Как разобрать гитару акустическую – Ремонт гитары своими руками. Список частых поломок и решений по их ремонту

Каким инструментом разобрать акустическую гитару

Есть несколько способов разобрать корпус гитары: размачивание, нагрев, пиление и фрезеровка.

В предыдущей статье мы рассмотрели с деки или со дна, разбирать корпус, теперь уточним каким именно образом можно их отсоединить.

 

Обсудим такие способы разобрать корпус акустической или в нашем случае классической гитары:

  • Размачивание и нагрев
  • Пиление
  • Фрезеровка канта
  • Разламывание…

Разламывание

Я бы не стал выделять это в отдельный способ, если бы не каждый третий на нашем форуме пытался разбирать гитару способом расковыривания, разламывания  корпуса гитары с помощью тупых ножниц, кухонных ножей двадцатилетней давности, тупых стамесок и, конечно, грубой силы в неположенных местах. Специально пишу долго, чтобы абзац был заметным. Внимательно читаем дальше.

Разламывать гитару не надо — это не способ. Умерьте пыл и сделайте все правильно.

 

Размачивание и нагрев

Если можно добраться до клеевого шва, то можно шов размочить. Как добраться до шва вопрос очень хороший, когда все покрыто толстым слоем лака. Также, безусловно, хороший вопрос размокает ли клей, которым приклеена ваша дека.

Только столярный клей очень хорошо растворяется просто размачиванием.

Практически все клеи поддаются нагреву, разрушаются или размягчаются. Если прогреть склейку, то она должна разойтись.

Эти два способа можно комбинировать.

У старых гитарах с простым доступом к склейке применить способ размачивания шва — это хороший выбор. Можно положить мокрую веревку вдоль склейки. Дайте клею время разбухнуть, впитать воду.

Нагрев хороший способ, но необходимо локально прогревать кант, чтобы не разрушить все вокруг.

 

Пиление

На первый взгляд распиливание — это радикальный способ разборки гитары. Но гитара является условно разборным изделием, поэтому лёгких путей нет.

Как разобрать гитару, собранную на синтетическом водостойком клее?

Разобрать гитару можно путём пиления тонкой ножовкой вдоль склейки обечайка-кант.

Пилить нужно именно в теле обечайки рядом со склейкой, чтобы не уменьшать высоту канта, как бы захватывая самым краем пропила шов, но тем не менее, не трогая кант. Если канты на дне и деке разные по высоте, то это бросается в глаза.

Аккуратно спиленная дека, также аккуратно ляжет на своё место и снаружи ничего не будет видно. Высота гитары уменьшится на толщину пропила, но это маленькая жертва. Тем более, что если распаривать, то при подгонке назад, может потребоваться слегка пошкурить притиром и один миллиметр всё равно пропадёт. Хорошая же пилка съест мало. И ещё, не преувеличивайте значение этого миллиметра на фабричках.

В качестве инструмента подходит ножовка с пилкой по металлу. Найти нужно пилку с меленькой разводкой. Пилка совсем без разводки очень заклинивает.

Идеально подходит ручная пила с обушком или без него с широким тонким лезвием. Например, японские пилы с направленными к рукоятке зубьями. Толщины могут быть около 0.5мм или даже 0.3мм. Распил будет ровным и аккуратным.

Начинайте с верхнего и нижнего расширения и двигайтесь к талии и клёцам. Если вы правильно начнёте, т. е. пилка пойдёт ровно вдоль склейки, то дальше пилить будет всё проще. Пилку будет направлять сам пропил.

Помните, что внутри гитары рипы могут попадать под пилу.

Отлично получается распилить корпус советской гитары на маленькой циркулярной пиле с толщиной диска около 0.7мм. Если столик не позволяет пропилить талию, то она допиливается вручную. 

 

Фрезеровка канта

Бывают случаи, когда можно пожертвовать кантом, чтобы снять аккуратно деку и никак не повредить контробечайки. Также если при фрезеровке не испортить лаковое покрытие обечаек (приклеить скотч по ходу подшипника), то сохраняется возможность провести все работы с декой, вклеить новый кант, и не менять лаковое покрытие обечаек. Только залакировать кант.

Технология такая же как при изготовлении проточки под кант, только фрезу надо выставить таким образом, чтобы она выбрала часть канта, не тронув деки и обечайки. Пусть даже часть канта не только по высоте, но и перед декой останется. Остатки легко убрать стамеской.

Вы получите полный доступ к клеевому шву между декой и контробечайкой, который нужно будет разобрать размачиванием или нагревом.

Микола Руденко

Как разобрать гитару: снять деку или дно?

С деки или дна открывать гитару — вопрос, на который необходимо найти ответ, если вы решились разобрать корпус акустической гитары.

 

Сначала о наболевшем

Не пойму почему, но часто совершается ошибка — люди отделяют и деку, и дно.

Если нет цели заменить и деку, и дно, тогда отделять надо что-то одно. Во-первых — это лишняя работа, во-вторых обечайки может повести — замучаетесь ловить форму. Если же цель заменить деку и дно, тогда запас на заготовках дает вам поле для маневра и перед вами проблема сделать форму симметричной. Какие-то проблемы со стороны обечаек находятся за рамками обсуждения этой статьи, но в этом нет ничего сверхсложного. Перейдем к обсуждению главной темы.

Одна из самых очевидных причин, так сказать помех, к свободному выбору с какой стороны открывать корпус — это вклеенный гриф.

Гитара с вклеенным грифом и дека имеет ценность

Если у вас гитара с вклеенным грифом и дека важна, значит существует несколько помех:

  • на деке приклеена часть накладки (лепесток накладки),
  • шейка грифа вклеена в корпус, а значит при съеме деки вы не должны потерять высоту корпуса относительно шейки, или компенсировать потери.
  • Дека не должна пострадать никоим образом.

 Что все это означает на практике.

Самый очевидный выход — это открывать гитару со дна, тогда все проблемы отпадают сами собой.

Вам надо лишь иметь некую установку трафарет, на которой можно закрепить гитару, чтобы можно было клеить пружины и рипы, при этом не мешали накладка и подставка. Также существует необходимость следить за перекосом корпуса в продольном направлении, можно завалить гриф, тогда вы потеряете старые высоты струн.

Выглядит эта установка как солера, стол для сборки гитары испанским методом, но только с учетом накладки и, возможно, подставки. Гриф можно не фиксировать, а только учесть возможность перекоса при приклейке дна назад.

Но вдруг, снять надо именно деку

Например: надо её заменить или дека и так уже отбита по контуру, сильно разбита со смещениями. Накладку снимать не хочется полностью со всего грифа. В таком случае надо отпиливать накладку по пропилу под порожком 12-го лада, который проходит в классике близ контура гитары. И снимать деку вместе с этой частью накладки.

В случае замены деки этот кусочек приклеивается назад к новой деке с учетом сделанного пропила. Если замена деки не предполагается, то так и работать с ним на деке.

Тем не менее возможность горячего демонтажа всей накладки остаётся. Если лепесток накладки снять, то вы получите доступ и к деке и ко дну. Но при демонтаже деки вы не должны потерять высоту корпуса, ведь шейка грифа всё ещё жестко закреплена на корпусе. Но случаи бывают разными, например, накладку лучше сменить, толщина шейки дает возможность маневра.

Если шейка грифа еле держится, тогда гриф можно снять полностью.

 

Гриф вклеен, но дека не имеет ценности

В таком случае гитара разбирается таким образом, чтобы не коснуться лишний раз ничего, кроме ненужных деталей, т.е. деки. Можно в ее теле и работать, от грубого пиления, как в фильмах воры вырезают картины, так и до аккуратного разогревания распаривания шва.

 

Если гриф на винте или полностью отклеен, то разбирать можно и с деки без особых проблем. Как правило, решение выносится для каждой конкретной гитары и предпочтений мастера.

Советские гитары я рекомендую открывать с деки, тогда вы спокойно сможете установить акустическую систему и укрепить контробечайку.

 

Кремоны и Музимы

Рассмотрим конкретный случай очень эффективного ремонта старых гитар фирм Музима или Кремона — замена их фанерных дек на массив кедра или ели. Сегодня также полно гитар подобного рода.

С деки или со строны дна их вскрывать и каким образом это сделать.

Так как требуется замена деки, то очевидно, что ее и нужно снимать.

Но у старых Кремон или Музим добавляются следующие факторы. Слишком слабый и условно правильно вкленный верхний клец. Шиповое соединение, на который вставлен гриф, очень плохо подогнано. Все это сводится к тому, что правильно будет снять гриф целиком вместе с накладкой, ничего от нее не отпиливая. Клецем можно пожертвовать как и фанерной декой. Конечно, у вас должна быть заготовка для нового клеца и деки.

Если убивать клец нет решимости, тогда попробуйте размочить шиповое соединение, просверлив отверстие для подачи воды. Можно попробовать дополнительно прогреть, поставить гитару вертикально грифом вниз, и на клец положить горячую железку. Там все еле держится и шип со свистом ходит в пазе.

У Музим может быть соединение на 4 деревянных чепиках. Также очень тухлое соединение или точнее его исполнение.

Деку удобно снять утюгом. Прогреваете безпощадно деку по контуру, пока она не отстанет от обечаек. Обпиливаете деку по контуру лепестка накладки, чтобы получить доступ к клецу. Обратите только внимание на розетку, иногда бывает, что это настоящая инкрустация, которую вы можете переставить на новую деку, вырезав ее аккуратно. Разбираетесь с клецем: разбиваете его стамеской, отламывая по кусочку или размачиваете соединение, как мы обсуждали выше.

В итоге у вас отдельно абсолютно не тронутый полукорпус и гриф с целой накладкой.

 

Такие работы уже не раз проделывались на нашем форуме, так что не постесняйтесь спросить на форуме правильно ли вы поняли, как разбирать вашу гитару.

Иллюстрациий от нашего форумчанина Дмитрия, разборка старой Кремоны без сохранения деки и клеца, ссылка на пост

.

dno-top-first1dno-top-first2dno-top-first3dno-top-first4

Микола Руденко

Разборка корпуса советской гитары

При оптимальном и максимальном варианте ремонта необходимо вклеить акустическую систему, переклеить все рипы, часто, утоньшить деку. Это необходимо, чтобы вытянуть максимум звука из деки. Для этого необходимо вскрыть корпус гитары.

Тем, кто делает минимальный ремонт, нужно только исправить явные дефекты у корпуса гитары и разборка не нужна.

Есть случаи, когда лучше открыть корпус со стороны дна, но для советских фабричек это скорее исключение. Например, дно уже и так почти оторвано.

Важная проблема при вскрытии гитары, а точнее при ее последующей сборке состоит в том, что мы уже ограничены контуром деки, нам надо будет попасть на старое место. Поэтому мы должны беречь форму деки и корпуса не изменять их.

Последнее время после множества работ на форуме и желания наших форумчан провести слишком капитальный ремонт фабрички, что похвально в рамках получения первых знаний, я предлагаю серьезно задуматься о таком подходе, как заменить дно. Дно — это очень радикальная фанера, лучше нее будет любой массив в любом распиле, лишь бы только сухой. Исходя из этого корпус разбираем со дна, все делаем внутри, и закрываем новым дном. Можно не бояться за сохранение формы.

Статья о том как можно разобрать корпус гитары

. Тем не менее пройдемся здесь кратко на эту тему касательно советских гитар.

 

Неверное ковыряние

При разборке гитары многие начинают отковыривать кант, который очень хрупкий, в надежде, что клей отстанет. 80 процентов периметра отскочит, а 20 нет.  Потом отковыривается дека, в итоге дека со сколами и даже трещинами оторвана, а кант уничтожен в щепки. Прежде чем убивать кант подумайте сможете ли вы его заменить. Изготовление канта, как и паза под него — это очень хлопотная работа для начинающего.

 

Отмачивание

Можно отмочить кант и деку. Нужно зачистить шов от лака, чтобы позволить воде попадать в него. Но часто шов и так прекрасно красуется в виде щели по всему периметру. Удобно положить мокрую веревку по контуру.

 

Пиление

Самый удобный способ для советских фабричек – это отпилить верхнюю деку рядом с кантом в теле обечайки. Таким образом, вы сохраните кант. Работать тонкой широкой пилой. Если инструмент не представляет музейной ценности, то способ вскрытия пилением абсолютно корректный и аккуратный.

Ведите пилу по касательной к корпусу. Старайтесь делать так, чтобы сам пропил направлял полотно,т.е. погружайте пилу. Не ломайте рипы внутри, они могут пригодиться.

 

Таким же образом можно вскрывать и современные фабрички. Размочить современные клеи и пробиться через лак задача сложнейшая и бессмысленная. Вскрытие корпуса гитары способом отпиливания в некоторых случаях даже не требует перелакировки после сборки. Важно попасть на старое место.

 

Микола Руденко

разборка гитары — классические гитары — статьи о гитарах — Каталог статей

Не пойму почему, но часто совершается ошибка — люди отделяют и деку, и дно. Отделять надо что-то одно. Во-первых — это лишняя работа, во-вторых обечайки поведёт — замучаетесь ловить форму. Будьте внимательны!!!

Если у вас гитара с вклеенным грифом, т. е. на деке приклеена часть накладки, то разбирать гитару нужно отделив дно, т. к. отклеить эту часть накладки практически невозможно и если всё-таки требуется в силу каких-то причин. (Например: надо заменить деку, дека и так уже отбита по контуру). В таком случае надо отпиливать накладку по ладу, который проходит близ контура гитары. Для классики это 12 лад. И снимать деку вместе с этой частью накладки. Если гриф на винте или полностью отклеен, то разбирать можно и с деки без особых проблем. Как правило, решение выносится для каждой конкретной гитары. 

Есть, как будто, способ разбирать гитару путём распаривания, т. е. в шов обечайка-кант-дека надо подавать горячую воду. Размачивать и нагревать. При этом надо что-то решить с лаком и клей должен распариваться.

Синтетические же клеи не распариваются. Современные фабрички собраны на синтетике. Я сам, и не только я, собираю гитару на синтетике, причём водостойкой.

Как разобрать гитару собранную на синтетическом, водостойком клее?

Если вы хотите круто помучиться и в итоге, возможно, не достигнуть цели, то разбирайте гитару путём распаривания. Я не хочу перечислять недостатки этого пути. Перейду к безошибочному способу.

Разбирать гитару нужно путём распиливания тонкой ножовкой вдоль склейки обечайка-кант. Аккуратно спиленная дека, также аккуратно ляжет на своё место и снаружи ничего не будет видно. Высота гитары уменьшится на толщину пропила, но это маленькая жертва. Тем более, что если распаривать, то при подгонке назад, может потребоваться слегка пошкурить притиром и один миллиметр всё равно пропадёт. Хорошая пилка 1 мм. и съест. И ещё, не преувеличивайте значение этого миллиметра на фабричках.

Порой нет другого способа вернуть гитару к жизни, чем как разобрать её. Вопрос стоит как сама жизнь: быть или не быть, пилить или не играть на этой гитаре.

Немного конкретики. Хорошо подходит ножовка (смотрите «Пилка для ладов») с пилкой по металлу. Ломаю полотно на две части. Пилка без разводки очень заклинивает.

Начинайте с верхнего и нижнего расширения и двигайтесь к талии и клёцам. Если вы правильно начнёте, т. е. пилка пойдёт прямо по склейке, то дальше пилить будет всё проще. Пилку будет направлять сам пропил.

В принципе не важно в теле обечайки или канта вы пилите, но если в теле канта, то кант станет ниже на ширину пропила. Часто, а тем более на недешёвых гитарах это нежелательно. Если канты на дне и деке разные, то это не совсем по законам жанра. К советским фабричкам это не относится – они все не по законам. К тому же кант на них бывает настолько мягким, что пилка уходит в него.

Участок близ талии и клёцов можно пропилить такой же пилкой, зажатой в специальную держалку. По принципу за один конец держим, другим пилим. Есть пилки с большой шириной, которыми тоже очень удобно пилить клёцы.

Помните, что внутри гитары рипы будут мешать пилить. Если вы хотите их оставить, то будьте осторожны.

Начало разборки советской гитары

Начинаем работу над советской гитарой. Освобождаем корпус для дальнейшей работы.

 

Начинается всё одинаково

Снимите струны или их остатки, а также колки, которые на самом деле называются колковой механикой. Колки – это у скрипки. Будьте аккуратны – шурупы могут быть изогнутыми, если какой-то отломится, то обязательно вытащите кусочек, он может помешать в дальнейшем. Советская механика в основном плохая, но колки с силуминовыми валами ещё могут послужить.

силуминовые валы на колковой механике

Часто колки на семиструнку. Из положения можно выйти, если найти на блошином рынке такую же планку на три струны и перевернуть её под басовые струны. Небольшой ремонт с отгибанием металлических хвостиков. Будьте аккуратны – они легко ломаются.

Сегодня, безусловно, можно купить недорогую механику, но если мы хотим соблюсти винтажный стиль, то можно постараться.

 

Гриф снимается просто

ключ для регулировки советского грифа

Для демонтажа грифа вам понадобиться вот такой ключ. Можно открутить гайку изнутри. Без ключа спасают плоскогубцы, но при их использовании надо не расковырять отверстие под болт.

Не спешите выбрасывать выпадающие лады. Замена ладов дело хорошее, но если рабочая шапочка лада высотой около 1мм, тогда их можно правильно забить назад. Подробнее о грифе мы поговорим в специальной статье далее.

 

Теперь надо демонтировать подставку

Подставку можно не снимать, если вы пошли по минимальному пути, но тогда убедитесь, что вы сможете попасть в мензуру с учетом поправок.

Обычные дефекты подставки:

  • подставка уже полуоторванная,
  • критично прогнулась впереди, а сзади выгнулась,
  • криво приклеена или смещена, (тут внимание! см. далее.)
  • количество отверстий семь штук, а вы хотите шесть,
  • металлический порожек никак не попадает в мензуру с учетом поправок.

Редко, когда всё сделано как надо. Но можно пойти на частичный ремонт. Например, заделать старый пропил под порожек и пропилить паз под косточку с компенсацией.

О смещении и кривизне

Помните, что положение нижнего порожка жестко связанно с положением грифа. Подставка может быть криво приклеена относительно габаритов корпуса, (который сам часто кривой и несимметричный), и это будет только визуальный дефект. Но нижний порожек обязан находиться верно относительно грифа, вернее ладов, или ещё вернее, ладовых порожков, тогда гитара будет строить, что является категорически важным условием.

Для тех же, кто пойдет оптимальным и тем более максимальным путем необходимо подставку снять.

Как же демонтировать подставку

Если вы видите два белых кружочка на подставке, то под ними вы скорее всего найдете шурупы, которые необходимо убрать.

Для демонтажа подставки с советской гитары подходят все способы описанные в общей статье по отклеиванию подставки гитары. Принимайте решение, исходя из вашего конкретного случая и личных предпочтений.

bridge1

Рекомендую попробовать отмочить и/или прогреть, так как это добавит вам опыта снимать подставку без ущерба для неё и деки.

 

Микола Руденко

Изгибание обечаек гитары

Обечайки гитары — это изогнутые тонкие пластины или ламели дерева. Бывают, конечно, и фанерные обечайки или составные, т.е. состоящие из двух слоев. Но в статье пойдет разговор о том, как методом размачивания и нагрева согнуть цельные обечайки для гитары.

Заготовки на обечайки представляют собой две деревянные пластины толщиной от 2 до 2.5 мм ширина и длина естественно следует из размеров гитары, которую вы хотите сделать. Прибавьте к длине 30 мм, к ширине 5-10 мм для пожарной безопасности. На классическую гитару получается что-то похожее на 760*110*2,5 мм. Заготовки обычно равнотолщинные.

Обечайки-индийский палисандр

На чём основано гнутье?

На том, что при нагреве влажных заготовок древесина начинает гнуться и после остывания и высыхания сохраняет заданную форму. Операция требует изготовления приспособ. От мастера к мастеру устройства различаются, но остаётся один принцип – должна быть штука, на которой греют и гнут и ещё одна, на которой обечайки фиксируют.

У монстров гитаростроения это может быть универсальная установка, но я хочу рассказать вам, как с минимальными затратами можно совершить это таинство.

Первая приспособа — это металлическое нечто, у которого есть рабочая часть, представляющая собой округлость радиусом не большим, чем радиус изгиба в талии вашей будущей гитары.

Приспособление для гнутья

Эта рабочая часть должна хорошо нагреваться, чтобы при прикосновении влага из дерева начинала выкипать, но при этом древесина не обугливалась. Металлическая поверхность не должна пачкать дерево своими окислами.

 

Приспособа универсальная с грелкой

На картинке изображено универсальное приспособление и для гнутья, и для сушки, но оно достаточно сложно в изготовлении.

приспособление для гнутья обечаек гитары

Принцип работы такого устройства это перекладывание обечаек с гибким нагревательным элементом (видно что-то рыжее с хвостиком торчит слева). У нас на форуме Пабло применяет такую технологию. Результат идеальный.

Вкратце. Формируется бутерброд из гибких металлических пластин с гибким нагревательным элементом. Для защиты от легкого подгорания между элементом и обечайкой кладется бумага. В ровном состоянии пакет прогревается, дерево приобретает способность гнуться и весь пакет выгибается по форме. Нюансы ищите на форуме.

 

Простая форма с подогревом

Нам нужен только шаблон. Надо сделать три прижима: в талии и по краям. Также стенки можно сделать из толстой фанеры или ДВП.

Схема: вырезаете две стенки из фанеры 10 мм (учтите толщину обечаек, контур сушилки — это внутреняя поверхность обечаек, а не внешний контур гитары) и по торцу оббиваете металлическим листом. Приспособа может быть сразу на две половинки обечайки, могут быть две разные на каждую из половинок обечаек. Рабочую поверхность сушилки после закрепления заготовки на приспособу некоторое время надо прогревать.

Есть такой эффект, как поперечное изгибание обечаек при сушке в открытом виде. Причина в том, что дерево изгибается на ту поверхность, которая сохнет сильнее. Лечение: применение внешнего гибкого металлического листа, шнуровка с внешней стороны. Не агрессивная сушка. Фактически после остывания дерево теряет способность гнуться, т.е. ещё влажным его можно засунуть в то, что мы называем ваймой и сохнуть обечайки будут в форме, но внутренней стороной наружу.

 

приспособление для просушки обечаек гитары

 

Процесс гнутья, один из вариантов

На 5 часов погрузите в воду заготовки, просто утопите в ванной. Только не оставьте их плавать, иначе поверхности дерева неравномерно впитают воду и обечайки изогнуться.

vanna

Я начинаю гнуть с талии. Отметили место максимального прогиба в талии и кладёте этим местом на разогретую гнулку. Вода, которая впиталась в древесину и находится на поверхности, закипает. Практически под тяжестью рук и небольшим напряжением по мере увеличения радиуса заготовка гнётся.

Постоянно елозьте по металлу участком, который гнёте, не стоите на одном месте, сначала прогрейте участок, потом гните. Когда вы прикладываете ровную заготовку на радиус, то площадь соприкосновения мала, поэтому постоянное движение необходимо. Кипяточек с кистью для добавления «поддайте-ка парку» также необходим. Сверяйтесь с шаблоном. Талию лучше согнуть очень точно. Когда вы будете гнуть остальную часть обечайки, то талия может постепенно разгибаться, как и всё остальное. Можно, после того как вы согнёте талию, подержать её под струёй холодной воды, чтобы материал остыл, разгибание явно замедляется.

На самом верхнем фото вы видите процесс изгибания обечаек дополнительно с помощью гибкой металлической пластины. Эта пластина позволяет гнуть дерево равномернее, именно изгибая по радиусу, а не переламывая о него. Такая методика позволяет работать с обечайками в местах с дефектами,  какими-то опасными неоднородностями или специфической текстурой, предотвращая переламывание. Также пластина затрудняет испарение влаги с внешней стороны, а именно она не должна сильно подсыхать, так как при изгибе растягивается и должна быть пластичная.

По сути, вам нужно согнуть дерево до состояния, когда не требуется больших усилий, чтобы материал лёг в форму. Таким же образом гнёте остальное ещё больше обращая внимание на то, чтобы прогревать как можно большие площади и не гнуть в каком-то одном месте, а то изделие получится угловатое. Если перегнули, то переверните и выпрямите.

На краях и вокруг сучков или волн пользуйтесь палочкой-держалочкой, чтобы давить в самый край обечайки.

Можно остановиться на моменте, когда с небольшим придавливанием к сушилке обечайка ложится точно по поверхности. Закрепите в сушилке в трёх местах: в талии и по краям, больше не надо. Погрейте сушилку час, полтора, потом на несколько дней оставьте достаивать. Когда вы снимаете заготовку с сушилки, отгиб краёв от формы не должен превышать сантиметра.

 

Изгибание без монтажа, т.е. так это и выглядит. Конечно не могу сказать, что это полностью всё. Я немного красуюсь, смело надавливая на дерево, но индиец это позволяет, сами будьте осторожнее. Я сам намного осторожнее на незнакомом дереве. Некоторое время ещё на окончательную доводку потратить надо, но это уже несущественно. За кадром остаётся только идеальная подгонка — ничего интересного, приложили к шаблону, подогнули на гнулке.

Гну я индийский палисандр толщиной 3.0 мм. Замачивал перед изгибанием часов на пять.

Видео на нашем канале YouTube. Подписывайтесь!

Микола Руденко

Отклеивание подставки классической гитары

Вам надо отсоединить подставку от деки. При этом сохранить как подставку, так и деку.

 

Метод отбивания хорош для советских подставок. Для тонких классических подставок этот способ не очень хорош, так как можно надломить крылышки. Также ответственные ремонты предполагают нежные методы.

Если у вашей подставки есть какие-то кружочки, то скорее всего это пластиковые пробочки, под которыми находятся шурупы и понятно, что их нужно выкрутить перед всем последующим. Предположим, что это оказалось не так просто, так как разбита проточка под отвертку. Можно сверлом по металлу высверлить головку шурупа и потом трубчатым сверлом высверлить всю остальную ножку.

Способ отмачивания и прогрева

Воспользуемся свойством клея разрушаться или размягчатся при нагреве и увлажнении.

lopatki

Хорошо воспользоваться тонкими лопатками. Такие лопатки применяются для смешивания художественных красок. Лезвие лопатки очень тонкое.

Очень правильное решение, чтобы у лопатки была ступенька, как видно на первом фото, либо изгиб перемычки, тогда ручка не будет норовить помять вашу деку. Но в любом случае деку надо защитить чем-то.

Основная идея — это не оторвать подставку от деки, а размочить клей, чтобы подставка отошла сама.

Тут у каждого свои правильные движения. Но важное правило — не спешить. Подавать горячую воду по лопатке в стык и ждать пока клей размокнет. Чвякайте по возможности. Не расколите деку, не отламывайте подставку. Не лейте воду литрами, а подавайте только в образующийся зазор горячую воду с кисточки. Лишнее вытирайте тряпочкой. Не размочите склейку деки. Старайтесь не мять дерево деки вокруг. Попадание воды под лак также приведёт к нежелательным эффектам.

Не проткните самой лопаткой деку. Может показаться, что у вас отлично получается, когда вы будете снимать слой деки или уходить куда-то в глубь неё.

Прогрев клеёв типа Titebond

Можно равномерно неким нагревательным прибором специальной формы прогреть всю подставку, не тронув деку. Применить защитное покрытие вокруг подставки.

Варианты. Специальная железка с особой формой под подставку, которой вы ее прогреваете. Защищаете деку вокруг подставки теплоизоляцией, фольгой и прогреваете подставку чем-то типа лампы или фена, даже утюга. После такого прогрева подтавка может несколько пострадать, искривиться.

unglue-bridge1-1

 

Способ отбивания

Есть техника снятия подставки методом отбивания с помощью широкого ножа рубанка и маленького молотка. Способ достаточно эффективный, но как всегда есть свои сложности.

При отбивании подставки могут остаться глубокие следы на деке. Вырываются слои дерева, причем можно зацепить слой и начать тянуть его за зону подставки. Колется косослой. Исходя из этого предпосылка для применения способа последующая обработка деки.

Но если быть аккуратным, то повреждений минимум, и многие из них уйдут при шлифовке деки, а оставшиеся попадут опять под подставку. Старайтесь минимально испортить деку, тогда у вас будет больше возможностей для смещения подставки на новое удобное с точки зрения симметрии и строя место

Способ больше подходит для демонтажа подставок с советских гитар, которые не имеют тонких крылышек. Тонкое крылышко просто раскалывается. Для тонкой реставрации надо воспользоваться свойством клея к размягчению и разрушению при нагреве и размачивании.

Технология

Вам нужно найти нож рубанка шириной 50мм и небольшой молоток. Приставляете нож между подставкой и декой под углом, чтобы удар приходился вдоль склейки, а не в деку. Попробуйте начать с того, что приставить лезвие фаской заточки вверх и наклонить его под очень острым углом к деке, чтобы составляющая удара, приходящаяся в деку, была слабой и не проломила её. Ударяете сначала слабо.

Переставляете лезвие по периметру подставки и обстукиваете её всю равномерно спереди и сзади. По узким краям подставки бить нельзя, так как расположение слоёв деки не позволяет. Бить надо только вдоль слоёв деки. Вы должны почувствовать ту силу, с которой надо бить. Я бы сказал, что это средние по силе удары.

Когда почувствуете, что подставка начала отходить в каком-то месте, не отбивайте её до конца, не всовывайте лезвие между подставкой и декой. Продолжайте проходить по периметру. Подставка должна начать отходить с обеих сторон. Это надо, чтобы не зацепить и не отщепить кусок от деки.

Все недостатки должны уйти или остаться под подставкой. Если клей и его адгезия оказались крепче древесины, то будет колоться по дереву деки и смысл в том, чтобы сделать это крайне аккуратно, не потянуть скалывание вдоль деки.

 

Метод срезания

Самый радикальный для подставки и щадящий для деки способ — это срезать подставку. Можно использовать рубанок или/и фрезер. Очень часто подставку надо не просто снять, но и заменить она просто не нужна, соответственно, то что не нужно можно снимать уничтожая, при этом смежные детали даже не трогать. Это правило общее.

Технология проста. Защищаете деку вокруг подставки. Рубанком снимаете часть подставки до самой деки, оставляя только тонкую пластинку около 1 мм. Можно использовать фрезер, чтобы точно остановиться перед декой. Также можно эту тонкую пластинку дерева размочить, влага сразу пойдет на клеевой шов и все развалится. Не забываем и о нагреве. Не грейте излишне саму деку.

Если дека будет в последствии утоньшаться, то можно без особых опасений снять подставку и острым маленьким рубанком вплоть до клеевого шва.

Некоторое неудобство представляет то, что дека тонкая и с потерей подставки станет ещё слабее. Будьте осторожны с нажимом, если будете работать на весу. Рубанок дожен быть острым и без лишнего давления снимать стружку.

Микола Руденко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *