Нейтральный белый цветовая температура – таблица соответствия гаммы, измерение цвета к кельвинах, как определить теплый и холодный свет led, что лучше для дома и офиса

Что такое цветовая температура простыми словами?

Поделиться статьёй:

Начинающие фотографы на первых порах пути, особенно при самостоятельном изучении тонкостей фотографии, сталкиваются с десятками взаимосвязанных сложных терминов и понятий. Как тут не запутаться в них? Если с диафрагмой и фокусировкой можно разобраться «методом проб и ошибок», то термины «баланс белого», «экспозиция» и «цветовая температура света» сложно понять путем тренировок. Все эти понятия напрямую влияют на результат и очень важны для фотографа.

Содержание статьи:

Что же такое цветовая температура окружающего нас света и как ее использовать в процессе создании фотографии? В Википедии есть сложное научное определение с графиками и схемами. Если говорить простым языком, то цветовая температура – это оттенок, который накладывает свет на все предметы вокруг себя. Освещение бывает нейтральным, холодным и теплым, с первым все понятно – он практически не влияет на цветопередачу. Большинство студийных осветителей относятся именно к этой группе. Холодный свет дает вокруг себя голубоватый оттенок, а теплый – желтоватый. В некоторых случаях такое положение вещей выглядит естественно и не требует корректировки со стороны фотографа, но в большинстве жанров температура учитывается и обязательно. К примеру, портретная съемка построена на игре оттенков и голубоватый тон кожи не всегда уместен, а предметы под теплой желтоватой лампой буду выглядеть неестественно, да и фон уже не будет кипельно-белым.

Уличный свет тоже отличается по температуре, летом и осенью он более теплый, зимой и весной – более холодный. Связано это с отражающими свойствами снега, именно он дает голубоватый оттенок. Кроме того температура освещения зависит от места съемок, времени суток, окружающей обстановке. Облака на небе повышают ее на несколько сотен пунктов, что также необходимо учитывать при подготовке к фотосъемке.

Обозначения и числовые показатели

Измеряется цветовая температура в Кельвинах, обозначается буквой «К» и сильно варьируется в зависимости от разных параметров. Самые низкие показатели у оранжевого и красного свечения, солнца на закате к примеру (до 2000К), а самые высокие у синего неба и белоснежных просторов – свыше 7000К. Разделение освещения на 3 группы происходит таким образом:

Теплый, или желтоватый, свет получает от огня, вольфрамовых ламп и солнца на закате. Он находится в пределах от 1000 до 3500К: свечка или костер дадут 1000-2000К, лампы накаливания чуть больше – около 2400-2800К, а солнечный свет в начале или в конце дня даст уже 2900-3500К, ближе к нейтральному. Естественно, это не константа, показатели будут зависеть от перечня факторов: погода, время года, облачность и прочие моменты.

Нейтральный, или белый, свет не влияет на цветопередачу и является идеальным с точки зрения фотографии. Конечно, если автором не задумано использование свойств освещения в художественных целях. Условно нейтральным считается свет в пределах 4000-6500К. Сюда можно отнести и солнечный день без облаков в летнюю пору (4000-5000К), и облачность (около 5500К), и стандартную вспышку на камере (6000-6500К). Именно нейтральный света чаще всего используется в фотографии в жанрах: портрет, натюрморт, предметный. Да и «пейзажники» стараются поймать момент, когда солнце в зените, особенно при съемках архитектуры и урбанистических панорам.

Холодный, или синеватый, цвет освещения сразу рождает в голове изображения заснеженной равнины и покрытых «шапками» елей на окраине леса. И все залито голубоватым светом. Именно так и выглядит снимок в холодном освещении. Оно имеет показатели в пределах 6500-20000К. И к холодному свету относятся: сильная облачность или пасмурная дождливая погода (6500 – 7500К), время после заката, когда небо теряет золотистый оттенок и становится синим (7500-8000К). А самым «холодным» светит ясное зимнее небо, в зависимости от места цифра может варьироваться от 9000 и до 15000К.

