Рулевой наконечник ваз 2109: 403 — Доступ запрещён – Замена рулевых наконечников на ВАЗ 2109 своими руками: признаки неисправности, проверка состояния

Замена рулевых наконечников ВАЗ 2108, 2109, 21099

замена наконечника рулевой тяги ВАЗРулевые наконечники (наконечники рулевых тяг) автомобилей ВАЗ 2108, 21081, 21083, 2109, 21091, 21093, 21099 представляют собой шаровые шарниры, состоящие из корпуса, вкладыша, пружины вкладыша, пальца, защитного резинового чехла (пыльника).

Наконечник рулевой тяги соединяет поворотный рычаг на стойке с внутренней (длинной) тягой, крепящейся к рулевой рейке.
Со временем вкладыши поджимающие подвижные шарниры в наконечниках разрушается, что приводит к увеличению люфта при вращении рулевого колеса и характерных частых стуков в подвеске при проезде неровностей. При выявлении вышедшего из строя наконечника рулевой тяги меняем его на новый.

Инструменты необходимые для замены наконечника рулевой тяги

  • Рожковый ключ на 27 мм, для ослабления затяжки контргайки наконечника.
  • Рожковый ключ на 24 мм, для удержания от проворачивания соединительной муфты длинной тяги и наконечника.
  • Накидной ключ на 19 мм, для отворачивания гайки крепления пальца наконечника рулевой тяги.
  • Съемник наконечника, либо монтажная лопатка для отсоединения пальца наконечника от поворотного рычага на стойке.
  • Накидной ключ на 22 мм, для отворачивания болтов крепления рулевых тяг к рулевой рейке.
  • Молоток
  • Плоскогубцы

Подготовительные работы

  • Ставим автомобиль на ручной тормоз и передачу
  • Подставляем под колеса упоры
  • Ослабляем затяжку болтов колеса, где собираемся менять наконечник
  • Поддомкрачиваем и снимаем одно из передних колес автомобиля
  • Очищаем от загрязнения наконечник рулевой тяги и примыкающие к нему детали

Порядок замены наконечника рулевой тяги автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

  • Отворачиваем контргайку наконечника рулевой тяги

Вращаем рулевое колесо и устанавливаем наконечник так, чтобы был удобный доступ к его контргайке из подкапотного пространства. Рожковым ключом на «22» удерживаем соединительную муфту за имеющиеся на ней грани, а рожковым ключом на «27» ослабляем затяжку контргайки наконечника. Резьба на наконечнике левая, отворачиваем гайку по часовой стрелке.

отворачиваем контргайку наконечника

  • Поворачиваем колеса так, чтобы наконечник максимально выдвинулся в арку колеса

Вращаем рулевое колесо в сторону противоположную заменяемому наконечнику.

  • Расшплинтовываем гайку крепления пальца наконечника

Используем пассатижи, при помощи которых сжимаем усики шплинта и извлекаем его из отверстия в пальце.

расшплинтовываем гайку наконечника

  • Отворачиваем гайку крепления пальца наконечника к поворотному рычагу на стойке

Используем ключ на «19». При необходимости гайку обстукиваем молотком и заливаем проникающей жидкостью.

отворачиваем гайку крепления пальца наконечника

  • Съемником отсоединяем наконечник от поворотного рычага.

Если съемника нет, то монтажкой создаем натяг в соединении наконечника и рычага и стукаем молотком по бобышке рычага.

стукаем по бобышке рычага

  • Выворачиваем наконечник из муфты.

Необходимо подсчитать число оборотов, на которые вывернется наконечник, что бы при установке нового наконечника завернуть его на то же число оборотов и не сбить угол схождения передних колес.

  • Свинчиваем с наконечника контргайку

Наворачиваем ее на новый наконечник (если там ее нет).

  • Вворачиваем новый наконечник в соединительную муфту

Вворачиваем на установленное ранее число оборотов. Ориентируем взаимное положение наконечника и тяги вставив палец наконечника в отверстие бобышки поворотного рычага.

  • Затягиваем контргайку

Опять используем ключи на «22» и «27». Момент затяжки — 121-149 Н.м.

  • Закрепляем палец наконечника в бобышке поворотного рычага

Устанавливаем гайку крепления пальца и затягиваем ее моментом 27-33 Н.м.

Примечания и дополнения

— После замены наконечника рулевой тяги на автомобиле ВАЗ 2108, 2109, 21099 рекомендуется подкорректировать углы установки колес.

— При обнаружении люфта и стуков в самих рулевых тягах рулевого механизма, необходимо заменить и их (см. «Замена рулевых тяг автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099»).

Еще пять статей по рулевому управлению автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

ключ для разборки рулевой рейки 2108 Ключ для разборки рулевой рейки 2108 разбираем рулевую рейку Разборка рулевой рейки 2108 снимаем рулевую рейку 2108, 2109
Как снять рулевую рейку 2108 устройство рулевой рейки 2108 Устройство рулевой рейки 2108

Рулевой наконечник 2108, 2109 устройство

наконечник рулевой тяги ВАЗ 2108, 2109, 21099В рулевом управлении автомобилей ВАЗ 2108, 21081, 21083, 2109, 21091, 21093, 21099 применяются рулевые наконечники (наконечники рулевых тяг) шарового типа.



Схема: «Устройство шарнира наконечника рулевой тяги (рулевого наконечника)» ВАЗ 2108, 2109, 21099

рулевой наконечник 2108, 2109 схема

Устройство рулевого наконечника автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 (описание)

Наконечник рулевой тяги автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 представляет собой шаровый шарнир.

Палец наконечника выполнен в виде сферы (головки) с одной стороны и резьбовой части с другой. Сфера завальцована в корпус наконечника.

В корпусе имеется пластиковый вкладыш поджатый стальной пружиной к головке (сфере) пальца. Пружина одним концом упирается в головку пальца, другим в шайбу, завальцованную в корпусе наконечника. Во вкладыше имеется продольный разрез благодаря которому происходит автоматический выбор зазора между вкладышем и сферой пальца.

Шарнир загерметизирован пластичной смазкой и закрыт сверху пыльником. Пыльник одним концом заходит в проточку на наконечнике, другим плотно посажен на палец. От смещения пыльник удерживается пружинными стопорными кольцами.

Резьбовой частью пальца наконечник вставляется в отверстие в бобышке поворотного рычага (крепится на передней стойке), фиксируется гайкой и шплинтом (под него имеется отверстие в резьбовой части наконечника).

Другой край наконечника, так же имеющий резьбу вворачивается в рулевую тягу и стопорится контргайкой. На гайке левой тяги резьба левая, на правой правая.

рулевой наконечник 2108

Применяемость рулевого наконечника

— Наконечник тяги правый 2108-3414056

— Наконечник тяги левый 2108-3414057

Примечания и дополнения

— Рулевые наконечники и рулевые тяги являются элементами рулевого привода рулевого управления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099. Подробнее: «Устройство рулевого управления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».

Еще статьи по рулевому управлению автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

наконечник рулевой тяги 2108
отворачиваем контргайку наконечника Замена наконечников рулевых тяг ВАЗ 2108, 2109 проверка наконечников Проверка наконечников рулевых тяг разбираем рулевую рейку Разборка рулевой рейки 2108

Проверка наконечников рулевых тяг автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

проверка наконечниковВышедшие из строя наконечники рулевых тяг дают о себе знать дробным стуком со стороны колес при проезде неровностей или движении по «гребенке». Аналогичные симптомы так же могут иметь место при неисправности иных элементов подвески и рулевого управления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 (шаровых опор, стоек стабилизатора, опорных подшипников стоек, рулевой рейки и т.п.).



Поэтому для точного определения неисправности именно наконечников рулевых тяг необходимо провести их несложную проверку. Для ее выполнения желательно позвать помощника.

Порядок проведения проверки наконечников рулевых тяг автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Устанавливаем автомобиль на ровную площадку или смотровую яму, поднимаем ручник, включаем передачу, под колеса устанавливаем упоры.

— Поддомкрачиваем одно из передних колес.

— Помощник, взявшись руками за край колеса, раскачивает его в горизонтальной плоскости (см. фото выше).

При этом он энергично, поочередно, несколько раз резко тянет заднюю часть колеса на себя, переднюю от себя и наоборот. В это время накладываем свою руку на корпус наконечника и бобышку рычага поворотного кулака и оцениваем их взаимное перемещение. Если имеется люфт – наконечник подлежит замене.

Так же стоит добавить, что в отсутствие помощника раскачивать колесо с целью выявления люфта в шарнире наконечника можно самостоятельно без наложения руки на наконечник. При горизонтальном воздействии люфт и стуки в наконечнике будут отдаваться на колесе.

— Проверяем наконечник рулевой тяги на заклинивание шарнира.

Взявшись рукой за наконечник, прикладываем к нему усилие снизу вверх, резко и несколько раз перемещая корпус наконечника вдоль оси его пальца. Перемещение корпуса на 1-2 мм свидетельствует о том, что палец не подклинивает в корпусе и перемещается, сжимая находящуюся внутри пружину. В противном случае наконечник рулевой тяги считается неисправным и так же подлежит замене.

заклинивание наконечника

Аналогично проводим проверку для второго наконечника с другой стороны автомобиля.

Неисправный наконечник рулевой тяги заменяем новым.


Примечания и дополнения

— Помимо предложенных выше испытаний особое внимание следует уделить состоянию резинового чехла шарнира наконечника рулевой тяги, так как с поврежденным чехлом (растресканным, порванным и т.п) они долго не живут. В любое время, визуально обнаруженное повреждение чехла всегда должно служить поводом к проведению описанной выше проверки.

Еще статьи по подвеске и рулевому автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Проверка состояния шаровых опор подвески автомобилей

— Проверка рулевого управления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Замена наконечника рулевой тяги автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Рулевые наконечники ВАЗ 2109

Рулевые наконечники ВАЗ 2109 выходят из строя по причине износа. Это неудивительно: работают они в пыли и грязи, трутся очень интенсивно и, разумеется, изнашиваются. Заменить их относительно просто, это вполне можно сделать своими руками. Но следует иметь в виду, что после замены надо отрегулировать на специальном стенде развал—схождение передних колёс вашей «девятки».


Вернуться к оглавлению

Выявление неисправностей

О возможном выходе из строя наконечников рычагов, передающих управляющие усилия на ступицы, свидетельствует, прежде всего, увеличенный люфт баранки «девятки». Если вы стали замечать, что ваш ВАЗ 2109 с некоторым запозданием реагирует на поворот руля, если люфт (свободный поворот) руля на стоящем автомобиле превышает 10 градусов, пора обеспокоиться этим фактом.

Как проверить рулевые наконечники ВАЗ 2109.

Что делать На что обратить внимание
Для проверки понадобится яма, эстакада или подъёмник. Расположившись под днищем автомобиля, возьмитесь двумя руками за рычаг и покачайте к себе — от себя. В случае значительного износа вы заметите люфт в шарнире.
Определённую дополнительную информацию даст внешний осмотр самой этой тяги. Трещины и разрывы пыльника ясно свидетельствуют о его износе. В этом случае шарнир работает в пыли, смазка из узла вытекает, абразивный износ детали резко возрастает — значит, требуется ремонт.

Выход из строя элементов крепления рулевых рычагов — не единственная причина появления люфта баранки автомобиля. При появлении сверхнормативного люфта следует провести ревизию рулевой рейки. В противном случае вы рискуете отремонтировать рычаги, но не избавиться от люфта на руле. Могут сохраниться стуки, дрожание баранки, вялая реакция «девятки» на управляющие воздействия.

Ремонт наконечников, как правило, необходим, но не всегда достаточен для устранения неисправности.


Вернуться к оглавлению

Демонтаж рулевых тяг

Если требуется замена рулевого наконечника ВАЗ 2109, необходимо загнать машину на яму или эстакаду. В этом случае целесообразно проведение полной ревизии состояния системы управления автомобилем, включая рейку, передающую усилие на ступицы передних колёс. При этом работы непосредственно по снятию элементов крепления рулевых рычагов выполняются в основном со стороны снятого колеса ВАЗ 2109.

Прежде всего, зафиксируйте автомобиль на передаче и на стояночном тормозе. При помощи баллонного ключа ослабьте все четыре болта крепления колёсного диска к ступице. Заведите домкрат под штатное место его упора, поднимите выбранное колесо до отрыва от поверхности. Подстрахуйте домкрат стационарным упором для надёжной фиксации автомобиля в приподнятом состоянии. Выверните крепёжные болты колеса и снимите диск со ступицы. Откроется доступ к узлу, станет возможна замена наконечника рулевой тяги ВАЗ 2109.

Порядок дальнейших действий таков.

  1. Расшплинтуйте гайку, фиксирующую коническую поверхность пальца в гнезде ступицы. Шплинт не храните, он не подлежит повторному использованию. Открутите и снимите крепёжную гайку.
  2. Расконтрите гайку, фиксирующую наконечник в самой тяге. Имейте в виду: гайка откручивается по часовой стрелке, в этом узле применяется левая резьба.
  3. Приступайте к демонтажу пальца из конического гнезда ступицы переднего колеса. Вам понадобится специальный съёмник. Заведя его паз на торец ступицы, подожмите наконечник болтом и, слегка постукивая молотком, выдавите его из конического гнезда ступицы.
  4. Выверните наконечник из тяги. Не забудьте про левую резьбу в данном узле. Выворачивайте эту деталь, вращая её по часовой стрелке.

При демонтаже рекомендуется сосчитать количество полных оборотов, которое потребуется выполнить для разборки узла. Это пригодится при обратной сборке.


Вернуться к оглавлению

Замена наконечников рулевых тяг

Сняв контргайку со старой детали, переставьте её на новую. Накрутите гайку по резьбе дальше, чем до её конечного положения, чтобы иметь возможность точно соблюсти количество оборотов, на которое будет вкручен наконечник непосредственно в саму тягу. За этим следует проследить для того, чтобы рулевая тяга обеспечила положение колеса после замены детали, хотя бы приблизительно соответствующее прежнему положению.

Это важно с точки зрения регулировки схождения колёс. Разумеется, окончательную регулировку развала-схождения передних колёс рекомендуется выполнить на станции технического обслуживания. Но даже для того, чтобы доехать до станции, полезно позаботиться о грубой предварительной регулировке. Именно такую грубую регулировку обеспечивает подсчёт числа оборотов при установке наконечников ВАЗ 2109.

Установив наконечник на тягу, смонтируйте его в коническое гнездо ступицы. Законтрите деталь и зафиксируйте узел гайкой с новым шплинтом. Поднимите автомобиль на домкрате, выньте из-под него стационарный упор, наживите колёсный диск болтами.

Опустите автомобиль на поверхность и окончательно затяните колёсные болты.


Вернуться к оглавлению

Завершение ремонта

Вы поменяли один наконечник. Рассмотрите вопрос о том, чтобы поменять второй. Может быть, замена рулевых наконечников ВАЗ 2109 целесообразна в комплексе. Они изнашиваются параллельно и часто выходят из строя один за другим. И если уж вы загнали машину на эстакаду, одолжили у знакомых съёмник, приобрели соответствующие запчасти, то стоит не откладывать замену симметричной парной детали в долгий ящик, а произвести её вслед за заменой первой.

Ревизии подлежит также рулевая рейка. Кроме увеличенного люфта, о неисправности может свидетельствовать скрежещущий звук при вращении руля, заедания руля при повороте. Визуальная диагностика состояния передающей вращение рейки затруднена, так как узел скрыт специальным кожухом.

Но, оценивая люфты и звуки, по результатам ревизии вы сможете принять решение о частичной замене, о полной замене реечного механизма рулевого управления вашего автомобиля или об обращении на сервисную станцию. В пользу того, чтобы посоветоваться со специалистами, может свидетельствовать неизбежность поездки на сервис, для регулировки развала—схождения на специальном стенде.

Независимо от вашего решения — поменять или оставить рулевую рейку, подвергнуть её частичному или полному ремонту — ревизия и замена наконечников рулевых тяг так или иначе улучшит техническое состояние и управляемость «девятки».

Съемник наконечников рулевых тяг 2108, 2109, 21099

съемник наконечников рулевых тяг 2108, 2109, 21099Для замены наконечников рулевых тяг рулевого управления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 применяется специальное приспособление — съемник наконечников рулевых тяг 2108, 2109.


 Порядок снятия наконечника рулевой тяги автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 при помощи специального съемника

При помощи съемника наконечников рулевых тяг выпрессовываем палец наконечника из бобышки поворотного рычага корпуса передней стойки.

Для этого расшплинтовываем гайку пальца и отворачиваем ее ключом на «19».

устанавливаем съемник наконечника

Отжимаем резиновый чехол наконечника и вставляем захват съемника под него на бобышку поворотного рычага стойки. Винт съемника упираем в палец наконечника. Заворачивая винт создаем натяг в соединении палец-бобышка поворотного рычага стойки. Палец наконечника рулевой тяги выпрессовывается из бобышки. Если этого не происходит, есть смысл стукнуть пару раз тяжелым молотком по бобышке (удар вдоль поворотного рычага) для облегчения выпрессовки.

Подробно о полной замене наконечников рулевых тяг см.: «Замена наконечников рулевых тяг автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».

Примечания и дополнения

— Момент затяжки гайки пальца наконечника рулевой тяги — 27-33 Н.м.

— Данным съемником наконечников рулевых тяг можно снимать наконечники на автомобилях 2113, 2114, 2115, 2110 и их модификациях.

— Съемник наконечников рулевых тяг для автомобилей ВАЗ 2101-2107 не подходит для 2108, 2109, 21099 и наоборот.

Наконечники рулевых тяг ВАЗ 2108, 2109, 21099 можно снять без съемника. Создаем натяг при помощи монтажной лопатки и бьем молотком по бобышке поворотного рычага (направление удара вдоль рычага).

стукаем по бобышке рычагаотсоединяем наконечник рулевой тяги при помощи монтажки и молотка

Еще статьи по рулевому управлению автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Проверка наконечников рулевых тяг автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Разборка рулевой рейки автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Устройство рулевого управления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Ключ для регулировки рулевой рейки 2108

Замена рулевого наконечника на ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099

Добро пожаловать!
Рулевые наконечники – основа рулевой тяги, они выполнены в форме шарнира который запрессован в корпус, данный шарнир вставляется в отверстие поворотного рычага стойки и при повороте руля, этот шарнир двигает колесо в нужную вам сторону и тем самым автомобиль поворачивает.

Примечание!
Для замены наконечников, требуется запастись: Специальным съёмником который идёт специально для шаровых шарниров, а так же всеми ключами которые есть в вашем арсенале и пассатижами с отвёрткой!

Краткое содержание:

Где находится рулевой наконечник?
Как мы уже сказали он состоит из корпуса и из шарового шарнира, шарнир же у наконечника вставлен в отверстие (Указан синей стрелкой), чтобы легко найти его, придётся снять колесо с автомобиля и взглянуть на телескопическую стойку, чуть ниже на фотографии было указано красной стрелкой, расположение наконечника рулевой тяги в ходовой части автомобиля.

На фото можно увидеть где находится рулевой наконечник который одет на рулевую тягу, а так же можно понять из чего же он состоитНа фото можно увидеть где находится рулевой наконечник который одет на рулевую тягу, а так же можно понять из чего же он состоит

Когда нужно менять рулевой наконечник?
У наконечника есть пыльник, для наглядности мы его указали зелёной стрелкой на фотографии выше, если данный пыльник будет порван, то сразу же не думая меняйте наконечник, даже если он ещё по вашему мнению находится в хорошем состоянии, то через некоторое время он всё же выйдет из строя и чум скорее вы его замене, тем будет лучше, при порванном пыльники в шарнир забивается грязь и вода попадает, из-за этого быстро вымывается смазка и вместо неё частички грязи появляются в шарнире, из-за этого появляется люфт у руля, он начинает вибрировать и автомобиль гораздо хуже начинает отзываться при повороте рулевого колеса у автомобиля.

Примечание!
Наконечники приходят в негодность из-за нескольких причин, первая это когда рвётся пыльник, вторая это от времени, вить при езде у шарового шарнира происходит трение между ним самим и отверстием в которое он вставляется (В стойку), ну и третья причина это недостаточное количество смазки которую толком не положил производитель или которая просто высохла и смылась от времени!

Как заменить рулевой наконечник на ВАЗ 2108-ВАЗ 21099?

Примечание!
Прежде чем менять наконечник, убедитесь действительно ли именно это вашему автомобилю и нужно, для проверки наконечника на предмет люфта проделайте следующую операцию, загоните автомобиль на смотровую яму и возьмитесь рукой за рулевую тягу (На ней ещё рулевой наконечник находится) и пошатайте усилием руки рулевую тягу (Вниз, вверх), в то время когда шатать тягу будете, смотрите на шаровой шарнир рулевого наконечника, если он будет шататься (Люфт иметь) то в таком случае смените рулевой наконечник, в ближайшее время на новый (Другой наконечник, точно таким же образом проверьте), если оказалось такое что оба наконечника исправны и работают нормально, а люфт у руля всё равно присутствует, то смотрите на рулевую рейку возможно она виновата в этом люфте!

Снятие:
1. Объясним кратко вить в замене рулевого наконечника нет ничего сложного, особенно когда под рукой есть съёмник, ну что же начнём, в начале снимите колесо (О том как снять колесо, читайте в статье: «Замена колеса на автомобиле») с автомобиля, затем возьмите смазку WD-40 или что то наподобие неё и очистите щёточкой гайку, которая крепит шарнир рулевой тяги к поворотному рычагу и взяв пассатижи, выньте шплинт которая не даёт этой гайки отвернуться (Он указан красной стрелкой), а когда он будет вынут, полностью открутите гайку и снимите её (Указана синей стрелкой) и при помощи спец. съёмника выпрессуйте палец шарового шарнира из отверстия в который он входит (см. маленькое фото) и затем ослабив гаечным ключом гайку (Указана зелёной стрелкой) за счёт которой наконечник к рулевой тяги крепится, выверните после чего наконечник провернув его рукой против часовой стрелки (При выворачивании обязательно подсчитывайте, сколько наконечник сделает оборотов, новый на точно такое же количество закручивайте).

Снятие рулевого наконечника с телескопической стойки и с рулевой тягиСнятие рулевого наконечника с телескопической стойки и с рулевой тяги

Примечание!
Если вдруг вам будет нужно поменять пыльник у рулевого наконечника или набить в него по больше смазки, тогда снять будет нужно его следующим образом, сперва металлическое кольцо нужно будет снять вдоль пальца шарового шарнира (см. фото 1), затем поддев отвёрткой, снимите стопор который держит пыльник на шарнире (см. фото 2) и можете смело после чего снимать сам пыльник с шарнира и набивать в шарнир смазку, только обратно подсоединяйте пыльник так, чтобы он в паз встал и плотно закрепите его, чтобы под него не попала не грязь не влага!

Снятие пыльника рулевого наконечника и набивание под него смазкиСнятие пыльника рулевого наконечника и набивание под него смазки

Установка:
Наконечник на рулевую тягу ставится в обратном порядке снятию и чтобы развал не особо сбился, заверните его на прежнее обороты как это было сказано ранее.

Дополнительный видео-ролик:
Более подробно понять как производится замена рулевого наконечника на таком автомобиле как Лада девятой модели, вы можете в ролике, который расположен чуть ниже:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о