Система охлаждения подвесного лодочного мотора
Правильно работающая система охлаждения – важнейшее условие длительной и бесперебойной работы подвесного двигателя. Если Вам показалось,что возникла проблема с охлаждением двигателя (например отсутствует контрольная струя воды) — необходимо немедленно остановить мотор для выяснения причины.
Часто проблема возникает либо в связи с износом или повреждением крыльчатки водяной помпы, или засорением каналов охлаждения.


Продавцы крыльчаток охлаждения утверждают, что замену крыльчатки следует производить каждый раз, когда снимается редуктор. Никогда не допускайте повторного использования изношенной крыльчатки!
Продавцы редукторов утверждают, что редуктор меняется каждый раз, когда….
В свободной стране каждый решает для себя самостоятельно как часто менять крыльчатку системы охлаждения и редуктор, руководствуясь нижеизложенным описанием и понимая принцип работы системы охлаждения на лодочном моторе.
При отсутствии воды в контрольке не спешите паниковать и снимать редуктор для замены крыльчатки – попробуйте прочистить контрольку проволочкой. Все же контролька прежде всего для контроля работы системы охлаждения, и отсутствие воды в ней ни как не влияет на работу системы охлаждения.
За счет меньшего диаметра отверстия контролька часто забивается забортным мусором.
Схема устройства охлаждения лодочного мотора

В одноцилиндровых моторах охлаждающая вода может подаваться из-за борта напором потока, который отбрасывается гребным винтом и улавливается специальным водозаборным носком, имеющимся на корпусе редуктора.
В моторах большей мощности охлаждающая вода подается насосом, в качестве которого используют преимущественно помпу коловратного типа. Посредством шпонки она устанавливается на вертикальном вале.
Отсутствие охлаждения у лодочного мотора сразу обнаружить удается далеко не всегда.
Первым признаком перегрева двигателя будет постепенное уменьшение числа оборотов. При прекращении подачи воды в систему верхний цилиндр, имеющий более высокую начальную температуру, перегревается быстрее и оказывается более поврежденным.
У моторов, остановленных на этой стадии перегрева двигателя, не обнаруживается ни задиров в цилиндрах, ни заклинивания поршней.
На самом деле все устроено гораздо сложнее и технологичнее, нежели на показанной выше условной схеме. Для того, чтобы убедиться в этом достаточно посмотреть на схему охлаждения лодочного мотора Mercury F30/F60
Работа помпы охлаждения лодочнго мотора


Коловратная помпа [1] состоит из корпуса и резиновой крыльчатки.
При работе мотора вода, засасываемая из-за борта помпой [1], нагнетается по трубке [2] к крышке картера, проходит по каналам в водяную рубашку цилиндров, в полости глушителя и выходит наружу.
Для контроля работы системы охлаждения, предусмотрено отверстие [3], в народе именуемое как «контролька», через которое при работе двигателя должна вытекать вода.
(В импортном моторе она бьет аккуратненькой струйкой практически сразу, после того, как мотор начал работать).
Для автоматической регулировки подачи охлаждающей воды на моторе установлен термостат [4], который поддерживает оптимальный температурный режим работы двигателя, что существенно увеличивает его моторесурс.
Термостат на лодочном моторе

Работоспособность термостата легко проверить опустив его в горячую воду — клапан должен открыться около 10мм.
В качестве примера показан термостат с лодочного мотора Yamaha F115.
Корпус помпы системы охлаждения

От себя могу добавить, что на Вихре корпус помпы сделан из силумина с запрессованой вставкой из нержавейки. Силумин окисляется — нержавейку ведет, крыльчатка снашивается и трандец…
Единственное, что рекомендуется — так это промывать систему охлаждения, если мотор эксплуатировался в соленой воде.
При ходе по мелководью, следует приподнять мотор, заборная решетка системы охлаждения на импортных моторах находится в воде практически в любом случае, пока катер имеет ход.
Не надо пытаться сойти с песчаной мели своим ходом, особенно задним — в этом случае возможно засасывание песка в систему озлаждения и залегание его в крыльчатке.
Ни в коем случае не заводить мотор без воды и тем более не газовать!!! В этом случае возможно полное разрушение резиновой крыльчатки.
Схема разборки водяной помпы лодочного мотора
В качестве примера показано устройство водяной помпы подвесного лодочного мотора Mercury 30-40Hp.

Состояние крыльчатки охлаждения после работы без воды
60 сек 1500об./мин.Запуск лодочного мотора на суше
Как говорилось ранее — не заводите лодочный мотор без воды!
Доставить воду к лодочному мотору, который находится на суше можно разными способами:
Для подвесных двигателей малой мощности можно использовать бочку, для большой и средней мощности — можно использовать спецсумку, либо обычную пластиковую авоську, в которую подается вода.
Тут главное — не забыть включить нейтраль и на всякий случай снять винт. Обороты двигателя не более 1000-1100 об/мин.
Самый распространенный способ подачи воды к двигателю «наушники».
К ним подключается садовый шланг с водой. Т.к. выхлоп работающего двигателя будет через открытую ступицу — будет достаточно громко.
Фотографии водяной помпы лодочного мотора
охлаждение, крыльчатка, термостат, перегрев, помпа
Владельцам лодочных моторов Yamaha 2 CMHS и ему подобных – мастерская рыболова
Дозаправка в пути.
Обычно, перед выездом на рыбалку, я заправляю топливом полный бачок в моторе, и беру ещё с собой две пластиковых «полторашки» из-под минералки. В одной — разведённое топливо, в другой — чистый бензин. Но в сумочке с ключами у меня хранится маленький пузырёк с 30 гр масла. Как раз на одну бутылку.
Спутать чистый бензин и разведённое топливо не возможно. Я пользуюсь маслом Quicksilver Premium. После добавления его в бензин, топливо становится голубого цвета. Если разведённое топливо хранилось некоторое время, то оно становится янтарно-зелёного цвета.


В большинстве случаев, для рыбалки мне хватает того топлива, что в бачке и одной «полтарашки». Даже часто остаётся. Вторая ёмкость в резерве. Но иногда, на больших расстояниях, приходится использовать и «НЗ».
Заправляться случается на воде. Волнение на воде и ветер усложняют заправку. Одно неосторожное движение, порыв ветра — и вот уже весь мотор облит топливом. Поэтому я из пластиковой бутылки сделал воронку.


А храню я её в самом моторе, в свечном отсеке. Чтобы её туда вставить — нужно снять насвечник со свечи, надеть воронку и вернуть насвечник на место. Воронка не валяется, где попало и всегда под рукой.


Там же, у меня хранятся запасные шплинты и шпонки, снятые ранее с румпеля.
Лодочный мотор Yamaha 2 DMHS | Особенности, преимущества, характеристики и комплектация подвесного мотора Ямаха 2CMHS/2DMHS | Невысокая цена за плм Yamaha с доставкой по Москве и регионам РФ
Описание лодочного мотора Yamaha 2 DMHS
Ямаха 2DMHS — самый компактный представитель в ряду подвесных двухтактных двигателей с ручным запуском и румпельным управлением. При массе 9,8 кг и рабочем объеме 50 см³ портативный одноцилиндровый силовой агрегат имеет мощность 2 л.с. Оснащен встроенным бензобаком на 1,2 л, которого хватает на 1,5 часа движения с максимальной нагрузкой.
Фотогалерея подвесного двигателя Yamaha 2 DMHS
Двухтактные подвесные лодочные моторы, выпускаемые компанией Yamaha, – это легкие, экономичные и недорогие модели. Их можно транспортировать в горизонтальном положении и устанавливать на небольшие судна (в основном надувные). Лодочные моторы Yamaha 2DMHS/2CMHS способны перемещать небольшую 1-2-3-местную лодку в режиме водоизмещения.
ПЛМ Ямаха 2DMHS/2CMHS относится к бюджетному ценовому сегменту и отличается легендарной долговечностью, присущей всей водомоторной продукции Yamaha. Он прост и надежен в работе, не требует от судоводителя специальных навыков при эксплуатации и обслуживании.
Особенности мотора Yamaha 2 DMHS
Круговое рулевое управление
Круговое рулевое управление обеспечивает малому судну выдающиеся маневренные качества и тягу на заднем ходу без реверсирования гребного винта.
Встроенный топливный бак
Встроенный топливный бак емкостью 1,2 литра находится под кожухом двигателя. Экономит место в корпусе малого судна, так как не требует установки отдельного бака.
Петлевая продувка цилиндров
Петлевая продувка цилиндров обеспечивает завихрения в камере сгорания для максимально эффективного удаления отработанных газов из цилиндров двигателя и способствует более равномерному распределению рабочей смеси по объему цилиндра. Петлевая продувка цилиндров улучшает эффективность сгорания топлива и, как следствие, повышает топливную экономичность и мощность двигателя.
Преимущества лодочного мотора Ямаха 2 DMHS
Комплектация подвесного мотора Yamaha 2 DMHS
- ✔ Комплект для установки мотора — 1 шт.
- ✔ Свеча зажигания (NGK BR7HS) — 1 шт.
- ✔ Шнур стартера аварийного запуска — 1 шт.
- ✔ Гребной винт алюмин. (7-1/4x5A) — 1 шт.
- ✔ Набор инструментов — 1 шт.
- ✔ Сервисная книжка — 1 шт.
- ✔ Инструкция по эксплуатации — 1 шт.
Видеообзор подвесного лодочного мотора Yamaha 2DMHS/2CMHS
При покупке лодочного мотора Ямаха 2 мы всегда советуем своим покупателям приобрести масла моторные и трансмиссионные, они будут необходимы как на период обкатки двигателя, так и для последующей эксплуатации. Обязательно обратите внимание на чехол-сумку для переноски и транспортировки подвесного лодочного мотора, нужный аксессуар, который сохранит Вашу новую покупку транспортируя в авто от возможных внешних повреждений, да и вообще придаст максимум удобств при его хранении. Все это Вы найдете в разделе «Сопутствующие Товары».
Yamaha 2CMHS — легкий трудяга — Русская Лодка
Спецификация (технические характеристики) подвесного лодочного мотора Yamaha 2CMHS
Производитель | Yamaha Motor Company Limited, Япония (Yamaha Hatsudōki Kabushiki-gaisha) |
Марка: | Yamaha |
Модель: | Yamaha 2CMHS |
Тип двигателя: | 2-тактный, бензиновый |
Мощность, л.с.: | 2 |
Мощность, кВт: | 1.47 |
Вес двигателя, кг: | 9,8 |
Предельный вес глиссирующего судна, кг: | 31 |
Предельный вес водоизмещающего судна, кг: | 658 |
Максимальный расход топлива, л\час: | 1,3 |
Предэксплуатационная обкатка, час: | 10 |
Система запуска двигателя: | Ручной запуск |
Система управления: | Румпельное управление |
Регулировка угла откидки мотора: | Вручную |
Необходимая высота транца судна, мм: | 417 |
Передаточное число редуктора: | 2,08 |
Степень сжатия: | 8,3 |
Топливная система: | карбюраторная |
Система смазки двигателя: | предварительное смешивание |
Число цилиндров: | 1 |
Обороты максимальные, WOT, об\мин: | 4000-5000 |
Рабочий объем двигателя, см3: | 50 |
Диаметр циллиндра, мм: | 42 |
Ход поршня, мм: | 36 |
Топливная ёмкость: | 1,2 л |
Лодочный мотор Yamaha 2CMHS – наилегчайший среди моторов мощностью 2 л.с., — его вес меньше 10 кг! Это и определяет его популярность среди двигателей данной мощности.
Подвесной мотор Yamaha 2C выпускается вот уже более 20 лет и является самым маленьким и самым легко-переносимым мотором данного производителя.
Кроме того, двигатель имеет большой рабочий объем для своей мощности (50 куб. см.) и систему емкостного зажигания. Последняя обеспечивает легкий и быстрый запуск двигателя в холодную и влажную погоду.
Мотор развивает мощность 2 л.с. при 4500 об/мин. Максимальные обороты двигателя в минуту находятся в диапазоне 4000-5000.
Данный ПЛМ оснащен бензобаком емкостью 1,2 л. При этом максимальный расход топлива в час составляет 1,3 л. Так что одного бачка вам на выходной день никак не хватит.
Бензин предварительно смешивается с маслом в пропорции 50:1. Часто в руководствах пользователя данного мотора (особенно если он куплен за границей) указывается пропорция 100:1. В наших условиях этого делать категорически нельзя. Т.е мешать нужно строго 50:1. Первые 10 часов новый мотор должен эксплуатироваться на обогащенной бензиново-масляной смеси с пропорцией 25:1.
Рекомендуемые интервалы обслуживания — каждые 100 часов или ежегодно после очередных 20 часов, — смотря что наступит раньше. Гарантия — три года.
На воде
Разумеется, мотор рекомендуется (как основная двигательная установка) на маленькие надувные лодки. В качестве «докатки» (вспомогательной двигательной установки) этот двигатель выглядит, конечно, немного смешно – кое-как будет толкать только маленькие, не больше 4 метров, лодки.
Холодный запуск всегда удивительно легок и быстр. Правда пусковой шнур не очень-то и короток, так что сзади вас должно быть достаточно пространства. Дым с незабываемым запахом масляных тряпок будет иметь место только при долгом троллинге.
Мотор довольно динамичный, — и даже немного «поприёмистей» некоторых своих одноклассников от других производителей.
Моторчик довольно тихий, но, тем не менее, характерным рокотом дает понять, что он все же двухтактник.
Легкий, тяговитый — ну что еще нужно от подвесного лодочного мотора? Агрегат, как говорится, неубиваемый. Главное не лейте какое попало масло в бензин и всегда давайте пару-тройку минут холодному мотору прогреться. Не лишним будет так же дать ему остыть, т.е. поработать минутку на малых оборотах перед глушением, если до этого шли долго на больших.
Yamaha 2CMHS идут с прямой передачей, т.е. при работающем двигателе и открытой дроссельной заслонке винт вращается всегда. Это не очень удобно, но приноровиться вполне можно, — ведь легкость и простота требуют жертв. Но об этом вы должны знать заранее, до покупки мотора, чтобы потом не разочаровываться.
ПЛМ Yamaha 2CMHS мне прослужил беспроблемно ок. 400 м\часов, после чего был продан соседу вместе с лодкой.
А. Нортов, специально для «Русской лодки».
Двухтактные двигатели | ||||||
модель двигателя | обьем масла в редукторе, см3 | номер фильтра топливного | свечи зажигания | номер термостата | ||
2CMHS | 45 | B7HS | нет | |||
2DMHS | 45 | B7HS | нет | |||
3AMHS | 75 | B6HS-10 | 6Е5-12411-01 | |||
3BMHS | 75 | 6L5–24251–00 | B6HS | 6E5-12411-02 | ||
4ACMHS | 100 | 68T–24251–01 | B7HS | 6Е5-12411-01 | ||
5CMHS | 100 | 68T–24251–01 | B7HS | 6Е5-12411-01 | ||
6CMHS | 160 | 646-24251-02 | B7HS-10 | 6Е5-12411-01 | ||
8CMHS | 160 | 646-24251-02 | B7HS-10 | 6Е5-12411-01 | ||
8FMHS | 160 | 646-24251-02 | BR7HS-10 | 6E5-12411-02 | ||
9.9D | 185 | 6F5-24563-00 | B7HS-10 | 6F5-12411-02 | ||
15D | 185 | 6F5-24563-00 | B7HS-10 | 6F5-12411-02 | ||
9.9F | 250 | 61N-24563-00 | B7HS-10 | 6E5-12411-20 | ||
9.9G | 250 | 61N-24563-00 | B7HS-10 | 6E5-12411-20 | ||
15F | 250 | 61N-24563-00 | B7HS-10 | 6E5-12411-20 | ||
20C | 180 | B7HS | 6F5-12411-02 | |||
20D | 370 | 61N-24563-00 | B7HS-10 | 6E5-12411-20 | ||
25N | 370 | 61N-24563-00 | B7HS-10 | 6E5-12411-20 | ||
30D | 200 | 61N-24563-00 | B7HS-10 | 688-12411-10 | ||
30G | 320 | 61N-24563-00 | B7HS-10 | 6Е5-12411-01 | ||
30H | 320 | 61N-24563-00 | B8HS-10 | 6Е5-12411-01 | ||
40X | 430 | 61N-24563-00 | B7HS | 6Е5-12411-01 | ||
40Q | 315 | 6F5-24563-00 | B8HS | 6F5-12411-02 | ||
40H | 350 | 61N-24563-00 | B7HS-10 | 6E5-12411-20 | ||
40V | 430 | 61N-24563-00 | B7HS-10 | 6E5-12411-20 | ||
50D | 350 | 61N-24563-00 | B8HS-10 | 6E5-12411-20 | ||
50H | 430 | 61N-24563-00 | B8HS-10 | 6E5-12411-20 | ||
55B | 500 | 61N-24563-00 | B8HS-10 | 6F5-12411-02 | ||
60F | 610 | 61N-24563-00 | B8HS-10 | 6h4-12411-10 | ||
70B | 610 | 61N-24563-00 | B8HS-10 | 6h4-12411-10 | ||
75A | 610 | 61N-24563-00 | B8HS-10 | 688-12411-10 | ||
80A | 610 | 61N-24563-00 | B8HS-10 | 688-12411-10 | ||
85A | 610 | 61N-24563-00 | B8HS-10 | 688-12411-10 | ||
90A | 610 | 61N-24563-00 | B8HS-10 | 688-12411-10 | ||
115B | 760 | 61A-24563-00 | B8HS-10 | 6E5-12411-20 (2 шт) | ||
130B | 760 | 61A-24563-00 | BR9HS-10 | 6E5-12411-20 (2 шт) | ||
140B | 760 | 61A-24563-00 | B9HS-10 | 6E5-12411-20 (2 шт) | ||
150A | 980 | 61A-24563-00 | B8HS-10 | 6E5-12411-20 (2 шт) | ||
150C | 980 | 6R3-24563-00 | B8HS-10 | 6E5-12411-20 (2 шт) | ||
150F | 980 | 61N-24563-00 | BR7HS-10 | 6E5-12411-20 (2 шт) | ||
175A | 980 | 61A-24563-00 | B8HS-10 | 6E5-12411-20 (2 шт) | ||
175B | 980 | 6R3-24563-00 | B8HS-10 | 6E5-12411-20 (2 шт) | ||
175C | 980 | B8HS-10 | 6E5-12411-20 (2 шт) | |||
175F | 980 | 61N-24563-00 | BR8HS-10 | 6E5-12411-20 (2 шт) | ||
200A | 980 | 61A-24563-00 | B8HS-10 | 6E5-12411-20 (2 шт) | ||
200F | 980 | 61N-24563-00 | BR8HS-10 | 6E5-12411-20 (2 шт) | ||
225C | 1150 | BR9HS-10 | 6E5-12411-20 (2 шт) | |||
250A | 1150 | 61A-24563-00 | BR8HS-10 | 6E5-12411-20 (2 шт) | ||
250G | 1150 | 61A-24563-00 | BR8HS-10 | 6E5-12411-20 (2 шт) | ||
Z300A (06/07) | 1150/918 | 68F-24563-10 | BKR6EKU | 60V-12411-00 (2 шт) | ||
Двигатели серии Эндуро | ||||||
модель | обьем масла в редукторе, см3 | номер фильтра топливного | свечи зажигания | номер термостата | ||
E8D | 230 | 61N-24563-00 | B7HS-10 | нет | ||
EK8D | 230 | B6HS | 6Е5-12411-01 | |||
E25A | 320 | B7HS-10 | 6Е5-12411-01 | |||
EK40G | 315 | B7HS | 6F5-12411-02 | |||
EK40J | 315 | B7HS | 6F5-12411-02 | |||
E40X | 430 | 61N-24563-00 | B7HS | 6Е5-12411-01 | ||
E115A | 760 | 61A–24563–00 | B8HS-10 | 6E5-12411-30 (2 шт) | ||
Четырехтактные двигатели Yamaha | ||||||
модель | обьем масла в редукторе, см3 | обьем масла в двигателе* (с фильтром), см3 |
номер фильтра масляного | номер фильтра топливного | свечи зажигания | номер термостата |
F2.5A | 75 | 350 | нет | BR6HS | 69M-12411-00 | |
F4A | 100 | 500 | нет | BR6HS | 66M-12411-00 | |
F4B | 100 | 600 | нет | CR6HSB | 66M-12411-01 | |
F5A | 100 | 600 | нет | CR6HSB | 66M-12411-01 | |
F6C | 100 | 600 | нет | CR6HSB | 66M-12411-01 | |
F8B | 185 | 1000 | нет | CR5HS | ||
F9.9F | 150 | 800 | нет | BR6HS-10 | 66M-12411-01 | |
F9.9J | 150 | 800 | нет | 68T-24251-02 | BR6HS-10 | 66M-12411-01 |
F15A | 250 | 1200 | 5GH-13440-30 | DPR6EA-9 | 66M-12411-00 | |
F15C | 250 | 1800 | 5GH-13440-50 | 61N-24563-00 | DPR6EB-9 | 6AH-12411-00 |
F20B | 250 | 1800 | 5GH-13440-50 | 61N-24563-00 | DPR6EB-9 | 6AH-12411-00 |
F25A | 320 | 1900 | 5GH-13440-30 | DPR6EA-9 | 6G8-12411-02 | |
F25C | 320 | 1900 | 5GH-13440-30 | DPR6EA-9 | 6G8-12411-02 | |
F25D | 320 | 1600 | 5GH-13440-60 | 61N-24563-10 | DPR6EB | 6G8-12411-03 |
F25G | 370 | 1100 | 5GH-13440-60 | 6D8-24563-00 | DPR6EB | 6FM-12411-00 |
F30A | 430 | 2200 | 5GH-13440-30 | DPR6EA-9 | 6G8-12411-02 | |
F30B | 430 | 1700 | 5GH-13440-50 | 6D8-24563-00 | DPR6EB | 6G8-12411-02 |
F40A | 430 | 2200 | 5GH-13440-30 | DPR6EA-9 | 6G8-12411-02 | |
F40B | 430 | 2200 | 5GH-13440-30 | DPR6EA-9 | 6G8-12411-02 | |
F40C | 430 | 2200 | 5GH-13440-30 | 68V-24563-00 | DPR5EA-9 | 6G8-12411-02 |
F40D | 430 | 2700 | 5GH-13440-50 | 6D8-24563-00 | DPR6EB-9 | 6G8-12411-03 |
F40F | 430 | 1700 | 5GH-13440-50 | 6D8-24563-00 | DPR6EB | 6G8-12411-02 |
F50A | 430 | 2200 | 5GH-13440-30 | 61N-24563-00 | DPR6EA-9 | 6G8-12411-02 |
F50D | 430 | 2200 | 5GH-13440-30 | 68V-24563-00 | DPR6EA-9 | 6G8-12411-02 |
F50F | 430 | 2700 | 5GH-13440-50 | 6D8-24563-00 | DPR6EB-9 | 6G8-12411-03 |
F50H | 430 | 2700 | 5GH-13440-50 | 6D8-24563-00 | DPR6EB-9 | 6G8-12411-03 |
F60A | 430 | 2200 | 5GH-13440-30 | 68V-24563-00 | DPR5EA-9 | 6G8-12411-02 |
F60C | 430 | 2700 | 5GH-13440-50 | 6D8-24563-00 | DPR6EB-9 | 6G8-12411-03 |
F60F | 430 | 2700 | 5GH-13440-50 | 6D8-24563-00 | DPR6EB-9 | 6G8-12411-03 |
F70A | 670 | 2700 | 5GH-13440-50 | 6D8-24563-00 | LKR7E | 6G8-12411-03 |
F75A до 2002 г. | 670 | 4500 | 5GH-13440-30 | LFR5A-11 | 66M-12411-00 | |
F75A с 2003 г. | 670 | 4500 | 5GH-13440-30 | LFR5A-11 | 67F-12411-00 | |
F75B | 670 | 4500 | 5GH-13440-30 | 6D8-24563-00 | LFR5A-11 | |
F80A | 670 | 4500 | 5GH-13440-30 | LFR5A-11 | 66M-12411-00 (до 2002 г.) | |
F80A | 670 | 4500 | 5GH-13440-30 | LFR5A-11 | 67F-12411-00 (с 2003 г.) | |
F80B | 670 | 4500 | 5GH-13440-30 | 6D8-24563-00 | LFR5A-11 | 67F-12411-00 |
F |