Для фотографа крайне важно понимать, какое освещение ему придется использовать в съемки, тогда на выходе можно будет получить вполне сносный, а иногда и удивительно удачный кадр. Для удобства все виды источников света и их температуры приведены в таблице:

Как фотографировать при теплом освещении?

Желтоватый оттенок подходить для пейзажной съемки, свадебных душевных снимков, для придания старины и величия историческим зданиям. Теплый свет добавляет в кадр мягкости и нежности, а час-полтора перед закатом называют «золотым временем» для фотографии. Блики огня от свечи или костра придают картине некую интимность, добавляют тонкую нотку чуда. Золото от такого освещения можно использовать для королевских съемок, когда наряд и интерьеры полны помпезности и величия. Теплый свет подчеркнет очертания предметов и слегка смажет детали. Поэтому такой вариант используется для создания настроения и практически не применяется в рекламной предметной съемке.

Для работы со свечами или вольфрамовыми лампами вам понадобится:

  • светосильный объектив;
  • штатив;
  • много терпения на первых порах.

Нужно отключить штатную вспышку, настроить выдержку для съемок ночью (до 1 секунды), зафиксировать камеру на штативе, включить системы стабилизации изображения и искать оптимальный ракурс, чтобы свечи освещали нужные участки снимка. Двигайте источники света до получения нужного результата – несколько свечек рядом дадут резкие тени и много бликов, слишком удаленные скроют слишком много деталей.

Баланс белого скорее всего придется выставлять вручную, автоматика сдастся или выдаст не тот эффект, который ожидается. Настраивайте камеру по белому листу перед съемкой и снимайте в Raw, это даст возможность корректировать полученный материал по данному параметру.

Для работы рано утром или на закате требования схожи: накамерная вспышка не используется, штатив не обязателен, но весьма желателен. Не становитесь напротив солнца, пусть оно будет смещено от центра снимка, тогда лучи будут скользить и создавать узоры на фотографии. Фокусировка и баланс белого тоже придется строить вручную, выдержка может быть стандартной, тогда кадр будет более живой. Если увеличить время экспозиции при сниженном ISO солнечные лучи будут отчетливо видны – это очень красиво смотрится на природе среди деревьев. Но потребует наличие штатива.

Холодное освещение и его влияние на снимок

Синеватый оттенок на фотографии вряд ли украсит модель во время фотосессии, но может дать удивительные результаты во время съемок природы, берега моря или реки, в рекламе или фотографии автомобилей. Снежные пейзажи создаются гармоничными только при холодном свете, сложно представить снежную равнину желтого или кремового оттенка. Часто голубой свет нарочито усиливают для достижения художественного эффекта, зимние съемки на улице, в жанре «Снежная королева» и другие футуристические образы отлично смотрятся в холодном освещении.

Студийная съемка подразумевает контроль баланса белого, фокусировку и настройку выдержки вручную, чтобы автоматика не скорректировала их в сторону нейтрального оттенка.

Осветители, придающие коже голубоватый оттенок, чаще всего LED-происхождения, их стоимость достаточно высока, а работать с ними правильно весьма сложно. Если используется именно холодный свет, то его можно разбавить нейтральным для прорисовки объема или фона, сочетать с теплым можно только в случае, когда это задумано автором. Между собой желтый и оранжевый не смешиваются и дают непонятную нехудожественную картину.

Естественное освещение такого типа встречает еще и за час до рассвета и через полчаса-час после заката, когда на землю ложатся сумерки. Нужно поймать момент, когда детали еще различимы, а солнце уже не светит, тогда пейзаж вокруг будет залит изумительным голубоватым свечением. Свет отражается от неба и максимально рассеивается. Тут пригодятся навыки съемки в условиях недостаточной освещенности: удлиненные выдержки, штатив, отсроченный пуск ли пульт ДУ затвором, системы стабилизации снимка. Желательно иметь светосильный объектив, так как снимать придется на минимальных значения ISO.

Комбинированное освещение

Теплый и холодный свет могут соседствовать вместе только в руках опытных мастеров, если смешивать их необдуманно и хаотично, результат будет неожиданный и не всегда приятный. Проблема сочетания разных источников максимально актуально в студийной съемки и при работе на улице с необходимостью подсветки отдельных участков сцены. Лампы накаливания, вспышки импульсные и постоянный свет имеют разные значения цветовой температуры и часто портят даже самый интересный и красивый кадр. Ситуации и варианты использования смешанного освещения:

Съемка на улице с использованием дополнительного освещения. Часто происходит такая ситуация – есть солнце в разных его проявлениях и есть фонари, которые чаще всего светят нейтральным или теплым светом, есть вспышки и прожектора, которые могут быть абсолютно любыми. Скорректировать разницу можно путем выбора правильного ракурса, когда освещение не будет сильно конфликтовать в одном кадре. А также применять конверсионный фильтр, именно он позволить получить на выходе более-менее ровную картину, снизив температуру холодного света ближе к нейтральному.

Портретная съемка подразумевает естественный цвет кожи, а он ближе к нейтральному или теплому. Если нет возможности исключить холодный источник света, то выставляем баланс белого на нейтральный (около 3000К), выбираем однотонный фон белоснежного, серого или черного цветов, увеличиваем время экспозиции до 0,5 – 1 сек и максимально закрываем диафрагму. Так как используется длинная выдержка, то светочувствительность необходимо выбрать минимально возможную, около 100-150. Таким образом, размоется фон, а влияние от холодного света будет минимально губительным и максимально художественным для данной ситуации.

Предметная съемка при отсутствии лайт-бокса превращается в кошмар для фотографа. Лампы накаливания и вспышки смешиваются не всегда удачно. Выход такой — максимально исключаем прямые лучи любого осветителя, делаем свет рассеянным с помощью белой ткани со всех сторон от предмета.  Расставляем источники постоянного освещения таким образом, чтобы теней было минимальное количество и включаем накамерную вспышку. Настройки схожие с портретной съемкой – баланс белого на нейтральный, светочувствительность минимальная, диафрагма закрыта. Только выдержку можно выбирать уже и длинную и короткую, по ситуации.

Сочетания света от разных источников может привести к неожиданным результатам, а правила в фотографии существуют для классической съемки на первых порах обучения. Опытные фотографы используют именно отклонения от нормы и нарушение правил фотосъемки для создания удивительных ярких снимков.

Корректировка баланса белого

Используя различные источники света, приходится учитывать их цветовую температуру и корректировать баланс белого. Это можно сделать тремя способами:

  • до начала съемки по свойствам освещения;
  • на отснятом материале с помощью возможностей фоторедакторов;
  • при балансировке с использованием кусочка серой бумаги, нейтральной карты.

Любой из этих способов, а также их совокупность позволит вам контролировать влияние освещения на итоговый результат. Фотографии в формате JPEG не дают возможности глубокой обработки отснятого материала, в них просто не записано достаточное количество информации, чтобы скорректировать баланс белого в графическом редакторе. При малейших сомнениях в результате переходите на RAW, он позволит не только выправить ошибки света, но и скорректировать множество других параметров, даже недочеты экспонирования.

Совет начинающим фотографам

Оценивать температуру освещения и корректировать параметры съемки в соответствии с полученными значениями достаточно сложно на первых порах. Именно для этого придуманы различные фильтры и автоматические режимы с разными приоритетами. Достаточно освоить их для начала работы с разными объектами и источниками света, а впоследствии постепенно переходить на ручные настройки. Это сэкономить кучу времени и нервных клеток, позволит плавно прийти к более высокому уровню съемок и не бросить процесс на полпути из-за трудностей понимания всех тонкостей.

Профессионализм фотографа не зависит от уровня камеры, количества аксессуаров и дополнительных инструментов. Она складывается из понимания физических процессов, происходящих на матрице фотоаппарата, и влияния изменения настроек на эти процессы. А остальное является только следствием многочасовых съемок и трудоемкой работы.

Поделиться статьёй:

Цветовая температура, выбор для конкретного применения

Чтобы в вашем доме было уютно и комфортно обязательно следует подобрать грамотное освещение. От неправильного выбора цветовой температуры будет зависеть комфорт жизни в доме. Современное общество начало использовать светодиодное оборудование. Поэтому давайте рассмотрим, что такое цветовая температура светодиодных ламп, какие светильники и где следует устанавливать, чтобы не только уютно себя чувствовать, но и не навредить своему зрению.

Что такое цветовая температура

Уровень цветовой температуры необходимо учитывать при выборе любого светильники не обязательно ЛЭД-продукции. Цветовая температура будет определять, насколько комфортно человеку будет находиться в помещении. Разным людям нравится разная степень освещения в помещении, при которой они чувствуют себя комфортно. Одним нравятся теплые оттенки в помещении, другим приглушенный свет, а третьим комфортно, когда в комнате белым-бело.

01-tsvetovaya-temperatura

Эти данные нужны для обеспечения комфорта при проекте дизайна интерьера. Если человеку хочется больше тепла, уюта и комфорта, следует использовать более теплые тона. Если в доме применить приглушенное освещение можно создать тихую и спокойную обстановку, которая поможет восстановиться к новому дню. Для создания рабочей атмосферы, постоянной бодрости и активности нужно использовать холодное, но яркое ЛЭД-освещение.

Светодиодные источники света практически не греются, поэтому часто используются с натяжными потолками. Цветовая температура энергосберегающих ламп для каждого человека определяется индивидуально. Чтобы создать нормальную обстановку в доме, достаточно соблюсти несколько критериев:

  1. Лампа должна в достаточной мере освещать помещение.
  2. Приборы должны дополнять остальные элементы интерьера и не портить восприятие дизайна помещения.

Светодиод — полупроводник, который начинает светиться сразу же после прохождения через него электрического тока. Цвет лампы зависит от стекла, которое используется при ее работе. Именно это определяет цветовую температуру помещения.

Если вам необходимо получить идеальный белый цвет в помещении, простого монтажа светодиодов недостаточно. Для этого следует сделать:

  • Комбинируйте светодиодные лампы. Цветовая температура будет зависеть от каждого светодиода, который установлен в оборудовании. При совместной работе они образуют ту или иную цветовую гамму. Использование подобных осветительных приборов обходится дороже, чем альтернативный вариант, который приводится дальше.
  • Специальные колбы с люминофором. Еще один вариант, суть которого заключается в использовании люминофора для создания нужной цветовой температуры.

Ниже есть таблица, которая расскажет, что такое цветовая температура. В ней вы сможете оценить то, какой оттенок можно придать освещению.

02-tablitsa-ottenkov

Диапазон цветовых температур

Светодиодное оборудование отличается от ламп накаливания не только экономичностью, но и более широким диапазоном цветовой гаммы, которую может излучать луч. Лампочка дневного света и характеристика ее цветовой температуры являются главными при выборе ее на рынке для монтажа в своем доме.  Оттенок будет выбираться по шкале Кельвина. Выше уже была приведена такая шкала, поэтому давайте рассмотрим ее чуть глубже:

  1. 2700–3500 — оттенок лампы теплый белый.
  2. 3500–5000 — обычный нейтральный белый цвет.
  3. 5000–7000 — яркий белый цвет холодного оттенка.

Температура цвета определяется степенью нагреваемого металла, как показывает таблица. Поэтому можете представить, что если разогреть металл до высокой температуры, как раз получится ослепительно яркий белый цвет.

03-tsvetovaya-temperatura-raznyh-istochnikov-sveta

Свет любого диапазона, из тех трех, что мы рассмотрели, будет оказывать влияние на человеческий организм и самочувствие. Поэтому при разных целях освещения будет использоваться разный элемент.

Область применения светодиодных светильников распространяется на:

  • производственные и муниципальные учреждения;
  • лаборатории и станции;
  • торговые центры и магазины;
  • частные дома, дачи, квартиры.

Словом, везде, где только можно увидеть человека, применяются светодиодные светильники.

В производственных помещениях чаще всего используются светильники третьей категории, которые придают помещению яркий холодный оттенок. Это позволяет настроить всех сотрудников на рабочий лад, потому что яркий белый цвет делает нас активными и более внимательными. Поэтому в офисах можно встретить хорошее освещение от люминесцентных ламп.

Дома, в гостиной или кабинете следует использовать нейтральные тона для создания нормального уровня освещения. Если хочется придать комнате больше уюта и спокойствия, отличным решением станет установить светильники с цветовой температурой от 2700 К. В зависимости от степени цветовой температуры светодиодных ламп будет зависеть:

  • скорость реагирования человека;
  • его внимательность;
  • уровень концентрации;
  • настрой и душевное состояние.

Другими словами, если есть нужда организовать активность — следует придерживаться холодных и ярких тонов. Цветовая температура светодиодных ламп с теплыми тонами нужна для расслабления и релаксации.

Область применения приборов в зависимости от цветовой температуры

Давайте рассмотрим, какая цветовая температура люминесцентных ламп, и в каком помещении подойдет лучше.

04-svetodiodnaya-lenta

На протяжении длительного периода времени глаза человека привыкли к самым разным световым гаммам. Очень долго каждый из нас имел в своем доме лампы накаливания, которые хоть и не являются лучшим осветительным прибором, но сказались на нашем восприятии. Цвет и уровень освещенности будет влиять на наши органы восприятия информации, поэтому при разной освещенности один и тот же предмет будет обладать разными цветами.

  1. Мягкий белый или теплый белый цвет (2,7–3,5 кК). Просто идеален для гостиных комнат и спален. Если вам нужно создать расслабленную атмосферу, нет ничего лучше, чем подобрать цветовую температуру светодиодных ламп именно на этом уровне. Отлично подойдет для мест, где собирается семья, чтобы вместе пообедать.
  2. Ярко-белый цвет (5,3–6,5 кК). Отлично дополнит и организует любое рабочее пространство. Такая цветовая температура ламп устроит комнату ребенка школьного возраста, кухню и рабочее место. Вот где следует применять светильники с таким уровнем света и оттенков.
  3. Дневной свет (4–5 кК). Его лучше всего использовать для освещения ванных комнат, домашних библиотек. Чаще всего такие светильники используют в салонах красоты, где оборудованы места для нанесения макияжа на клиента.

05-svechenie-nagretogo-temnogo-tela

Благодаря цветовой таблице температур ламп и элементов освещения помещения вы теперь понимаете, как подобрать светильники для той или иной комнаты. Пользуйтесь цветовой таблицей и сверяйте данные с техническими характеристиками, заявленными заводом изготовителем.

Видео по теме

Хорошая реклама

 

Цветовая температура и индекс цветопередачи

Свет, который мы видим, отличается оттенком, а освещаемые предметы – четкостью. За данные характеристики отвечают такие параметры освещения, как индекс цветопередачи и цветовая температура.

Чтобы подобрать светодиодный светильник, независимо, бытовой, промышленный или светильник светодиодный уличный с оптимальными параметрами, необходимо разобраться, от чего зависят индекс цветопередачи и цветовая температура. А также, что подразумевают под собой эти понятия, в чем измеряется и какая бывает цветовая температура, как ее определить.

Цветовая температура является одной из основных характеристик светодиодного светильника, которая определяет спектральный состав светового излучения и объективность восприятия его человеком. Измеряется цветовая температура в миредах (обратных микроградусах) или кельвинах, и для этого используется специальный прибор – колориметр. Потребителю нет необходимости осуществлять эту процедуру, для него достаточно знать диапазон цветовой температуры светодиодных светильников, который приведен в таблице. Этот показатель идентичен также и для других источников света.

Если цветовая температура находится в пределах 5000К, спектральный состав света более сбалансирован и по своему составу практически идентичен «белому» или дневному солнечному свету, и CRI (индекс цветопередачи)=100. Чем ниже цветовая температура, тем меньше доля синего цвета и больше – красного. Этим легко объясняется тот факт, что при освещении, которая дает лампа накаливания, все освещаемые предметы имеют красноватый оттенок. И наоборот, чем выше цветовая температура, тем больше доля зеленого и синего цветов.

Практически все качественные светодиодные светильники с любой цветовой температурой дают качественный белый цвет, но остальные оттенки не всегда правильно передаются. Это и является основным отличием ламп с равным индексом цветопередачи и разной цветовой температурой, где под индексом цветопередачи (CRI — colour rendering index) подразумевается параметр, который характеризует уровень соответствия естественного цвета предмета кажущемуся при его освещении.

В зависимости от коэффициента цветовой температуры различают три вида ламп:

  1. 2700-3500К – тип света получается теплый белый – например, лампа накаливания;
  2. 3500-5000К – нейтральный или нормальный белый – утренний солнечный свет;
  3. 5000-7000К – дневной или холодный белый – дневной яркий свет.

Диапазон цветовой температуры

Тип света

Примеры источника света

2700 – 3500 К

Теплый белый

Лампа накаливания

3500 – 5000 К

Нейтральный белый/нормальный белый

Солнечный свет после восхода

5000 – 7000 К

Холодный белый/ дневной

Яркий дневной свет

Таким образом, если цветовая температура не равна 5000К, все оттенки, кроме белого, будут теплыми (при большем 5000К будет больше красных оттенков), или холодными (при меньшем 5000К будет больше синих оттенков). Поэтому, в зависимости от назначения светодиодной лампы, следует подбирать наиболее подходящие показатели индекса цветопередачи.

Характеристика цветопередачи

Степень цветопередачи

Индекс цветопередачи, CRI

Пример ламп

Отличный

Более 90

светодиодные лампы, галогенные лампы

Очень хороший

80-89

светодиодные лампы, люминесцентные лампы

Хороший

70-79

светодиодные лампы, люминесцентные лампы, МГЛ

Нормальный

60-69

светодиодные лампы, люминесцентные лампы, лампы МГЛ

Достаточный

3

40-59

лампы ДРЛ (ртутные)

Низкий

4

Менее 39

лампы ДНат (натриевые)

Цветовая температура света. Теплый, нейтральный и холодный белый свет.

Цветовая температура по формуле немецкого физика Планка, это температура абсолютно чёрного тела, при которой данное тело выдаёт излучение такого же точно тона (цветового), как и измеряемое излучение. Цветовая температура измеряется в Кельвинах. 

Цветовая температура источника света определяется путем сравнения с так называемым «черным телом» и отображается «линией черного тела». Если температура «черного тела» повышается, то синяя составляющая в спектре возрастает, а красная составляющая убывает. Лампа накаливания с тепло-белым светом имеет, например, цветовую температуру 2700 К, а люминесцентная лампа с цветностью дневного света — 6000 К 

Понятие коррелированной цветовой температуры 

Говоря техническим языком, слово «температура» в понятии коррелированной цветовой температуры характеризует излучение абсолютно черного тела – твердого тела, обладающего определенными свойствами и находящегося в раскаленном состоянии. Она измеряется в градусах Кельвина (К), в которых обычно измеряется абсолютная температура. При повышении температуры черного тела цвет испускаемого им светового излучения изменяется следующим образом: красный – оранжевый – желтый – белый – голубой. Это напоминает кусок железа, который нагревается в кузнечном горне. Последовательность изменения цвета соответствует кривой в цветовом пространстве. 

Лампа накаливания излучает свет с цветовой температурой приблизительно 2700 K, которая находится в теплой или красноватой области цветового пространства. Так как в лампе накаливания используется нить, которая накаляется при излучении света, температура нити является также цветовой температурой светового излучения. 

Спектральный анализ видимого света позволяет определить цветовую температуру источников света, отличных от ламп накаливания, таких как люминесцентные лампы и светодиоды. Фактическая температура светодиода, излучающего свет с цветовой температурой 2700 K, обычно равна приблизительно 80ーС, хотя светодиод излучает свет того же цвета, что и нить, нагретая до температуры 2700 K. 


 

Цветность света 

Разные люди воспринимают один и тот же цвет по-разному. Образно говоря, понятие того или иного цвета — это всего лишь результат неписанного соглашения между людьми называть определённое ощущение зрительного нерва конкретным цветом, к примеру, «красным». Также известно, что с возрастом хрусталик желтеет, что приводит к нарушениям в идентификации цветов. То есть можно сказать, что адекватное цветовое восприятие — это результат скорее психологического процесса, чем физического. 

Если цвет поверхности не нагретого неизлучающего предмета, то есть одну из его отражательных (а значит и фильтрующих) характеристик, можно описать длиной волны или обратной ей величиной — частотой, то с нагретыми и излучающими телами мы поступим по-другому. Представим себе абсолютно чёрное тело, то есть тело, которое не отражает никакие световые лучи. Для примитивного эксперимента пусть это будет спираль из вольфрама в электрической лампочке. Соединим эту несчастную лампочку с электрической цепью через реостат (изменяемое сопротивление), выгоним всех из ванной комнаты, выключим освещение, подадим ток и будем наблюдать за цветом спирали, постепенно понижая сопротивление реостата. В один прекрасный момент наше абсолютно чёрное тело начнёт светиться еле заметным красным цветом. Если замерить в этот момент его температуру, то окажется, что она будет примерно равна 900 градусам по Цельсию. Поскольку все излучения происходят от скорости движения атомов, которая равна нулю при нуле градусов Кельвина (-273 °С) (на чём и основан принцип сверхпроводимости), то в дальнейшем забудем про шкалу Цельсия, и будем пользоваться шкалой Кельвина. 

Таким образом, начало видимого излучения абсолютно чёрного тела наблюдается уже при 1200К, и соответствует красной границе спектра. То есть, попросту говоря, красному цвету соответствует цветовая температура 1200К. Продолжая нагревать нашу спираль, замеряя при этом температуру, мы увидим, что при 2000К её цвет станет оранжевым, а затем, при 3000К — жёлтым. При 3500К наша спираль перегорит, так как будет достигнута температура плавления вольфрама. Однако если бы этого не произошло, то мы увидели бы, что при достижении температуры 5500К цвет излучения был бы белым, становясь при 6000К голубоватым, и при дальнейшем нагревании вплоть до 18000К всё более голубым, что соответствует фиолетовой границе спектра. 

Эти цифры и назвали «цветовой температурой» излучения. Каждому цвету соответствует его цветовая температура. Психологически трудно привыкнуть к тому, что цветовая температура пламени свечи (1200К) в десять раз ниже (холоднее) цветовой температуры морозного зимнего неба (12000К). Тем не менее, это так, цветовая температура отличается от обычной температуры. 


 

Свет пламени свечи

1500-2000К

Натриевая лампа высокого давления

2000К

Лампа накаливания 40 Вт

2200К

Лампа накаливания 100 Вт

2800К

Лампа накаливания 200 Вт, галогенная

3000К

Киносъёмные лампы

3200-3250К

Солнце у горизонта

3400К

Лампы с повышенным красным спектром ( подсветка мясных продуктов)

3800К

Лампа дневного света (тёплый белый свет)

4200К

Ксеноновая дуговая лампа

4500-5000К

Солнце в полдень

5000К

Облака в полдень

5500К

Лампа дневного света

5600-7000К

Дневной белый свет

6500К

Дневной свет, с долей голубого неба

7500К

Синее небо на северной стороне

9500К

Голубое небо в морозную погоду

15000К

Синее небо в районе полярного полюса

20000К


Существуют следующие три главные цветности света: 

• теплый белый свет < 3300 К
• нейтральный (естественный) белый свет 3300 — 5000 К
• холодный белый свет > 5000 К. 

 

Лампы с одинаковой цветностью света могут иметь весьма различные характеристики цветопередачи, что объясняется спектральным составом излучаемого ими света. 

Цветность белого света некоторых источников 

Особенности БЕЛОГО света фонарей. 

В связи с распространением светодиодных фонарей и интенсивным развитием рынка профессиональных осветительных диодов, всё чаще возникает путаница в таких ВАЖНЫХ понятиях как: ТЕМПЕРАТУРА СВЕТА (или цветовая температура). 

Свет настоящих светодиодных фонарей имеет несколько градаций белого: 
ХОЛОДНЫЙ белый: Fenix E35, LD12 G2, LD22 G2 , PD12, PD22 G2, PD32 G2, PD35, TK22 L2, TK35 L2, TK75 L2, TK76, HP25, HP30 , UC40, UC50 
НЕЙТРАЛЬНЫЙ белый Fenix PD12,PD32 UE, TK22 MG, TK35 V2.0, BT10 NW, BT20 NW, HL20 NW, HL30 NW , TK35 MT-G2, BTR20 
ТЁПЛЫЙ белый Fenix LD10, HL21 

В спецификациях к фонарям соответственно указывается как: 

Cool White (CW) 
Neutral White (NW) 
Warm White (WW) 

Все три оттенка (или бина) являются вариантами белого цвета. 

В чем различие между тремя этими типами БЕЛОГО? 

Все дело в том, что цветовая температура (или оттенок) напрямую влияет не только на контраст и восприятие цветов освещаемых предметов, но и на дальность освещаемой дистанции, а так же, на то, как ведёт себя фонарь в разных погодных условиях 


Передача цветов 

Наши глаза различают (в это трудно поверить) около 10 000 000 оттенков различных цветов включая более 500 оттенков (или градаций) серого (ахроматического) цвета. Мы редко задумываемся над тем, насколько точно мы воспринимаем цвета, потому, что большую часть из них мы видим при СОЛНЕЧНОМ СВЕТЕ. 


Солнечный свет и Индекс Цветопередачи (CRI — colour rendering index) 

Принято считать, что индекс цветопередачи солнца (точность восприятия освещаемых им цветов) — является идеальным — т.е. CRI солнца = 100 единиц. 

В большинстве случаев по умолчанию производители устанавливают в светодиодных фонарях диоды ХОЛОДНОГО БЕЛОГО цвета (cool white) с цветовой температурой 5000-7000K. Индекс цветопередачи в таких светодиодах около 65 единиц (сравните с CRI солнечного света). Холодный Белый свет (CW) имеет лучшую из всех контрастность, что предпочтительней при освещении предметов, темных цветов (таких как грязь, мокрый асфальт) и также намного эффективней на дальних дистанциях (свыше 200 метров) но при этом Холодный Белый свет имеет наибольшие искажения в цветовосприятии. 


Некоторые из производителей идут дальше, и наравне с холодным белым, производят фонари с нейтральными и даже теплыми бинами (оттенками) светодиодов. Индекс CRI в них выше (то есть восприятие цветов заметно выше), и как следствие на ближних дистанциях (в отличие от дальнобойных фонарей, где холодный белый свет предпочтительней) нейтральные и теплые бины – комфортней для зрения.

— НЕЙТРАЛЬНЫЙ Светодиод (Neutral White) имеет цветовую температуру от 3700 до 5000K и CRI= около 75.
— ТЕПЛЫЙ Светодиод (Warm White) температура от 2600 до 3700K и индекс CRI = около 80 и выше. 

Нейтральный и тем более тёплый белый свет имеют серьёзное преимущество при освещении предметов в условиях дождя и тумана, а так же в условиях высокой задымлённости, где холодный белый свет не так эффективен, и больше освещают пространство до предмета (трубой света), чем сам предмет. В освещении под водой, подобная зависимость сохраняется и тёплый свет намного эффективней в недостаточно прозрачной воде. 

*по материалам сайтов: 
magnes.ru 
ledcore.ru. 
wikipedia.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *