Схема кпп ямз 239 с демультипликатором – НАЗНАЧЕНИЕ, УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП РАБОТЫ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ЯМЗ-239

УПРАВЛЕНИЕ ДЕМУЛЬТИПЛИКАТОРОМ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ЯМЗ-239

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8   ..

 

1.6

УПРАВЛЕНИЕ ДЕМУЛЬТИПЛИКАТОРОМ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ЯМЗ-239

Управление демультипликатором осуществляется за счет работы воздухораспределителя, внешний вид которого в сборе и его составных частей показаны на рисунках 21 и 22, а конструкция — на рисунке 23. Схема управления демультипликатором приведена на рисунке 24. На всех рисунках приведено одинаковое обозначение деталей.

 

 

Управление демультипликатором состоит из воздушного силового цилиндра, поршень 42 которого воздействует через шток 43 на вилку 41 и коронную шестерню 40, а так же системы подачи воздуха в разные полости цилиндра (см. рисунок 24).

Шток 43 имеет паз, торцевые поверхности которого соприкасаются с вилкой 41, установленной на оси, вокруг которой вилка 41 поворачивается и перемещает коронную шестерню 40 по направлению А (низший диапазон) или Б (прямая передача).

В момент перемещения штока 43 электрический датчик 44 замыкается и загорается лампа 53, установленная в кабине транспортного средства.

Система подачи воздуха в цилиндр управления демультипликатором состоит из крана переключения демультипликатора 33 (установленного на рычаге переключения передач или на панели кабины), воздухораспределителя (ВР), подсоединенного к крышке (корпусу) механизма

 

 

 

 

Рисунок 22 — Внешний вид деталей разобранного воздухораспределителя КП ЯМЗ-239

 

 

 

 

 

Рисунок 23 — Устройство воздухораспределителя в сборе, 238Н-1723010-01

 

 

 

 

 

Рисунок 24 — Схема управления демультипликатором

 

Обозначения на рисунках 22, 23 и 24 — Внешний вид и устройство воздухораспределителя, схема управления демультипликатором

№ Обозначение Наименование (кол.)

1 — 238Н-1723018-Б корпус воздухораспределителя

2 — 238Н-1723024 золотник

3 — 238Н-1723032 клапан впускной в сборе

4 — 238Н-1723100 сапун в сборе

5 — 238Н-1723154 шайба упорная

6 — 238-1723280 ввертыш (4 шт.)

7 — 238-1723026 кольцо уплотнительное

8 — 238Н-1723028 цилиндр(2 шт.)

9 — 238-1723029-Б прокладка цилиндра (2 шт.)

10 — 238Н-1723030 поршень (2 шт.)

11 — 238Н-1723031 кольцо уплотнительное (2 шт.)

12 — 238Н-1723036 пружина толкателя

13 — 238М-1723037 пружина клапана впускного

14 — 238Н-1723038 толкатель

15 — 238Н-1723041 крышка клапана

16 — 238Н-1723043 втулка толкателя центрирующая

17 — 238Н-1723049 прокладка крышки клапана

18 — 238Н-1723290 диафрагма толкателя в сборе

19 — 238Н-1723170 шайба упорная (2 шт)

20 — 312326-П шайба (4 шт.)

21 — 201420-П29 болт М6х1х20 (11 шт.)

22 — 252004-П2 шайба 6 (8 шт.)

23 — 252134-П2 шайба 6Т (11 шт.)

24 — 238-1723019 гнездо золотника

25 — 25 3111 2062 кольцо уплотнительное 014-018-25-2-1

26 — 238Н-1723092 корпус впускного клапана

27 — 240-1005586 кольцо уплотнительное

28 — 238-1723026 кольцо уплотнительное золотника (2 шт.)

 

 

29 — 239.1702015 крышка верхняя МПКП

30 — 239.1702060 шток вилки переключения 1-ой передачи и з/х

31 — 239.1702064 шток вилки переключения 2-ой и 3-ей передачи

32 — 239.1702074 шток вилки переключения 4-ой и 5-ей передачи

33 — кран переключения демультипликатора (автомобиля)

34 — воздухопровод от крана к ВР (автомобиля)

35 — 239.1708200 клапан блокировки с электромагнитом и болтом

36 — 238М-1723162-40 воздухопровод от ВР к клапану блокировки

37 — электронное реле (автомобиля)

38 — датчик скорости (автомобиля)

39 — 239М.1721240-30 фланец крепления карданного вала

40 — 202.1721350-40 шестерня коронная в сборе

41 -201.1722050-41 вилка

42 — 239.1722035-12 поршень цилиндра

43 — 238М.1722038-50 шток поршня

 

44 — датчик переключения демультипликатора (автомобиля)

45 — 239.1723082-10 воздухопровод от ВР к пневмоцилиндру

46 — 239.1723081-10 воздухопровод от ВР к пневмоцилиндру

 

47 — батарея аккумуляторная (автомобиля)

48 — воздухопровод (автомобиля) от воздушного ресивера к

крышке клапана воздухораспределителя

 

49 — ресивер воздушный (автомобиля)

 

 

50 — воздухопровод от крана переключения диапазонов де-
мультипликатора автомобиля к крышке клапана ВР

 

51 — 238-1723044 сухарь блокирующего устройства (2 шт.)

52 — 238Н-1723045 шток блокирующего устройства

53 — лампа сигнальная (автомобиля) переключения демуль-типликатора

 

54 — воздухопровод (автомобиля) от крана переключения
диапазонов к клапану блокировки

 

 

 

 

 

 

переключения передач 29, электромагнитного клапана блокировки 35, электронного реле 37, электронного датчика 38 частоты вращения вала демультипликатора коробки передач и, соответственно, фланца 39, который соединяется с карданным валом транспортного средства, воздухопроводов 34, 36, 45, 46, 48, 50 и 54, электропроводов. Работоспособность системы обеспечения воздухом обеспечивается за счет соединения с воздушным ресивером 49 транспортного средства.

Воздухораспределитель состоит собственно из корпуса воздухораспределителя 1 с золотником 2, с воздушными цилиндрами 8, поршнями 10 и пневмомеханического устройства блокировки включения диапазонов демультипликатора. Устройство блокировки состоит из впускного клапана 3, толкателя 14, диафрагмы 18, корпуса впускного клапана 26, центрирующей втулки толкателя 16, а также толкателя блокировки 52 и двух сухарей блокировки 51, которые установлены в отверстие крышки 29.

Управление демультипликатором функционирует следующим образом (см. рисунок 24), на котором показано нейтральное положение основной коробки передач и включенный низший диапазон):

— для включения низшего диапазона водитель транспортного средства устанавливает кран управления в положение низшего диапазона, при этом воздух из воздушного ресивера 49 по воздухопроводу 50 и 54 через кран 33 и электромагнитный клапан блокировки 35 и далее по воздухопроводу 36 поступает в полость К воздушного цилиндра воздухораспределителя, поршень 10 которого перемещает золотник 2 вниз. При этом одновременно воздух через впускной клапан 3 поступает в полость Н и далее по каналу В через золотниковое устройство по воздухопроводу 45 поступает в левую полость воздушного цилиндра, поршень 42 которого перемещается в правую сторону.

— включение низшего диапазона возможно только при условии, когда электромагнитный клапан 35 не перекрыл поток воздуха, что может быть при частоте вращения фланца 39 не более 1000 мин-1, а так же при нейтральном положении штоков 30, 31, 32, т. е. в основной коробке передач все передачи выключены.

