жизнь нашим глазам при работе, легче читаются детали в тенях и в светах, такое изображение проще и комфортнее воспринимать. По этой же причине бумажная книга не так утомляет зрение, как текст на светящемся экране планшета или смартфона.

LCD-панели имеют и большой микроконтраст, их картинка намного более четкая, чем у старых ламповых мониторов (за исключением разве что технологии Trinitron).
С одной стороны, это хорошо, не нужно всматриваться. С другой стороны, отчетливо видимые квадратики пикселей — это лишняя, неестественная информация для глаз. За редким исключением мы не хотим видеть ячейки экрана вместо гладкой картинки. И в этом смысле retina-дисплеи конечно облегчают восприятие за счет плавности контуров. Целесообразность 4К и 5К мониторов мы сейчас не обсуждаем, этому у меня посвящен другой материал.

3. Цветовая температура

Обычно на заводе мониторы настраивают на их «родную» цветовую температуру, то есть к исходным значениям цвета нейтральных пикселей не применяются никакие дополнительные коэффициенты, и на белой заливке мы получаем фактически чистый цвет подсветки (будь то лампы или диоды). Это обусловлено в том числе и технической особенностью — для светодиодов и люминесцентных ламп максимальная световая эффективность достигается в холодной сине-зеленой части спектра.
Поэтому заводская настройка обычно дает холодную картинку (высокую цветовую температуру — 6500 К и выше).
Кстати сказать, по ГОСТу эта температура как раз и рекомендуется для подготовки цифровых изображений для просмотра на мониторах. Опять же, потому что заводская калибровка в основном такая.

Однако надо еще учитывать, что 6500 К — это лишь одна из координат цвета. При температуре 6500 К изображение может быть и розоватым, и зеленоватым, отклоняясь от графика ЦТ по вертикали:

05
А теперь давайте посмотрим, что лучше не для машины, а для наших глаз.
Считается, что типичный европеец склонен более комфортно воспринимать теплое освещение и колорит, смещенный в область желтых оттенков. Свидетельства тому легко можно отыскать и в мировой живописи, и в цветопередаче лучших фотопленок.
В быту мы считаем уютным скорее теплый свет, чем холодный. Если поставить рядом две настольные лампы с синеватым и желтоватым светом, то будет вполне очевидно, какая из них более приятна для глаз.
Отчасти это связано с чисто национальными особенностями и стереотипами мышления, но также и с тем, что система “автоматического баланса белого” в нашем зрительном аппарате (в связке “глаз-мозг”) с большей легкостью компенсирует теплый оттенок освещения.
Человек — дневной хищник. Поэтому от природы его глаза как бы “настроены” воспринимать естественно нейтральным солнечный свет. А искусственное освещение испокон веков было желтоватым — это и открытое пламя, и лампы накаливания, которые лишь недавно начали уступать позиции различным энергосберегающим источникам света, у которых спектр больше похож на порнографию неизвестного художника. Была у меня и на эту тему статья.

Страница бумажной книги тоже ассоциируется с желтоватой бумагой. Достаточно вбить в поиск в гугле запрос «book page»:

06
Вы не отыщете здесь ни одной синей или даже голубоватой страницы.
Для нас комфортно то, к чему мы привыкли за несколько веков, а не то, что пришло в нашу жизнь за последние два десятилетия.
Кстати, второй стандарт настройки мониторов, описанный в ГОСТе и предназначенный для подготовки макетов в печать, как раз предполагает цветовую температуру 5500 К как приближенную к типичной белизне бумажного листа.

Суммируя все сказанное, легко понять, что комфортнее всего будет работать за монитором, настроенным на невысокую цветовую температуру. Вполне подойдет точка белого D55 (5500 K), которая при этом еще и является стандартом допечатной подготовки.
Поначалу такая калибровка может показаться слишком желтой, но глаза быстро привыкнут и скажут спасибо.
И хотя некоторые пользователи, чей род занятий не связан с цветом, могут вообще не придавать значения цветовой температуре, надо помнить, что она все равно неизбежно влияет на утомляемость зрения.

4. Мерцание экрана

Сегодня мерцающий монитор — штука не такая уж и редкая.

Раньше экраны на электронно-лучевых трубках вообще всегда имели частоту развертки, которая могла быть выше или ниже, но она всегда была. На практике это выражалось в том, что картинка отрисовывается электронным лучом на экране построчно сверху вниз, но изображение быстро затухает, т.е. когда луч доходит до нижней части экрана, верхние строчки уже тускнеют.
Глазом это воспринимается как более или менее выраженное мерцание, которое утомляет.
Когда я пользовался ЭЛТ-монитором, то мог безошибочно различить частоты развертки в 60, 75, 80, 100 герц. Низкая частота воспринимается как нарастающее давление на глаза. Мы не видим самого мерцания, но ощущаем его, особенно боковым зрением. Если переключить монитор с низкой частоты развертки сразу на 100 герц, то чувствуется, как глаза расслабляются.

У современных LCD-мониторов изображение воспроизводится по несколько иному принципу. Пиксели на них не гаснут, а картинка лишь обновляется на новую с определенной частотой, что не воспринимается как мерцание.

Однако и у такого монитора может быть свой подвох. Все дело в подсветке.
Будь то люминесцентная лампа или светодиоды, яркость их свечения определенным образом управляется электроникой. Самый простой и дешевый способ изменения яркости — это широтно-импульсная модуляция (ШИМ).

PWM_Graf copy
Переводя картинку на простой русский язык — чем более частыми и более длинными импульсами мерцает лампа или диод, тем ярче будет казаться его свечение.
Понятно, что на небольшой яркости импульсы будут или более редкими или более короткими, а значит более ощутимым будет эффект мерцания.

Обычно мы не видим этого эффекта напрямую, хотя можем подсознательно чувствовать его как “дрожание” картинки и дискомфорт, что вносит свой вклад в утомляемость при долгой работе.

Другой метод регулировки яркости — изменение напряжения. В контексте цифрового управления монитором этот метод реализуется несколько сложнее. Но плюс его в том, что изображение не мерцает, т.е. мы всегда видим статичную картинку, как если бы это был слайд на просмотровом столе.

Обычно производитель никак не указывает, что яркость подсветки на мониторе регулируется за счет ШИМ. Но это легко определить так называемым “карандашным тестом”.
Берем в руку карандаш или ручку и начинаем быстро махать перед монитором, на котором выведена какая-нибудь светлая статичная картинка.
Если экран мерцает, то размазанный шлейф от карандаша будет прерывистым, а если мерцания нет — то сплошным.

07
Однако надо учитывать и такую особенность, что при максимальной яркости мерцания может и не быть вовсе — импульсы будут как бы вполтную прилегать друг к другу, сливаясь в один непрерывный. Но стоит уменьшить яркость, как пульсация неизбежно вылезет, если она есть.

Понятно, что нужно отдавать предпочтение мониторам без ШИМ, поскольку, хотя этот эффект может и не быть заметен напрямую, он все равно будет портить нам нервы и здоровье при длительной работе.

5. Размер монитора и дистанция просмотра

Сегодня, когда свободно доступны мониторы с диагональю 26-30” и даже более, многие стараются купить что-то побольше — “про запас”. Много не мало, понятно.
Хотя большой монитор и позволяет увидеть больше деталей изображения при меньшем напряжении глаз, здесь тоже есть свои нюансы.

Допустим, у нас часть экрана занимает белое окно текстового редактора или браузера, а другая часть отображает более темный рабочий стол.

08
Если монитор маленький или расположен на адекватном расстоянии, то он занимает лишь часть поля зрения, и глаз просто придерживается некой средней “экспозиции”. Но если экран имеет значительный размер (или же если мы уперлись носом в экран), то при переводе взгляда с окна программы на область с иконками справа глаз будет вынужден постоянно адаптироваться к более темному изображению и наоборот.

Естественно, это не проходит даром, и мы утомляемся.
Если купил большой монитор, нужно стараться работать за ним на достаточном расстоянии и, увлекшись работой, не “падать” со временем в его сторону, попутно скрючиваясь в позу вопросительного знака — ведь комфорт позвоночника влияет и на состояние всего организма в целом.

Итак, можно вывести пять главных рекомендаций, которые помогут меньше уставать за компьютером:

1. Настройте подсветку монитора от минимума, постепенно прибавляя, и остановитесь ровно в тот момент, когда информация будет восприниматься достаточно четко и без напряжения.
Избегайте контрастной обстановки в комнате и источников света как позади, так и спереди от монитора.

2. Понизьте контраст изображения, улучшив попутно читаемость светов и теней. Для этого профилируйте монитор на Gamma 2.2 или, лучше, на L*. Иногда можно обойтись и аппаратными установками.

3. Настройте монитор на “теплую” цветовую температуру (около 5500 К) — сделать это можно как средствами настройки на самом мониторе, так и в процессе профилирования.

4. Убедитесь в том, что подсветка монитора не мерцает — с помощью простого “карандашного теста”. Если есть мерцание (ШИМ), и при этом глаза устают, то не мучайте себя, избавьтесь от этого монитора и купите нормальный.

5. Держитесь на адекватной дистанции от экрана, так, чтобы он не занимал всё поле вашего зрения целиком — при этом глаза будут меньше перестраиваться при переводе взгляда от светлого к темному. И следите за осанкой, конечно.

Свет в фотостудии. Урок 4

На цветопередачу в снимке влияет цветовая температура источника освещения, а также выставленный баланс белого в момент съемки или при обработке в графическом редакторе.

Цветовая температура света — это характеристика, определяющая цветовую тональность, присущую конкретному источнику освещения. Так, по цветовой температуре обычно различают холодный, теплый и нейтральный свет. Для измерения этой характеристики света существует специально разработанная шкала, где за единицу измерения приняты тысячи Кельвинов (К).

Сгруппируем основные источники освещения на три большие группы согласно их цветовой температуре:

1. Теплый свет, которому соответствует низкое значение цветовой температуры в Кельвинах (1500 К — 3500 К):

— пламя свечи — 1800−2000 К

 — лампы накаливания (60−100 Вт) — 2600−2800 К

 — солнечный свет в режимное время (закат или восход) — 3300−3500 К2.

2. Нейтральный свет, которому соответствуют средние значения цветовой температуры в Кельвинах (4500−6500 К)

 — дневной свет в ясную погоду (4500 — 5000 К)

 — дневной свет в полдень, когда на небе появились кучевые облака (5500 К)

 — вспышка (5500−5600 К)

3. Холодный свет, которому соответствуют высокие значения цветовой температуры в Кельвинах (6500−20 000 К)

 — дневной свет в пасмурный день, высокая облачность (6500К-7500К)

 — сумерки (7500К-8500К)

 — ясное голубое небо зимой — 15 000К

Чтобы адекватно отображать цвета на фотографии, необходимо выставить такой важный параметр съемки как баланс белого. В цифровой фотографии именно этот параметр отвечает за цветопередачу изображения.

При помощи баланса белого определяется соответствие цветовой гаммы полученного изображения (фотографии) реальной цветовой гамме объекта съемки в момент получения снимка. Установка определенного значения баланса белого — один из методов цветокоррекции цифровой фотографии.

При выставлении значения цветовой температуры (регулировке баланса белого) можно либо отдать предпочтение реалистичности цветопередачи (приоритет — соответствие цветов изображения натуральным цветам), либо субъективно подбирать баланс белого, при котором снимок выглядит максимально привлекательно. Так, первый метод выставления баланса белого обычно используется в репортажной съемке, а второй — в художественной фотографии.

Существует несколько способов выставления баланса белого для достижения нормальной цветопередачи:

Выставление баланса белого в настройках фотоаппарата перед началом съемки. Возможен выбор из предустановленных настроек камеры (дневной свет, вспышка, лампа накаливания и проч.) или же ручной ввод конкретного значения цветовой температуры в Кельвинах.

Корректировка баланса белого в графическом редакторе. При таком способе максимальной точности можно достичь только при съемке в формате RAW, т. е. при получении необработанной информации об изображении. Так, например, при корректировке баланса белого в программе Adobe Lightroom при работе с фотографиями RAW, баланс белого можно изменять без потери качества картинки и без искажения снимка.

Выставление баланса белого по нейтрально-серой карте. Этот способ считается наиболее точным, так как позволяет достоверно идентифицировать нейтрально-серый цвет на изображении. Метод заключается в следующем: перед съемкой рядом с главным объектом устанавливается нейтрально-серая карта и делается тестовый снимок. Затем проводится съемка, а при цветокоррекции в графическом редакторе (например, лайтруме) баланс белого выставляется по серой карте на первом снимке (ее изображение принимается за нейтрально-серый цвет, а все остальные цвета корректируются под эти настройки). Затем полученные настройки баланса белого переносятся на все снимки из серии. Обращаю внимание, что снимки должны быть сделаны в формате RAW. Также некоторые камеры позволяют перед съемкой выполнить регулировку баланса белого по серой карте прямо в настройках самого фотоаппарата.

Если вы снимаете в формате RAW, то можете не задумываться насчет правильности предустановленного баланса белого в вашем фотоаппарате. Его всегда можно скорректировать или изменить при обработке фотографии на компьютере. Предварительные настройки баланса белого в этом случае нужны больше для адекватного представления изображения на экране фотоаппарата в режиме предпросмотра.

Если вы снимаете в формате JPG, следите за правильностью выставленного значения баланса белого. Потому что фотографии, сжатые в формат JPG не поддаются такой глубокой обработке, как RAW-файлы. Также следите за настройками баланса белого при изменении условий освещения в течение съемочного дня. Меняйте настройки баланса белого при изменении места съемки (на улице или в помещении), при изменении характера освещения (яркий день или закатное солнце), при включении или отключении вспышки.

На следующем уроке мы начнем рассматривать различные световые схемы расположения источников освещения в студии для портретной съемки.

Источник: http://photonews.ru

Цветовая температура. Что же такое цветовая температура окружающего нас света и как ее использовать в процессе создании фотографии?


Комфортная работа для пользователя. Перевод на другой язык. Словарь терминов.


О слетевших драйверах и прочих «сюрпризах» новых MAC OS и PS


О мировой компании Phase One и программе по работе с цветом


Главной задачей является улучшение фотографии и доведение всей выполненной работы фотографа, стилиста, визажиста, модели до желаемого результата, на который рассчитывает заказчик.


Что позволяет ретушеру и фотографу быстро получать качественный результат?


Специальная статья для тех, кто до сих пор ретачит мышкой или на трекпаде


3 самых популярных файлообменника


Что же такое цветовая температура окружающего нас света и как ее использовать в процессе создании фотографии?


Работа из дома и другие принципы


sRGB, Adobe RGB и ProPhoto RGB? 8 или 16 бит?


О возможностях работы со снимками формата RAW в PS


Покажем несколько несложных действий в Photoshop


Приложения, которые помогут работать быстрее и эффективнее


LIVE с врачом-терапевтом Светланой Горашко


LIVE с фотографом Ольгой Мурзаковой


LIVE с художником и архитектором Анной Неизвестной


Американский фотограф Барри Харли показывает, как можно сделать стильный групповой портрет с помощью относительно недорогого оборудования.


Роль Instagram в наши дни, как Instagram меняет реальность


Phase One представили Capture One 12 с массой долгожданных нововведений


Недостаток сна вреден и для здоровья, и для продуктивности. Наверняка вы слышали это много раз. Но сможете ли вы почувствовать, что ваши способности ухудшились?


Fashion & beauty фотограф с многолетнем стажем. От администратора в студии до востребованного профессионала и гуру света.


Почему, когда мы пытаемся достичь успеха, правило пяти часов работает, а упорный труд — нет?


Составляем так, чтобы не потеряться и не уничтожиться


Компания Wacom является ведущим производителем высококачественных устройств для цифры и ретуши с 1983 года. А также регулярно обновляет свои устройства, делая их все лучше.


Будь вы фотограф или ретушер всегда важно следить за примерами работ востребованных фотографов. А также понимать, что делает фотографию такой эффектной. Компания Louis Vuitton – отличный пример гармонии цветовых решений.


О колористике, цветовых схемах и галстуках


В мире обработки фотографий существует несколько категорий обработки. У каждого фотографа свой стиль и задачи, которые он передает ретушеру для обработки изображений.


Синергия фотографов и ретушеров в эпоху аналоговой фотографии


Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о