— для включения высшего диапазона кран управления 33 устанавливают в положение высшего диапазона (золотник перемещают в правую сторону Б ’), при этом воздух из ресивера 49 по воздухопроводу 48 и 50, через кран 33 по воздухопроводу 34 поступает в полость Л воздухораспределителя, перемещая поршень и золотник 2 вверх в положение, при котором канал В сообщается с воздухопроводом 46. При этом воздух может поступить в правую полость воздушного цилиндра, а поршень может перемещаться в левую сторону, что обеспечит поворот вилки 41 вокруг оси, осуществив перемещение коронной шестерни 40 по направлению Б для включения низшего диапазона, при этом воздух из левой полости цилиндра по воздухопроводу 45 через золотниковое устройство по каналам Г и Д, через сапун 4 выходит в атмосферу;

 

 

— при включении 1-й передачи или заднего хода шток 30 перемещается в осевом направлении, взаимодействуя с конической поверхностью штока блокировки 52, приводит к его перемещению совместно с толкателем клапана 14 и перекрытию подвода воздуха через клапан 3 в полость Н (см. вид Е рисунке 24) Подача воздуха в воздухораспределитель так же блокируется при включении одной из остальных передач за счет перемещения одного из сухарей.

Система подвода воздуха к силовому цилиндру снабжена электронной блокировкой, которая не позволяет включить низший диапазон при частоте вращения фланца 39 более 1000 мин.-1, т. к. электронный датчик 38 подает сигнал в электронное реле 37, установленного в кабине транспортного средства и его изготовителем, через которое в катушку электромагнитного клапана поступает электрический ток, создается магнитное поле, которое выталкивает сердечник катушки и в конечном итоге клапан перекрывает доступ воздуха из воздухопровода 54 в воздухопровод 36.

Окончательный монтаж системы подачи воздуха к силовому цилиндру и электронной блокировки производят изготовители транспортных средств с установкой кроме 33, электронного блока 37, датчика 38, трубопроводов 34, 48, 50, 54, электропроводов и лампы 53.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8    ..

 

 

 

 

ДЕМУЛЬТИПЛИКАТОР КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ЯМЗ-239

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7   ..

 

1.5

ДЕМУЛЬТИПЛИКАТОР КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ЯМЗ-239

1.5.1 КОНСТРУКЦИЯ ДЕМУЛЬТИПЛИКАТОРА

Конструкция демультипликатора в составе КП ЯМЗ-239 показана на рисунке 2, а конструкция его как отдельного агрегата с деталировкой — на рисунке 19.

Демультипликатор (двухступенчатый планетарный редуктор) крепится к задней стенке картера основной КП восемью болтами 30 (рисунок 2).

При включенной любой передаче в основной коробке передач вращение вторичного вала передается в демультипликатор от муфты зубчатой 23 (рисунок 8), установленной на вторичном валу, через соединительную муфту 20 (рисунок 2) к солнечной шестерне 21 демультипликатора.

Солнечная шестерня находится в постоянном зацеплении с пятью сателлитами 43 (см. рисунок 19), которые в свою очередь находятся в постоянном зацеплении с коронной шестерней 40. Каждый сателлит установлен на отдельной оси 48, закрепленной в водиле, изготовленном как единое целое с валом выходным передачи 6. В соединении сателлитов с осями установлены двухрядные подшипники 44, каждый из которых набран из 7-ми отдельных роликов диаметром 8 мм и длиной 16 мм.

 

1.5.2

УСТРОЙСТВО И РАБОТА СИНХРОНИЗАТОРА ДЕМУЛЬТИПЛИКАТОРА

Коронная шестерня 40 (см. рисунок 19), являясь деталью планетарной передачи, одновременно выполняет функцию детали синхронизатора и имеет два крайних положения:

• левое (в сторону основной КП) — включена низшая передача демультипликатор (низший диапазон) и

• правое (в сторону фланца присоединения карданного вала) — включена низшая передача демультипликатора (высший диапазон).

При включении низшего диапазона коронная шестерня 40 входит в зацепление с муфтой зубчатой 4 (неподвижно закрепленной болтами 7 на проставке 2) только после того, когда частота вращения коронной шестерни станет равной нулю за счет момента трения фрикционной пары (кольцо фрикционное — конус зубчатой муфты), который создается при действии осевого усилия на коронную шестерню от пневматического цилиндра со штоком 20 через качающуюся вилку 56.

Коронная шестерня на наружной поверхности имеет кольцевой паз, бурты которого обеспечивают возможность ее перемещения вдоль оси за счет действия вилки 56. На внутренней поверхности коронной шестерни выполнены три зубчатых венца, из которых два крайних имеют одинаковый профиль зуба и служат для соединения с муфтами зубчатыми при включении диапазонов, а средний зубчатый венец служит для соединения с сателлитами передачи. С каждой стороны коронной шестерни выполнено по три фигурных паза с плоскими поверхностями (см. рисунок 20). В указанные пазы коронной шестерни устанавливаются кольца конические 41 с тремя шипами (вы-

 

ступами), перед установкой которых в расточки в шипах вставляются фиксаторы 42 с пружинами 55.

Коронная шестерня первоначально перемещается совместно с конусным кольцом 41 до момента соприкосновения конических поверхностей конического кольца и зубчатой муфты, а после соприкосновения названных поверхностей, конусное кольцо стремится развернуться в окружном направлении относительно коронной шестерни — боковые поверхности шипов конусного кольца прижимаются к боковым поверхностям пазов коронной шестерни. Дальнейшее перемещение коронной шестерни происходит при остановившемся конусном кольце — фаски боковых поверхностей паза шестерен упираются в фаски шипов конусного кольца и последующее перемещение шестерни становится невозможным (синхронизатор блокируется).

После замедления частоты вращения коронной шестерни до нуля становится возможным ее перемещение в сторону зубчатой муфты 4. При этом коронная шестерня, находясь под действием осевого усилия, разворачивает конусное кольцо (синхронизатор разблокируется) и, перемещаясь, входит в зацепление с неподвижной муфтой зубчатой, а ведомый вал начинает вращаться с частотой, меньшей в 3,5 раза, чем частота вращения солнечной шестерни.

На рисунке 20 показана схема действия синхронизатора демультипликатора на примере включения низшего диапазона с тремя стадиями работы синхронизатора (низший диапазон не включен; синхронизатор заблокирован; низший диапазон включен).

При включении высшего диапазона коронную шестерню перемещают в правую сторону, и ее частота вращения первоначально увеличивается от нулевого значения до частоты вращения вала выходного, после чего становится возможным соединение коронной шестерни с зубчатой муфтой высшего диапазона.

Перемещение коронной шестерни при включенном высшем диапазоне ограничивается тремя сегментными упорами 53 (см. рисунок 19), которые закреплены на шестерне двумя заклепками 52 каждый.

Порядок включения высшего диапазона состоит из этапов аналогичных этапам включения низшего диапазона.

После включения высшего диапазона частота вращения вала выходного становится равной частоте вращения солнечной шестерни, при этом сателлиты 43 прекращают вращаться относительно своих осей.

Для разгрузки подшипников 54 вилки 56 переключения передач демультипликатора при включении повышающей передачи в конструкции демультипликатора предусмотрено ограничение перемещения штока 20 пневмоцилиндра за счет упора в регулировочный болт 8, законтренный гайкой 9. Порядок регулировки положения болта приведен ниже.

 

 

 

 

Рисунок 19 — Демультипликатор в сборе КП ЯМЗ-239

 

 

 

 

 

 

Рисунок 20 — Схема действия синхронизатора демультипликатора: а) — низший диапазон не включен; б) — синхронизатор заблокирован; в) — низший диапазон включен
(обозначения деталей аналогичны рисунку 19)
H — направление перемещения коронной шестерни при включении низшего диапазона;
В — направление перемещения коронной шестерни при включении высшего диапазона;
Д — фаски блокирующие на шипе кольца конусного и на пазе коронной шестерни;
Г — поверхность канавки фиксаторной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7   ..

 

 

 

ПОТОКИ МОЩНОСТИ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ЯМЗ-239

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9    ..

 

1.7

ПОТОКИ МОЩНОСТИ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ЯМЗ-239

Потоки передаваемой мощности при включении различных передач (в основной коробке и демультипликаторе) показаны на рисунке 25.

 

 

 

 

 

 

 

 

Обозначения на рисунке 19 — Схема потока мощности при включении различных передач:

1 — шестерня привода промежуточного вала (239.1701056),

2 — шестерня вала первичного (239.1701025-10),

3 — кольцо зубчатое переднее синхронизатора 4-5 передач (336.1701290),

4 — кольцо зубчатое заднее синхронизатора 4-5 передач (336.1701291),

5 — шестерня 5-ой передачи (239.1701132-10),

6 — шестерня 3-ей передачи (239.1701131-10)

7 — кольцо зубчатое переднее синхронизатора 2-3 передач (336.1701290),

9 — шестерня 2-ой передачи (239.1701127-10),

10 — шестерня 1-ой передачи (239.1701112-10),

11 — шестерня заднего хода (239.1701140-10),

12 — муфта зубчатая низшего диапазона со штифтом в сборе (239.1721168-10),

13 — шестерня коронная в сборе (202.1721350-40),

14 — муфта зубчатая высшего диапазона (201.1721180-50),

15 — вал выходной с удлинителем (238М-121312-50),

16 — шестерня солнечная (202.1721375-51),

17 — ось сателлита (202.1721330-50),

18 — сателлит (202.1721325-40),

19 — муфта соединительная (202.1721386),

20 — шестерня заднего хода промежуточная (239.1701082-10),

21 — шестерня 2-ой передачи (239.1701050-10),

22 — шестерня 3-ей передачи (239.1701051-10),

23 — шестерня 5-ой передачи (239.1701053-10),

24 — муфта синхронизатора 4-5 передачи (336.1701175),

25 — муфта синхронизатора 2-3 передачи (336.1701175),

26 — муфта выключения 1-ой передачи и заднего хода (239.1701280),

27 — вал промежуточный (239.1701048-10).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9    ..

 

 

 

СИНХРОНИЗАТОРЫ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ЯМЗ-239

 

содержание   ..  1  2  3  4  ..

 

1.2

СИНХРОНИЗАТОРЫ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ЯМЗ-239

Оба синхронизатора основной КП одинаковы по устройству и принципу действия, но имеют разницу по основным размерам ступицы и колец зубчатых.

Установка синхронизаторов на вторичном валу показана на рисунках 8 и 9.

Внешний вид отдельных деталей синхронизаторов показан на рисунке 10.

Устройство и схема действия синхронизаторов показаны на рисунке 11, а в таблице 4 представлена комплектность синхронизаторов 4-5 передач (239.1701150) и 2-3 передач (336.1701151) КП типа ЯМЗ-239.

Таблица 4 — Комплектность синхронизаторов КП типа ЯМЗ-239

 

 

Обозначение

детали

Обозначение

Обозначение синхронизаторов

Наименование

на рисунках 10 и 11

239.1701150 (4-5 передач)

336.1701151 (2-3 передач)

Ступица

239.1701480

336.1701481

4

1

1

Муфта

336.1701175

5

1

1

Кольцо зубчатое

336.1701290

336.1701291

1

1

1

2

Кольцо блокировочное в сборе

336.1701171

2

2

2

Кольцо фиксаторное

336.1701170

3

2

2

 

 

Ступица каждого синхронизатора 4 (см. рисунок 10 и 11) имеет центральное отверстие с эвольвентными шлицами для соединения с вторичным валом и наружный венец с эвольвентными шлицами и пазами. С помощью наружных эвольвентных шлицов ступицы обеспечивается соединение ступицы и муфты синхронизатора, а с помощью трех пазов обеспечивается соединение колец фиксаторных и колец блокировочных.

Кольцо зубчатое синхронизатора 1 (см. рисунок 10 и 11) имеет центральное отверстие с эвольвентными шлицами, с помощью которых оно соединяется с первичным валом (валом-шестерней) или с шестернями соответствующих передач вторичного вала. Наружный венец с зубьями (66 шт.), имеющими специальный профиль, с помощью которых и муфты синхронизатора обеспечивается соединение первичного вала или шестерен соответствующих передач со ступицей синхронизатора.

Кольцо зубчатое кроме названных элементов имеет выступ с конической поверхностью, на которой выполнена винтовая канавка, которая образует «гребенку» с шириной вершины гребня от 0,4 до 0,6 мм.

Кольцо блокировочное 2 (см. рисунок 10 и 11) имеет центральное коническое отверстие с углом, соответствующим углу конической поверхности кольца зубчатого (угол 6°), а также тридцать продольных канавок.

 

 

 

Рисунок 10 — Внешний вид отдельных деталей синхронизаторов КП типа ЯМЗ-239 (239.170150, 336.1701151)
1 — кольцо зубчатое; 2 — кольцо блокировочное; 3 — кольцо фиксаторное; 4 — ступица; 5 — муфта.
Д — шип кольца блокировочного; К — шип кольца фиксаторного; А — боковые поверхности паза ступицы.

 

 

 

 

 

Рисунок 11 — Устройство и схема действия синхронизаторов КП типа ЯМЗ-239

а) нейтральное положение; б) синхронизатор заблокирован; в) синхронизатор разблокирован и включена передача.

1 — кольцо зубчатое; 2 — кольцо блокировочное; 3 — кольцо фиксаторное; 4 — ступица; 5 — муфта;

6 — шестерня; 7 — вал вторичный.

Б — зуб зубчатого кольца; В — зуб муфты; Г — зуб кольца блокировочного;

А — боковые поверхности паза ступицы; Д — шип кольца блокировочного;

Е — направление перемещения кольца блокировочного при блокировке; К — шип кольца фиксаторного.

 

 

 

 

 

Поверхностный слой конической поверхности толщиной 0,25 мм кольца блокировочного состоит из молибдена напыляемого с использованием специальной технологии на предварительно подготовленную коническую поверхность кольца из стали.

На наружной диаметральной поверхности блокировочного кольца выполнено тридцать эвольвентных зубьев, состоящих из трех расположенных групп по восемь зубьев и из трех равнорасположенных групп по два зуба, которые являются частью трех шипов шириной 18,5 мм. Посредством этих шипов осуществляется соединение блокировочного кольца со ступицей синхронизатора и одновременно имеет возможность разворачиваться в угловых направлениях в обе стороны из-за наличия зазора между пазом ступицы и шипом кольца.

Кольцо фиксаторное (3 на рис. 10 и 11) выполнено из пружинной листовой стали с последующей закалкой под заданную твердость и шлифованием боковых поверхностей. На пружинной стороне кольца имеются три шипа (выступа) — два с размером по ширине меньше ширины паза каретки и один с размером равным ширине паза каретки. Центрирование кольца относительно ступицы в радиальном направлении осуществляется за счет наружных поверхностей кольца и выточке в ступице, угловое расположение кольца обеспечивается за счет шипа и паза на ступице, при этом их номинальные размеры по ширине аналогичны. Кольцо имеет разрез, что дает возможность деформировать (сжимать) его при перемещении шипов в радиальном направлении к оси кольца, при этом деформация сопровождается усилием в радиальных направлениях — кольцо выполняет функцию пружины. После сборки синхронизатора положение муфты (3 на рис. 10 и 11) относительно ступицы в осевом направлении фиксируется (удерживается) шипами (выступами) колец, устанавливаемых с двух сторон ступицы синхронизатора.

Муфта 5 имеет кольцевой паз на наружной поверхности и центральное отверстие со следующими элементами:

• три группы эвольвентных зубьев по одиннадцать зубьев;

• три группы эвольвентных зубьев по шесть зубьев;

• три группы зубьев по три зуба с дополнительной обработкой превращены в упоры для колец фиксаторных;

• три упора обеспечиваемые заданное зацепление муфты с кольцом зубчатым при включении соответствующей передачи.

Синхронизатор работает следующим образом (на примере включения 2-й передачи: при условии, что транспортное средство до включения этой передачи двигалось при включенной первой передаче):

1. После выключения сцепления в коробке передач продолжают вращаться первичный вал с соединенным с ним ведомым диском, промежуточный вал с шестернями, шестерни 5-й, 3-й, 2-й,

 

з/х вторичного вала, промежуточная шестерня заднего хода, вал вторичный с шестерней 1-й передачи.

2. После выключения 1-й передачи вращения валов и шестерен продолжается.

3. Посредством механизма переключения передач муфта синхронизатора, установленная на шлицах наружной поверхности ступицы, начинает перемещаться в сторону шестерни 2-й передачи.

Три упорные наклонные поверхности, выполненные на шлицах муфты, упираясь в выступы кольца фиксаторного приводят к перемещению последнего, а так же кольца блокировочного, соединенного со ступицей.

При этом коническая поверхность кольца блокировочного соприкасается с конической поверхностью зубчатого кольца, а т. к. частота вращения зубчатого кольца, установленного на шестерню, выше частоты вращения ступицы с кольцом блокировочным, то за счет сил трения конических поверхностей кольцо блокировочное разворачивается в угловом направлении относительно ступицы в пределах зазора между выступами (шипами) кольца и пазами ступицы.

После разворота кольца блокировочного перемещение муфты блокируется за счет упора зубьев муфты в зубья кольца блокировочного.

При дальнейшем повышении усилия, передаваемого на муфту синхронизатора, частота вращения шестерни 2-й передачи снижается и становится равной частоте вращения вторичного вала со ступицей и муфтой. Зубья муфты (фаски на торцах) взаимодействуют с зубьями (фасками на торцах) кольца блокировочного, и последнее разворачивается в угловом направлении относительно зубчатого кольца — происходит разблокировка синхронизатора и становится возможным дальнейшее перемещение муфты и соединения ее с зубчатым кольцом.

После соединения муфты и зубчатого кольца передача становится включенной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  ..

 

 

 

СМАЗКА КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ЯМЗ-239

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

1.8

СМАЗКА КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ЯМЗ-239

Смазка коробки передач смешанная — под давлением и разбрызгиванием.

Под давлением смазываются подшипники шестерён вторичного вала, подшипники сателлитов демультипликатора, передний подшипник вторичного вала, зубчатые зацепления планетарной передачи демультипликатора, передний подшипник вала демультипликатора.

Разбрызгиванием смазываются зубчатые зацепления шестерён основной коробки передач, подшипники первичного вала и задний вторичного вала, задний подшипник вала демультипликатора, детали синхронизаторов, детали механизма переключения передач.

Шестерни и подшипники промежуточного вала, промежуточная шестерня заднего хода частично погружены в масло, залитое в полость картера коробки передач через отверстие с резьбой в проставке между картерами основной коробки и демультипликатора. Уровень масла определяется нижней кромкой этого отверстия, при этом заправочная ёмкость будет составлять от 9,5 (при горизонтальном положении) до 11,5 литров (при наклоне назад 7 градусов), в зависимости от угла наклона оси коробки передач, который зависит от угла наклона оси коленчатого вала двигателя. При вращении промежуточного вала зубья его шестерён захватывают масло, которое попадает в зубчатые зацепления, а также разбрызгивается и в виде большого числа капель, попадает на другие детали и в зазоры между деталями. Количество масла, находящееся в полости картера во взвешенном состоянии в виде мелких капель (масляного тумана), зависит от частоты вращения промежуточного вала, температуры масла и его вязкостных характеристик.

Подача смазки под давлением производится шестерёнчатым насосом, внешний вид которого показан на рисунке 28, устанавливаемым на переднем торце картера передач (см. рисунок 2).

Вращение ведущей шестерни насоса обеспечивается за счёт соединения валика насоса с промежуточным валом посредством паза, образованного плоскими торцами 2-х роликов установленных в радиальные отверстия вала промежуточного (см. рисунок 5) и двух плоских лысок на валике насоса. Устройство насоса показано на рисунке 29.

Масло забирается насосом из картера через сетку заборника и далее по продольному и вертикальному каналам (сверленым отверстиям) в стенках картера поступает во всасывающую полость к шестерням масляного насоса. Шестерни насоса захватывают масло и подают его под давлением через маслопровод (трубку) в полость крышки подшипника вала первичного, из которой масло из канавки по трем наклонным отверстиям в вале первичном и маслоперепускной трубке (см. рисунок 3) поступает в центральное отверстие вала вторичного (см. рисунок 8). Крышка с подвижным первичным валом КП уплотняется с помощью манжеты, непосредственный подвод масла к которой предотвращен за счет минимального зазора расточки крышки с уплотнительным поясом на первичном валу. Просочившееся через зазор масло без давления по сливному каналу в крышке используется для смазки подшипника первичного вала.

 

 

Схема подвода масла в основную КП типа ЯМЗ-239 и в демультипликатор приведена на рисунке 30. Из центрального отверстия вторичного вала масло по радиальным отверстиям поступает к роликовым подшипникам шестерён вторичного вала. Из конца центрального отверстия вторичного вала масло через маслоперепускную трубку 4 (см. рисунок 30) поступает в центральное отверстие удлинителя вала демультипликатора и далее по радиальным отверстиям 8 удлинителя вала демультипликатора и наклонному отверстию 7 вала демультипликатора поступает в полость-маслонакопитель 13, образованную поверхностями вала выходного, зубчатой муфты высшего диапазона, кольца маслонакопителя. Из названной полости масло поступает по наклонным отверстиям 6 осей сателлитов к роликовым подшипникам и далее через зазоры между торцевыми поверхностями сателлитов и поверхностями вала выходного масло попадает на зубья коронной шестерни.

Передний подшипник вала выходного демультипликатора смазывается маслом, поступающим через радиальное отверстие 10 маслоперепускной трубки 4. Передний подшипник вторичного вала смазывается через радиальное отверстие 14 трубки 3 первичного вала.

Зубья солнечной шестерни, сателлитов, коронной шестерни и задний подшипник вторичного вала дополнительно смазываются маслом, поступающим из центрального отверстия удлинителя вала выходного и далее через радиальное отверстие 5 в удлинителе, внутреннюю полость солнечной шестерни, зазоры в зубчатом соединении муфты с солнечной шестерней. Сюда же добавляется масло после смазки переднего подшипника вала выходного демультипликатора.

Масло, попавшее на зубья солнечной шестерни, переносится на зубья сателлитов и на зубья коронной шестерни. Масло, прошедшее через зазоры в зубчатой муфте в сторону вторичного вала, смазывает задний роликовый подшипник вторичного вала.

Для дополнительной смазки переднего подшипника промежуточного вала в корпусе масляного насоса выполнен канал Д (см. рисунок 29). Смазка заднего подшипника промежуточного вала осуществляется так же маслом, сливаемым с демультипликатора в картер основной КП.

Смазка заднего подшипника выходного вала демультипликатора и червячной передачи привода спидометра обеспечивается масляным туманом, так же как и остальные детали КП типа ЯМЗ-239.

Слив масла из полостей картера основной коробки передач и картера демультипликатора обеспечивается через отверстие с резьбой в нижней части картера основной коробки передач, которое закрыто специальной пробкой с магнитами для сбора магнитных металлических частиц -продуктов износа деталей КП.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *