Схемы фенов строительных – Качественный ремонт строительного фена своими руками. Электрический фен. Виды и устройство. Работа и как выбрать Фен микма 402 принципиальная схема

Содержание

Электрическая Схема Строительного Фена — tokzamer.ru

Выделим два элемента цепи, которые являются потребителями нагрузками , это — спираль и диодный мост двигатель не считаем, так как является нагрузкой моста.


Для этого нужно выполнить ряд последовательных вычислений: Определить силу тока, разделив мощность на напряжение. Использование такого прибора во время проведения ремонта и строительства облегчает выполнение операций по удалению старого лакокрасочного покрытия.

Мощность фена зависит от толщины использованной спирали и мощности установленного электродвигателя.
Ремонт строительного фена.

Большинство фенов китайского происхождения имеют примитивную электрическую схема.


Схема установки диодов в фен.

В фенах в основном применяются электродвигатели постоянного тока с мощностью до 50 ватт, бывают и исключения.

Поэтому, мы как бы не будем заострять свое внимание в том плане, что приведены разъяснения, не относящиеся к электродвигателю строительного фена.


Конструкция строительного фена Схема использования строительного фена. Есть и другие.

Не работает строительный фен, ремонт.

Основные поломки и их причины

Стоит отметить, что особенно удобны фены с плавной регулировкой температуры. Пилить его не стоит, возможно растрескивание. Чехол сделан из бумаги, пропитанной негорючей основой и покрашенный отражающей тепло краской. Однако почти все простые современные фены имеют ступени регулировки мощности и потока воздуха.


Простая конструкция самодельного строительного фена Перед началом изготовления строительного фена своими руками необходимо сделать чертежи или хотя бы эскиз.

Дополнительный функционал обеспечивает удобство в работе и в тоже время усложняет его устройство. Время горения дуги несколько секунд.

По завершении работы регулятор температуры убрать на минимум, оставить на холодном продуве на пол минуты, и только затем выключить фен.


В таких фенах только один переключатель, которым включается вентилятор и теплоэлектронагреватель ТЭН. Испытания требуются для того, чтобы убедиться в работоспособности устройства, его пригодности для выполнения ремонтных и строительных работ, а также для оценки влияния более высокой температуры на элементы, оставшиеся от старой конструкции.

Как нам известно, значение сопротивления от анода к катоду будет значительно меньше чем от катода к аноду.

Термопредохранитель подключается при помощи обжимки не пайки , к противоположному концу спирали имеющей сопротивление 33 Ома. Красивым элементом является рамка с намотанными спиралями.
фен интерскол фэ2000

Принципиальная схема

Диагностика поломки Как правило, строительный фен выходит из строя по причине не соблюдения требований эксплуатации. Далее можно заниматься заменой тех деталей, которые вышли из строя.


Диагностика и ремонт-строительного фена Рассмотрим устройство электродвигателей и как именно нужно проводить диагностику электрических машин, как их принято считать в разделе по электротехнике.

Основной нагреватель R1 включается переключателем SA2 и также имеет две градации: 1 — меньший нагрев в цепь последовательно включен диод VD2 и 2 — больший нагрев диод VD2 исключен. На ручке располагаются переключатели управления для регулированием функциями фена. Изготовленный своими руками термофен можно использовать для проведения следующих строительных операций: сваривание стыков пленочного покрытия; использование при работе с деревом; сваривание изделий из пластмасс; удаление на поверхности изделий слоев клея, линолеума и фанеры; разжигание древесного угля в мангале.

Некоторые из них мы приведем ниже: Возможность применения различных насадок. Этот прибор сушит наши волосы уже больше 75 лет, первая его модель появилась в х годах прошлого века.

Навивка нихромовой спирали Чтобы из нихромовой проволоки навить спираль, нужно прежде всего определить длину цилиндрического стержня или трубки, на которую вы будете её наматывать. Концы нихромовой проволоки требуется вывести наружу. Фен можно применять при смолении деревянных лыж, снятии старой краски, сдувании опилок с верстака, разгоне комаров и муж, сушке вещей, охлаждении сковородки с пельменями и как опахало в жаркие дни. Там должно быть три провода, которые нужно присоединить к клеммам переключателя режимов.

Устройство и его основные принципы


Если же весь аппарат делается своими руками- то рукоятку лучше выполнить из дерева или толстого текстолита. В качестве материала спирали обычно используют нихром.

Произошел обрыв обмотки нагревателя высокого сопротивления. Диагностика поломки Как правило, строительный фен выходит из строя по причине не соблюдения требований эксплуатации. Для более точной диагностики стоит использовать тестер. Электродвигатели в фенах рассчитаны на напряжение 12, 24 и 36 Вольт, только в очень редких моделях используются электродвигатели с питанием Вольт, в таком случае, напряжение из сети напрямую подается на электромотор.

Просверлить отверстия электродрелью. При первом включении следует внимательно прислушиваться и принюхиваться — нет ли где треска короткого замыкания или запаха гари. Вернуться к оглавлению Техника безопасности При работе с электроприборами самостоятельного изготовления требуется помнить о технике безопасности и соблюдать все правила.
Технический фен ИнтерТул перестал включаться Чиним фен обрыв спирали INTERTOOL Ремонт

Инструменты и материалы для монтажных работ

К ротору двигателя укреплен винт пропеллер который обеспечивает отдув тепла со спирали, именно благодаря этому на выходе получается достаточно сильный направленный поток теплого воздуха. При соединении нихромовой проволоки с проводами не применяется пайка припоем.

При копировании материала ссылка обязательна. Такое устройство отличается от фена, которым мы сушим волосы, только мощностью, в остальном они работают по схожему принципу. Современные приборы оснащаются специальными светодиодными индикаторами, которые облегчают процесс контроля работы устройства.

К таким допфункциям относят наличие возможности: изменения силы воздушного потока; высокоточной регулировки температуры воздушного потока; осуществления выбора режима функционирования прибора. После диода провода разветвляются на ТЭН-3, ограничивающий напряжение на двигатель постоянного тока, включенный через диодный мост VD2-VD5 и на второй регулятор температуры обдува, включенный через размыкающий температурный контакт, расположенный внутри контура с ТЭНами. Если приходится разбирать фен, а он имеет сложную структуру, то необходимо обзавестись качественным фотоаппаратом, чтобы запечатлеть все этапы разборки агрегата.

Собираем термофен и выводим наружу проводки от его спирали, чтобы припаять их к клеммам переключателя режимов Припаять отводы к переключателю и установить его на своё место в корпусе фена. В этой ситуации лучше всего обратиться в специализированный сервисный центр.

Рекомендуем: Траншея для кабеля снип

Устройство строительного фена

Диагностика поломки Как правило, строительный фен выходит из строя по причине не соблюдения требований эксплуатации. Главным отличием термофена от других нагревательных приборов является отсутствие открытого пламени, что полностью исключает необходимость использования топлива.

Из чего состоит фен: Элементы на схеме: 1 — насадка-диффузор, 2 — корпус, 3 — воздуховод, 4 — ручка, 5 — предохранитель от перекручивания шнура, 6 — кнопка режима «Холодный воздух», 7 — переключатель температуры потока воздуха, 8 — переключатель скорости потока воздуха, 9 — кнопка режима «Турбо» — максимальный поток воздуха, 10 — петля для подвешивания фена. Существуют модели мощностью от 0,2 до 2 киловатт, при этом не всегда повышение мощности влияет на цену устройства. Такие приборы не подходят для домашнего применения, при постоянном использовании способны пересушить волосы. Положение 2 переключателя SA1 предназначено для исключения диода VD1 из цепи увеличения времени в каждый полупериод прохождения тока в цепи и, тем самым, скорости потока воздуха вентилятора М1. Он обладает большим перечнем функциональных возможностей.

Специалисты называют следующие поломки оборудования, которые случаются чаще всего: поломка шнура питания в месте перегиба; дефект кнопки пуска и других элементов управления; перегорание внутренних проводов; нарушение целостности нагревательного элемента; перегорание или перегрев двигателя и вентилятора. Берегите глаза.

В качестве обогревательного элемента как правило используется нихромовая спираль, именно она обеспечивает теплый воздух. Если он вам нужен для сушки волос, то необходимо выбирать надежную конструкцию с наименьшим количеством функций. Если при включении устройство выдает холодный воздух из сопла, неисправность касается спирали. Профессиональные фены имеют повышенную мощность и несколько режимов работы.
Ремонт термофена — замена термопредохранителя

Ремонт строительного фена своими руками

Фен строительный или промышленный — это вовсе не обязательный инструмент домашнего мастера, однако его наличие позволяет реализовать целый ряд сложный работ. К таким работам относится снятие лакокрасочного покрытия, разъединение двух деталей, склеенных герметиком (автомобильные фары), а также нагревание материалов при обесшумливании автомобиля. При частой и неправильной эксплуатации, инструмент может выйти из строя, поэтому подробно выясним, что представляет собой ремонт строительного фена, как найти поломку и устранить ее с минимальными затратами.

Как устроен технический фен и что у него внутри

Покупая фен, наверняка многие удивляются относительно невысокой стоимости этого прибора. Однако все дело в том, что конструкция этого инструмента настолько примитивна, что положительно отражается на его стоимости. Чтобы понимать, как работает промышленный фен, для начала выясним все составные эго элементы:

  1. Корпус — в котором располагаются все составные элементы этого прибора. Изготавливается корпус преимущественно из ударопрочного и термостойкого пластика
  2. Сетевой шнур — обеспечивает передачу тока на электроинструмент. Производители также выпускают фены автономного типа, то есть, аккумуляторные. Они менее популярны, так как стоят дороже сетевых за счет применения литий-ионных аккумуляторов
  3. Кнопка включения и переключения режимов — большинство фенов оснащается переключателем, выполняющего функцию не только включения прибора, но еще и переключения режимов работы
  4. Электромотор вентилятора — один из главных составляющих прибора. Его назначение заключается в том, чтобы обеспечивать обдув нагревающейся спирали целенаправленным потоком воздуха. Для этого на валу двигателя установлены лопасти, обеспечивающие обдув. На сетевых фенах используются двигатели постоянного тока. Их мощности вполне достаточно для обдува нагревающихся спиралей. За преобразование и понижение напряжения из 220В до 12В-18В отвечает инверторный преобразователь — плата, находящаяся рядом с электромотором. На бюджетных моделях фенов понижение напряжения на двигатель происходит за счет нагрузки на ТЭНКоллекторный двигатель постоянного тока строительного фенаКоллекторный двигатель постоянного тока строительного фена
  5. ТЭН — это нагревающаяся спираль, за счет которой создается горячий воздух. ТЭН состоит из спирали и керамического основания (на недорогих приборах вместо керамики применяется специальный фольгированный материал). На керамическое основание наматывается никель-хромовая спираль. Помещен ТЭН в металлической колбе цилиндрической формы

Это основные детали рассматриваемого инструмента. У фена вовсе не сложная конструкция, однако даже несмотря на это, ломается он чаще, чем шуруповерты, дрели и болгарки. Одним из самых слабых мест этого инструмента является нагревательная часть. Чтобы понять, как отремонтировать строительный фен своими руками, разберемся первоначально с принципом работы инструмента.

Принцип работы строительного фена и схема его устройства

Если сломался строительный фен, то для того, чтобы его отремонтировать самостоятельно, нужно знать не только конструкцию, но и принцип работы инструмента. Понимая, для чего нужен каждый элемент прибора, можно выполнить проверку его исправности, и устранить поломки. Сразу нужно отметить, что промышленные фены условно можно разделить на два типа:

  • Бюджетные, которые имеют простейшую конструкцию. Отличительная особенность таких инструментов в том, что они имеют низкую стоимость, а в их комплектации отсутствует электронная плата управления
  • Дорогие — в конструкции таких приборов используются электронные платы, а также полупроводниковые элементы, отвечающие за подачу напряжения на спираль и электродвигатель, а также микроконтроллеры, анализирующие данные. Есть также модели, оснащенные дисплеями и регуляторами, посредством которых можно более точно настроить температуру обдува

Блок схема регулятора фенаБлок схема регулятора фена

Электрическая схема работы простейшего строительного фена, который имеет две скорости вращения вала двигателя, представлена ниже.

Простая схема работы фена строительного

Простая схема работы фена строительного

Принцип работы строительного фена имеет следующий формат:

  1. При включении кнопки фена в положение «1», происходит запуск двигателя с одновременным подключением тонкой спирали. Некоторые модели технических фенов имеют отдельную кнопку «Откл», которая отвечает за включение и отключение ТЭНов, как показано на фото ниже. При выключении кнопки, происходит слабый нагрев спиралейСхема работы строительного фенаСхема работы строительного фена
  2. Если кнопки отключения ТЭНов на фене нет, то спираль нагревается одновременно при включении инструмента. Основное напряжение подается на спираль, а остаточное на электродвигатель. В итоге получается, что ТЭН потребляет основную часть напряжения, а электродвигатель работает за счет падения напряжения, равняющееся от 12-18В
  3. Перед кнопкой располагается сглаживающий фильтр — конденсатор C2, посредством которого исключаются перепады напряжения. На некоторых фенах встречаются ферромагнитные сердечники, сглаживающие ток
  4. Питание поступает на выпрямительный диодный мост, посредством которого происходит выпрямление напряжения из переменного в постоянное, от которого работает электромотор
  5. Если в конструкции фена имеется плата, то она отвечает за работу инструмента. На плате устанавливается тиристор, который распределяет напряжение на спираль и электродвигатель фена
  6. При переключении кнопки в режим «2» происходит увеличение скорости вращения ротора электродвигателя, а также подключение дополнительной спирали ТЭНа — толстой нихромовой проволоки. В итоге фен работает на полную мощность, выдавая нагретый поток воздуха с максимальной температурой свыше 1000 градусов

Если происходит обрыв спирали, то двигатель фена не включится, но если из строя выходит двигатель, то все напряжение подается на ТЭН, что приводит к перегоранию нихромовой нити. На большинстве приборов используются защитные элементы, предотвращающие перегрев спирали.

Чем больше в конструкции прибора переключателей, тем выше вероятность того, что может выйти из строя какой-нибудь их них. Зачастую причиной поломки строительных фенов является их неправильное использование, что влечет за собой перегорание спирали ТЭНа. Прежде всего, нужно обязательно запомнить три главных правила при эксплуатации рассматриваемого прибора:

  • Всегда устанавливать прибор на специальную подставку в вертикальном положении, и никогда не класть его горизонтально. Горизонтальное положение фена допустимо только с остывшим ТЭНом, и если не соблюдать это главное правило, то происходит не только оплавление пластикового корпуса инструмента, но еще и выход из строя спиралейСтроительный фен на подставке как правильно ставитьСтроительный фен на подставке как правильно ставить
  • При включении прибора должен быть слышен звук работы двигателя. Если двигатель не включается, то фен нужно немедленно отключить. Достаточно нескольких секунд, чтобы произошло перегорание ТЭНа при неработающем вентиляторе. На большинстве инструментов имеются встроенные элементы — термопара, которые исключают перегрев спиралей и выход их из строя. Часто при включении инструмента, когда не запускается электродвигатель, перегорает предохранитель. Многие не знают о существовании такого защитного элемента, поэтому начинают ремонт с замены спирали. Однако достаточно заменить термопару, чтобы восстановить работоспособность рассматриваемого прибора
  • Нельзя ронять фен, так как керамическое основание этого прибора сразу же повреждается. Поврежденная керамика приводит к тому, что происходит соприкосновение соседних спиралей, и как итог, они перегорают

Простейшая схема работы фена представлена на фото ниже. По принципу этой схемы работают не только бюджетные модели строительных фенов, но и бытовые.

Схема фенаСхема фена

Теперь подробно рассмотрим ремонт строительного фена своими руками. Причем для этого вовсе не обязательно знать основы электротехники и электроники, чтобы найти и устранить неисправность.

Неисправности строительного фена их выявление и устранение

Как отремонтировать строительный фен, спрашивают многие владельцы этого инструмента, столкнувшиеся с его неработоспособностью. Чтобы успешно найти причину неисправности и устранить ее, нужно соблюдать последовательность действий диагностирования поломок инструмента.

Неисправности и ремонт строительного фена своими руками

Неисправности и ремонт строительного фена своими руками

Для начала рекомендуется убедиться в том, что в подключаемой розетке имеется напряжение. Ведь часто случается так, что подключенный в сеть мощный электроприбор способствует срабатыванию автоматического выключателя. Чтобы иметь возможность работать прибором, и при этом исключить отключение автоматического выключателя, нужно снизить нагрузку на линии путем отключения мощных электроприборов — бойлера, стиральной машинки, вытяжки, электрического чайника и т.п.

Далее рассмотрим последовательность алгоритма по выявлению причин неисправности промышленного фена с последующим их устранением.

Общая проверка исправности фена мультиметром

Чтобы убедиться, что прибор вышел из строя, рекомендуется первым делом проделать следующие манипуляции:

  1. Воспользовавшись мультиметром, произвести прозвонку инструмента
  2. На мультиметре включить режим прозвонки диодов или измерения сопротивления
  3. Прикоснуться щупами к выводам вилки электроинструмента
  4. Произвести переключение кнопки фена в разные положения

Проверка исправности технического фенаПроверка исправности технического фена

При переключении кнопки на приборе должны изменяться показания, которые говорят о наличии сопротивления. Если показания не изменяются, значит уместно предположить о том, что в цепи имеется обрыв. Для уточнения причин, понадобится разобрать инструмент, выкрутив крепежные элементы, и произвести детальную диагностику.

Проверяем исправность сетевого провода

Как убедиться в том, что сетевой провод фена исправен. Визуально это сделать крайне проблематично, так как зачастую происходит повреждение жил внутри изоляции, и снаружи это не видно. Случается такое достаточно часто, особенно если вы пользуетесь китайскими фенами малоизвестных производителей.

Причем повреждение жилы возникает не только посредством механического воздействия, например, передавливание провода дверью, но еще и при длительной эксплуатации инструмента на максимальной мощности. Происходит это примерно так — жила нагревается, происходит ее подгорание, в результате чего медный материал становится хрупким, и легко переламывается. Диагностировать такую поломку можно посредством мультиметра:

  1. Сначала нужно разобрать фен
  2. Включить на мультиметре режим прозвонки
  3. Подключить к одному контакту вилки щуп от мультиметра
  4. Вторым щупом прибора поочередно коснуться контактов на клеммной колодкеПроверка исправности сетевого провода фенаПроверка исправности сетевого провода фена
  5. Если в одном из контактов клеммной колодки происходит срабатывание звукового сигнала прибора, значит одна жила в порядке
  6. Переключаем щуп на второй контакт вилки, и повторяется процедура. Теперь мультиметр должен издать звуковой сигнал при прикосновении ко второму контакту клеммной колодки

Если же мультиметр пищит, значит сетевой кабель исправен, и не нуждается в ремонте или замене. Если же прибор не издает звуковой сигнал при прикосновении к одному из контактов, то это говорит о повреждении жилы сетевого провода. Провод в таком случае рекомендуется заменить, так как найти место его повреждения практически невозможно. Если же есть цель найти место повреждения жилы сетевого провода, то в этом поможет индикаторная отвертка.

Есть еще один случай, когда прибор издает сигнал при прикосновении щупом к обоим контактам клеммной колодки. Это говорит о том, что жилы провода замкнулись, и кабель также необходимо заменить.

Это интересно! Неисправность сетевого провода может проявляться в случае эксплуатации прибора, когда при работе происходит его самоотключение. Такое самоотключение говорит о слабом контакте в проводе, поэтому прибор во время замеров может показывать положительный результат, но инструмент при этом работает с перебоями. Устранить неисправность поможет замена сетевого провода.

Проверка переключателя или кнопки

Далее необходимо убедиться в исправности кнопки фена. Часто на переключателе образуются окислы и нагар, которые не позволяют замкнуть контакты для протекания электрического тока. Чтобы убедиться в том, что кнопка фена исправна, нужно также воспользоваться мультиметром. Для этого следует в режиме прозвонки прибора коснуться щупами выводов кнопки. В отключенном положении прибор не должен «пищать», а при включении первого или второго режима, мультиметр издает звуковой сигнал.

Как проверить исправность кнопки фена мультиметромКак проверить исправность кнопки фена мультиметром

Этот сигнал является знаком того, что причина, почему не включается строительный фен, заключается в неисправности других узлов инструмента. Если же манипуляции по проверке кнопки приводят к выводу, что она неисправна, то следует разобрать ее и почистить контакты. На некоторых моделях фенов переключатели представлены неразборного типа, поэтому их нужно просто заменить.

Это интересно! Часто у многих возникают подозрения на неисправность сглаживающего сетевые помехи конденсатора. Этот конденсатор желтого цвета подключен к кнопке, и осуществляет фильтрацию сетевых помех, предотвращая при этом выход из строя элементов электроники фена, а также двигателя и спирали. Если конденсатор неисправен, то на работу фена этот никак не повлияет, однако его поломка может в последующем стать причиной выхода из строя выпрямительных диодов, микроконтроллера, тиристора, резисторов и прочих элементов микросхемы. Поломку конденсатора легко определить визуально, если он надулся, значит неисправен.

Как проверить исправность коллекторного двигателя фена

Если есть подозрения на то, что неисправен двигатель, то проверить его можно двумя способами:

  1. Прозвонить мультиметром
  2. Подключить к источнику постоянного напряжения соответствующей величины. При этом учитывайте, что плату с диодным мостом нужно отсоединить. Чтобы ее не отсоединять, можно подключить к источнику переменного напряжения соответствующей величины, на которую рассчитан двигатель

Коллекторный двигатель постоянного тока фена

Коллекторный двигатель постоянного тока фена

Для прозвонки электромотора мультиметром, нужно подключить щупы к выводным контактам устройства. Наличие сопротивления говорит о том, что обмотка прибора не повреждена. Для того, чтобы убедиться в исправности этой детали, можно подать на него питание величиной 12-18В. Обычно напряжение питания двигателя фена указывается на корпусе, поэтому учитывайте это значение, чтобы не «спалить» обмотку ротора.

Величина питающего напряжения двигателя строительного фенаВеличина питающего напряжения двигателя строительного фена

Ремонт спирали строительного фена и определение неисправности ТЭНа

От бывалых специалистов можно услышать такой совет, что если на промышленном фене перегорела спираль, то проще купить новый инструмент. Зачем же покупать новый фен, когда можно отремонтировать или заменить спираль фена.

Спираль промышленного фена

Спираль промышленного фена

Однако перед тем, как выяснить способ ремонта спирали фена, рассмотрим особенности диагностики ее неисправности. Принцип диагностики спирали фена следующий:

  1. Для начала нужно извлечь нагревательный элемент из металлической колбы
  2. Далее следует произвести осмотр подключения проводов к контактам спирали ТЭНа. Очень часто причиной неисправности фена является банальное отсоединение одного из проводов или окисление контактов
  3. Включить мультиметр в режим измерения сопротивления, и подключить к контактам спирали. На фене используется 1 и более спиралей, что зависит от схемы и количества скоростей инструмента
  4. Спирали должны иметь сопротивление, и если прибор показывает нулевое значение, значит нарушена целостность нихромовой нити. Со временем от воздействия высоких температур никель-хромовая нить теряет свои свойства, и становится хрупкой, и поэтому выходит из строя

Проверка сопротивления спиралей фенаПроверка сопротивления спиралей фена

Если же диагностика показывает, что спирали исправны, и имеют сопротивление, а фен при этом не работает, то поломка скрывается непосредственно в термопредохранителе — термопара. Это элемент, который предотвращает перегрев спирали, однако под воздействием высоких температур, термопара также может выйти из строя. Принцип ее работы заключается в том, что при увеличении температуры, происходит изменение сопротивления в цепи. Проверить исправность термопары можно мультимером, измерив сопротивление. Если элемент исправен, то прибор покажет значение сопротивления, а если вышел из строя, то сопротивление будет нулевым.

Термопара или предохранитель от перегорания спиралей строительного фенаТермопара или предохранитель от перегорания спиралей строительного фена

Теперь рассмотрим ситуацию, когда из строя вышла спираль фена. Что делать, если спираль оборвана, и как ее отремонтировать? Чтобы произвести ремонт нихромовой спирали строительного фена, понадобится воспользоваться мелкими соединительными элементами, то есть болтиком с гайкой. Именно при помощи этих деталей можно соединить нихромовую спираль фена. Пайка спирали не поможет, так как никель-хромовый материал не пропаивается. Чтобы отремонтировать спираль фена, понадобится изначально найти место обрыва, а затем выполнить следующие действия:

  1. Оценить состояние спирали. Если она не просто имеет обрыв, но и повреждения в разных местах, то рекомендуется ее заменить
  2. Обрыв устраняется путем соединения двух частей спирали, используя для этого маленькие болтики с гайками. Соединяемые участки должны быть прочными
  3. Соединение спирали резьбовыми соединителями, способствует увеличению сопротивления, поэтому учтите, что температура нагрева инструмента будет снижена

Как отремонтировать спираль фена

Как отремонтировать спираль фена

Как видно, отремонтировать спираль строительного фена вовсе не трудно. Если ТЭН не подлежит ремонту, то его можно заменить. Для этого понадобится купить новую спираль соответствующей длины, и заменить ее. Кроме замены спирали, можно также купить новый нагревательный элемент в сборе для вашей марки и модели фена. Однако найти новые ТЭНы можно далеко не для всех моделей фенов. Наиболее популярные производители рассматриваемых инструментов:

  • Интерскол
  • Зубр
  • Макита
  • Хитачи
  • Штурм

Покупать самый дешевый вариант фена не рекомендуется, но если инструмент нужен только для одноразового применения, то не имеет смысла переплачивать за фирменный прибор, который стоит в 2-3 раза больше. Отремонтировать строительные фены достаточно легко, если подойти к этому вопросу правильно. Для этого нужно соблюдать четкую последовательность действий, чтобы выявить поломку, и максимально быстро и легко ее устранить.

Если перегорела плата строительного фена как отремонтировать

Не редко встречаются поломки, связанные с электроникой. На бюджетных вариантах строительных фенов используется только одна плата — выпрямительный диодный мост. Проверить исправность диодов можно при помощи мультиметра, и если перегорел один диод, то двигатель не запустится. Определив неисправный диод, его следует заменить, воспользовавшись паяльником.

Электронная плата двигателя фена диодный мост

Электронная плата двигателя фена диодный мост

Если на строительном фене применяется инверторная плата, то на ней может выйти из строя любой элемент электроники. Для того, чтобы понять, какой элемент вышел из строя на плате, нужно произвести визуальный осмотр. Обычно сгоревшие элементы проявляются внешне по признакам почернений. Чтобы отремонтировать плату строительного фена, понадобятся минимальные знания электроники, а также уметь пользоваться паяльником. Мультиметром можно проверить исправность всех элементов на плате, и заменить вышедшие из строя.

Строительный фен электронная платаСтроительный фен электронная плата

Это интересно! Если повреждена керамическая часть, то в этом случае рекомендуется купить новый ТЭН, который может стоить практически столько же, как и сам инструмент. Именно поэтому в случае невозможности произвести самостоятельный ремонт, следует взвесить стоимость запчастей и нового фена, на основании чего принять правильное решение.

Выводы о ремонте строительного фена

Столкнувшись с неисправностью фена, немаловажно обратить внимание на начальные признаки поломки. Ведь проявляются эти поломки разными способами:

  • Фен не включается
  • Работает только один из двух или более режимов
  • Включается, но при работе отключается
  • Работает вентилятор, но фен при этом не греет
  • Не работает вентилятор — в этом случае срабатывает защита, которая исключает перегрев спиралей и их нарушение целостности

Подробное пошаговое описание, как выполняется ремонт строительного фена самостоятельно, рассмотрено в материале. Видео инструкция ниже поможет найти поломку, и устранить ее своими руками. Стоит помнить, что срок службы промышленного фена зависит, прежде всего, от правильности его применения и хранения. Если прибор хранится в гараже, то перед его использованием, рекомендуется продуть спирали компрессором. Порой несоблюдение самых простых правил эксплуатации электроинструмента, приводит к тому, что они выходят из строя намного раньше и быстрее, чем ожидается.

Публикации по теме

Ремонт строительного фена своими руками

 Всем нам знаком такой вспомогательный инструмент в строительстве  как строительный электрический фен, которым мы привыкли пользоваться для снятия лакокрасочных покрытий.

Основополагающий принцип работы строительного фена мало чем отличим от обыкновенного фена, которым мы пользуемся для сушки волос.

Соответственно  и электрическая схема строительного фена имеет сходство с электрической схемой обыкновенного фена.

В изложенной теме будет дано пояснение:

  • электрической схеме строительного фена;
  • принципу работы строительного фена;
  • возможным причинам неисправности;
  • устранению  данных неисправностей.

Электрическая схема строительного фена

Рассмотрим электрическую схему \рис.1\  строительного фена:

рис.1

Одна диагональ  диодного моста — подключается к внешнему источнику переменного напряжения 220В.

 Другая диагональ диодного моста соединена с электродвигателем.

Электрическая схема состоит из следующих элементов:

  • тумблера, осуществляющим режим температуры управления — К1;
  • тумблера, осуществляющим скорость вращения ротора электродвигателя \управление скоростью обдува\ — К2;
  • тумблера отключения ТЭНов — К3;
  • электродвигателя \вентилятора\ — М;
  • конденсатора — С;
  •  ТЭНов — R\ТЭН\;
  • диодов — VD1, VD2.

Через диодную мостовую схему  \одной диагонали моста\  выпрямленный ток двух потенциалов \+,-\ поступает на электродвигатель.  При переходе от анода к катоду — ток протекает при положительном полупериоде синусоидального напряжения.

Два конденсатора соединенных в электрической схеме параллельно, — служат дополнительными сглаживающими фильтрами.

Скорость обдува происходит за счет изменчивости сопротивления в электрической цепи, то есть,  при переключении тумблера скорости на наибольшее значение сопротивления, — скорость вращения ротора электродвигателя уменьшается \в связи с падением напряжения\.

Количество ТЭНов  \нагревателей\ в данной схеме — четыре.  Температурный режим строительного фена осуществляется тумблером температурного управления.

ТЕНы в электрической цепи имеют разное сопротивление, — соответственно, температура нагрева при переключении из одного участка электрической цепи на другой — нагрев  ТЭНов будет соответствовать своему значению сопротивления.

Общий внешний вид строительного фена с его названиями отдельных деталей, — показан на рис.2

рис.2

Следующая  электрическая  схема строительного фена \рис.3\,  — сопоставима с электрической схемой рис.1

В данной электрической схеме отсутствует диодный мост.  Управление скоростью обдува и управление температурным режимом, — происходит при переключении из одного участка электрической цепи на другой, а именно:

  • при переключении на участок электрической цепи — состоящей из диода;
  • при переключении на участок электрической цепи — не имеющей диод.

При протекании тока в  переходе  анод — катод диода VD1, имеющим свое сопротивление,  —  ТЭН2 будет нагреваться соответственно двум значениям сопротивлений:

  • сопротивления при переходе анод — катод диода VD1;
  • сопротивлении ТЭНа \ТЭН2\.

При протекании тока в переходе анод — катод диода VD2,  напряжение подаваемое на электродвигатель и ТЭН1, —  будет принимать наименьшее значение.

Соответственно, скорость вращения ротора электродвигателя и температура нагрева ТЭНа  для данного участка электрической цепи, — будет соответствовать прямому переходу тока диода VD2.      Нагрев  ТЭНа \ТЭН1\ для данного участка,  так же зависит от своего внутреннего сопротивления, то есть учитывается сопротивление ТЭНа.

рис.3

Неисправности строительного фена

Основными причинами неисправности строительного фена здесь можно назвать неисправность элементов электроники:

  1. диодов;
  2. конденсаторов.

Чаще всего такая неисправность происходит при резком скачке внешнего источника переменного напряжения.   Так например,  причина неисправности  конденсатора вызвана тем, что обкладки конденсатора замыкаются при скачке напряжения между собой — накоротко.

Конечно же не исключается такая возможность неисправности как разрыв в обмотке статора электродвигателя \перегорание обмотки\.

К незначительным неисправностям можно отнести такие причины как:

  • окисление контактов  тумблера температурного управления;
  • окисление контактов тумблера управления скоростью обдува;
  • окисление контактов тумблера отключения ТЭНов;
  • разрыв провода в сетевом кабеле;
  • неисправность штепсельной вилки \отсутствие контакта\.

Диагностика на выявление причины неисправности проводится прибором  » Мультиметр».

 При замене конденсатора — учитывается его емкость и номинальное значение напряжения.

При замене диода — учитывается сопротивление двух значений, в направлениях:

  • от анода к катоду;
  • от катода к аноду.

Как нам известно, значение сопротивления от анода к катоду будет значительно меньше чем от катода к аноду.

С электродвигателем, при его неисправности, дела обстоят по-сложнее.  При подобной неисправности, проще заменить электродвигатель чем допустим выполнить перемотку обмоток статора.  Но и такая работа выполнима, — кто непосредственно занимается подобным ремонтом.  В этом случае учитывается:

  1. количество витков в обмотке статора;
  2. сечение медного провода.

Не исключается и такая неисправность  как  перегорание ТЭНа.    Замена ТЭНа  проводится  с учетом своего значения сопротивления.

 

Диагностика и ремонт-строительного фена

Рассмотрим устройство электродвигателей и как именно нужно проводить диагностику электрических машин, как их принято считать в разделе по электротехнике.

Для наглядного примера, представлены фотоснимки нескольких типов таких электрических машин, — относящихся к коллекторным электродвигателям.   Устройство и принцип работы допустим двух коллекторных электродвигателей:

  • пылесоса;
  • строительного фена,

— ничем не отличается.   Различие в электродвигателях состоит лишь в скорости вращения ротора и в мощности электродвигателя.   Поэтому, мы как бы не будем заострять свое внимание в том плане, что приведены разъяснения, не относящиеся к электродвигателю строительного фена.

Электродвигатель строительного фена

Электродвигатель строительного фена — асинхронный, коллекторный, однофазного переменного тока.

                                      

                                                                                                                                                         рис.4

Устройство ротора не требует каких либо разъяснений, так как все представлено на фотоснимке \рис.4\ и схематическом изображении ротора электродвигателя.

             асинхронный коллекторный электродвигатель однофазного переменного тока

Электрическая схема коллекторного электродвигателя \рис.5\  выглядит следующим образом:

                                                                 

                                                                                                         рис. 5

В схеме мы можем заметить, что коллекторный электродвигатель может работать как от переменного так и от постоянного тока, — таковы законы физики.

Две обмотки статора электродвигателя соединены последовательно.   Две графитовые щетки  в контакте —  в электрическом соединении с коллектором  ротора  электродвигателя.

Электрическая цепь замыкается  на обмотках ротора, — соответственно, обмотки ротора в электрической схеме соединены параллельно через скользящий контакт  щетка — коллектор.

                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                                                   диагностика обмоток статора электродвигателя

На фотоснимке показан один из способов диагностирования обмоток статора электродвигателя.   Таким способом   проверяется целостность  либо пробой изоляции обмоток статора.   То есть один щуп прибора соединяется с любым из выведенных концов обмоток статора, другой щуп прибора соединяется с сердечником  статора.

В  том случае,  если будет нарушена изоляция обмотки статора и проводка обмотки будет замыкать на сердечник, — прибор укажет на режим короткого замыкания \нулевое значение сопротивления\.   Из этого следует, что обмотка статора неисправна.

Прибор на фотоснимке указывает на единичку при диагностировании, — это  еще не будет означать,  что данная обмотка статора является  пригодной   к  эксплуатации.

Необходимо так же измерить сопротивление непосредственно самих обмоток.   Диагностика проводится таким же подобным способом, — щупы прибора при этом соединяются с выведенными концами проводов обмоток статора.   При целостности обмоток, дисплей прибора  укажет на  значение сопротивления, которым обладает та или другая обмотка.   При разрыве той или иной обмотки статора, — прибор покажет «единицу».   Если провода  обмотки статора  между собой будут замкнуты накоротко в результате перегрева электродвигателя или по другим иным причинам, — прибор будет указывать на наименьшее \нулевое\ значение сопротивления или же «режим короткого замыкания».

                                

                                                                                                        рис. 6

Как проверить прибором обмотки ротора на сопротивление? — Для этого нужно два щупа прибора соединить с двумя противоположными сторонами коллектора, то есть  нужно выполнить такое же соединение, которые имеют графитовые щетки в электрическом соединении с коллектором.   Результаты диагностики сводятся к таким же показаниям, что и при диагностировании обмоток статора.

                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                                   износ пластин коллектора

Что из себя вообще представляет коллектор? —  Коллектор, это полый цилиндр состоящий из мелких  медных пластин специального сплава, изолированных как друг от друга так и от вала ротора.

В том случае, если повреждение пластин коллектора  незначительное, — пластины коллектора зачищаются мелкозернистой наждачной бумагой.   Опять же, данный объем работы выполним непосредственно только специалистами, занимающими ремонтом электродвигателей.

                                                                                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                                                                                                                                          рис. 7

Электрическая схема \рис.7\  состоит из батареи и лампочки,  данная схема сопоставима со  схемой карманного фонарика.   Один конец провода с отрицательным потенциалом  соединяется с сердечником  статора,  другой конец провода с положительным потенциалом  соединяется с одним из выведенных концов обмоток статора.   Если провода соединить наоборот, то есть  «плюс» к сердечнику статора,  «минус» к выведенному концу обмотки статора, — от этого ничего не меняется.

При наличии  пробоя изоляции, когда обмотка статора замкнута с сердечником,  —  лампочка  в  данной электрической схеме будет гореть.   Соответственно, если лампочка гореть не будет — значит  обмотка статора не замкнута с сердечником статора.

Такой способ диагностирования \рис.7\ — не полный.   Точная диагностика проводится только прибором Омметр либо прибором Мультиметр с установленным диапазоном измерения сопротивления, для последующего замера сопротивления обмоток статора.

На этом пока все.

Ремонт монтажного фена своими руками пошаговое описание с чего начать

В арсенале у домашнего мастера кроме дрели, шуруповерта, перфоратора и лобзика, должен также присутствовать строительный фен. Это прибор, который имеет простую конструкцию, и применяется для выполнения разных работ — от снятия лакокрасочного покрытия до растапливания льда. Принцип работы инструмента подобен бытовому фену, которым пользуются женщины для высушивания волос. При эксплуатации не исключается возникновение разных поломок, поэтому разобраться в вопросе о том, как выполняется ремонт строительного фена, является достаточно актуальным.

Что такое строительный фен и его конструктивные особенности

Феном строительным называется инструмент, который по конструкции похож с бытовым феном, но главной его отличительной особенностью является более мощный электромотор и нагревательный элемент. Внутри корпуса, который обычно представлен в виде ударопрочного пластика, находятся такие элементы, как электромотор, нагревательные элементы в виде спиралей и вентилятор. Кроме основных элементов, в конструкции оборудования имеются также следующие детали:

  1. Кнопка выключения — некоторые модели строительных фенов имеют кнопки со встроенными регуляторами температуры
  2. Регулятор температуры — устройство, посредством которого происходит настройка температуры нагрева воздуха, выходящего из сопла инструмента
  3. Сменные насадки — комплектуются практически все модели строительных фенов. Насадки крепятся на сопло, что позволяет использовать прибор для выполнения разных видов работ

конструкция строительного фена

С принципом работы рассматриваемого прибора может разобраться даже ребенок, однако фен — это далеко не детский инструмент, к эксплуатации которого требуется соответствующий подход. Работа прибора заключается в выполнении следующих действий:

  • При запуске инструмента, одновременно начинает работать электродвигатель и ТЭН
  • На вал двигателя крепится вентилятор, назначение которого в том, чтобы обеспечивать вывод потока горячего воздуха из сопла и одновременно охлаждать нагревательные спирали, предотвращая их расплавление
  • Если двигатель не будет работать, то ТЭН перегреется и выйдет из строя уже через несколько секунд после включения прибора (при условии отсутствия защиты)
  • Если не будут работать ТЭНы, то из сопла инструмента будет выходить только холодный поток воздуха

Если в один момент фен перестает работать, то не спешите покупать новый прибор. Не стоит торопиться обращаться в специализированные сервисные центры, так как ремонт можно сделать своими руками. Заключается суть ремонта в том, чтобы отыскать причину неисправности, и устранить ее. Для устранения поломок имеются два способа — замена неисправной детали или попытка восстановления ее работоспособности.

Это интересно! В отличие от дрели или перфоратора, монтажный фен состоит из электрической части, поэтому практически все поломки, связанные с его неисправностью — это неисправности электрики.

Какие поломки встречаются в конструкции строительных фенов

Не имеет значения, какой марки и модели строительный фен — Энкор, Интрескол, Интертул, Бош, Эдон и другие, так как рано или поздно, все они ломаются. Связано это непосредственно с неправильной эксплуатацией оборудования. Если мастер халатно относится к применению рассматриваемого прибора, то уже в скором времени обязательно понадобится его ремонт. Произвести ремонт строительного фена не составит большого труда, если имеется представление о его конструкции и принципе работы. Поломки фена можно классифицировать на два типа:

  • Основные и незначительные — это когда неисправность прибора связана с перегибом шнура, поломкой кнопки выключения, а также выходом из строя регулятора
  • Глобальные поломки — это когда неисправность инструмента связана с выходом из строя двигателя и ТЭНов

поломки строительных фенов и их устранение

В любом случае, выявить на глаз поломку фена без его разборки невозможно, поэтому начинать ремонт инструмента следует с поиска поломки. Незначительные поломки можно устранить без замены деталей, например, когда отсутствует контакт в питающем проводе. Провод обеспечивает питание не только на электромотор, но еще и на нагревательные элементы. Если перебит провод, то инструмент не будет работать вовсе, а если неисправность связана с неработоспособностью двигателя или ТЭНа, то поиск необходимо проводить непосредственно в этих узлах.

Это интересно! Чтобы найти поломку, понадобится разобрать инструмент. В зависимости от модели, количество крепежных винтов может отличаться, однако принцип разборки заключается в том, что первоначально следует выкрутить все крепежи.

Как найти поломку в строительном фене и устранить ее

Начинать ремонт строительного фена надо с самого начала, продвигаясь от меньшего к большему. Сначала надо убедиться в том, что в розетке имеется электроэнергия. Ведь часто неисправная работа прибора связана с отсутствием напряжения в сети. Используя мультиметр или индикаторную отвертку, следует проверить наличие напряжения. Если с розеткой все в порядке, тогда производится проверка питающего провода. Для этого в режиме прозвонки мультиметра, следует проверить исправность каждой жилы провода.

как найти поломку строительного фена ремонт

Если провод перебит или нарушена его изоляция, то ремонт в таком случае заключается в соединении жилы и последующей ее изоляцией. Если причина поломки не в проводе и розетке, тогда приступаем к глобальному поиску неисправностей.

  1. Если фен не включается — в таком случае проверить необходимо исправность кнопки включения, двигателя и ТЭНа. Если неисправен регулятор, то прибор будет работать, но при этом невозможно будет выставить нужную температуру нагрева
  2. Если прибор работает с перебоями — при неисправности электромотора, будут возникать сбои с работой инструмента. Проявляются они достаточно просто — не работает нагревательный элемент или включается ТЭН, но при этом вентилятор не дует горячий воздух
  3. При переключении режимов работы, прибор постоянно работает в одном режиме. Это означает, что из строя вышел регулятор температуры. Принцип работы этого элемента влияет на увеличение температуры нагревательных спиралей, а также частоты вращения вентилятора

 Так как инструмент состоит из электрических элементов, то для диагностики понадобится воспользоваться мультиметром. С его помощью можно выявить точную поломку, и устранить ее. Для начала рассмотрим виды неисправностей фена монтажного по электронике.

пошаговое описание как отремонтировать фен строительный

Неисправности в электронике фена

При работе инструмента из строя могут выйти элементы электроники — диоды и конденсаторы. Диоды в конструкции прибора нужны для выпрямления поступающего переменного тока в постоянный. На фенах используются маломощные электромоторы постоянного тока, что позволяет значительно снизить потребление электроэнергии, а также увеличить производительность оборудования.

ремонт регулятора оборотов фена строительного

При скачках напряжения прежде всего страдают именно эти элементы, поэтому с целью сглаживания напряжения, в конструкции применяется ферритовый сердечник. Кроме того, на схеме имеются конденсаторы, предназначенные для сглаживания величины напряжения, исключая тем самым выход из строя электромотора. В конструкции электроприбора часто встречаются такие виды неисправностей:

  1. Окисляются контакты кнопки пуска
  2. Образование окислов на контактах регулятора скорости
  3. Возникновение отложений на контактах ТЭНа
  4. Выход из строя резисторов, конденсаторов, диодов и симистора. Для выявления неисправностей в этих элементах понадобится мультиметр

Чтобы проверить целостность резистора, необходимо мультиметром измерить их величину сопротивления. Проверка диодов выполняется путем прозвонки. В одном направлении диоды пропускают ток, а в обратном ограничивают его протекание. Для проверки исправности конденсатора, понадобится перевести регулятор прибора в измерение емкости, и установить предварительно отпаянный элемент в специальные углубления устройства. Чтобы не отпаивать элемент, можно прикоснуться к его ножкам щупами, и проверить емкость.

Это интересно! Определить неисправность конденсатора можно по внешнему его виду. Его неисправность проявляется путем вздутия элемента, что обусловлено протеканием через элемент большого тока.

как отремонтировать фен строительный электронная плата

Устранить поломки элементов электроники на плате можно быстро путем их перепайки на аналогичные по величине. Для этого понадобится паяльник, а также олово и канифоль. Чтобы вернуть исправность фену, достаточно заменить один элемент, и продолжить эксплуатацию прибора.

Если из строя выходит электромотор

Если диагностика показывает, что из строя на монтажном фене вышел электромотор, то его следует заменить. На фенах двигатели постоянного тока состоят из ротора (якоря) с обмоткой, а также статора из магнитов. Для подачи тока на якорь, в конструкции двигателя используется коллектор. Он состоит из медных пластин, которые соединены с выводами обмотки ротора. Если возникает неисправность двигателя, то достаточно заменить якорь, чтобы продолжить эксплуатацию электроинструмента.

электромотор фена строительного ремонт

Это интересно! При выборе нового якоря, понадобится указать марку и модель своего инструмента, так как двигателя разных производителей отличаются по размерам.

Когда возникает неисправность нагревательной спирали

Если на фене из строя выходит нагревательная спираль, то для ее ремонта можно воспользоваться паяльником или заменить этот элемент, что будет намного надежней. Спираль из специального термостойкого металла, намотана на керамическую часть. При включении прибора, происходит нагрев спиралей, а вентилятор, приводящийся в действие от электромотора, нагнетает воздух, охлаждая при этом ТЭНы. Если перегорает ТЭН в одном месте, то прибор работать не будет.

Причинами неисправности ТЭНа являются такие факторы:

  • Значительный перегрев спирали, который приводит к нарушению целостности элемента
  • Скачки напряжения, что также способствует пробою в спирали
  • Износ — при регулярном применении инструмента, наблюдается ускоренный износ спиралей и их выход из строя

как отремонтировать спираль на строительном фене

Если из строя вышла спираль на фене, то ее можно заменить, но исключительно на аналогичную по длине и диаметру. Параметры проволоки необходимо учитывать для того, чтобы исключить вероятность ее перегорания от мощности прибора. Недостаточное сопротивление спирали повлечет за собой ускоренный износ ТЭНа, а высокое наоборот повлечет за собой снижение производительности прибора. При покупке запчастей для фена, необходимо опираться непосредственно на марку и модель.

Выводы о ремонте строительных фенов своими руками

Ремонт строительного фена своими руками выполнить вполне реально, если подойти к этому вопросу с правильной стороны. Для устранения поломки порой не нужно разбирать инструмент, так как дефект может скрываться в кабеле. Для этого в кабеле необходимо отыскать место повреждения, и переизолировать кабель. После разборки инструмента, его необходимо осмотреть, очистить и провести диагностику.

За время эксплуатации инструмента могут возникнуть разные поломки, устранить которые можно своими руками. Одной из самых частых причин поломок являются неисправности с элементами на схеме. При ремонте также необходимо учитывать, что питание на двигатель поступает через спираль, поэтому если неисправен нагревательный элемент, то и двигатель соответственно работать не будет. Чтобы убедиться в работоспособности мотора, необходимо проверить его на автономном источнике питания на 12В.

Подводя итог, надо отметить, что если починить строительный фен не получается, то можно купить новый в интернет магазине Цилиндр. В каталоге магазина представлено много разных моделей инструментов, которые обязательно будут полезны не только в хозяйстве.

Доработка строительного фена

alt   Строительный фен, в радиолюбительстве незаменимая вещь. Не буду перечислять все возможности использования, я его купил, когда пришлось упаковывать 3м гибкой шины в термоусадочную трубку. Взял самый дешевый по тому, что использовать его намеревался не в профессиональных, а  любительских целях.

С первой задачей, (упаковка гибкой шины), фен справился прекрасно, и я даже порадовался за удачную покупку.

 

  

Потом были еще, какие то применения, и в один прекрасный момент было замечено, плохое включение на повышенной мощности.

 Быстренько раскидав его на запчасти, убедился, что причина в переключателе, (плохой контакт клемм сделал свое дело). 

alt

Замена переключателя не была проблемой, проблема была в другом. Перед глазами лежала «заготовка», которую можно было модернизировать под свои запросы.

  1. Чтобы была возможность применять насадки, необходима стабилизация температуры.
  2. Для применения в монтаже радиодеталей, необходимо менять силу воздушного потока.
  3. Чтобы сложить фен в коробку, он должен остыть. То есть, должна быть возможность отключения нагрева спирали, без выключения вентилятора.
  4. В свою очередь работа одного вентилятора, дает возможность использования фена для охлаждения чего-либо, и т.д.

Собственно, все выше изложенное и было внедрено в корпус самого дешевого фена. 

alt

Включение питания фена.

После включения питания, устанавливается режим охлаждения:

  • Нагрев спирали отключен.
  • Вентилятор работает на первом положении скорости.
  • Установлен нижний предел уставки температуры воздушного потока.
  • На семисегментном индикаторе высвечивается температура воздушного потока.
  • Светодиод «температура», показывает выше или ниже уставки, температура воздушного потока. Если температура выше уставки,- светит зеленый. Если ниже,- красный. 

?

Установка температуры воздушного потока.

Температура воздушного потока, устанавливается при помощи кнопок +/-.

alt

Минимальная уставка 60*С, максимальная 630*С.

Изменение температуры происходит с шагом 10 градусов.

Первое, кратковременное нажатие на кнопки изменения температуры, включает меню уставки температуры. Последующие кратковременные нажатия кнопок +/-, будут изменять уставку температуры с дискретностью 10 градусов. В случае удержания кнопки, больше одной сек., включается ускоренная прокрутка значений уставки.

Если кнопки не нажимались более одной секунды, происходит автоматический возврат в меню индикации температуры воздушного потока.  

Изменение скорости воздушного потока.

Изменение скорости производится при помощи кнопок +/-, и имеет семь градаций. При удержании кнопки более одной секуны, включается ускоренная «прокрутка».

Индикатор скорости представляет из себя линейку светодиодов. 

Количество светящихся светодиодов, пропорционально скорости воздушного потока.

alt

Включение нагрева спирали.

Включение нагрева, производится при помощи кнопки «нагрев». 

Каждое нажатие кнопки, будет включать или отключать нагрев спирали.

Свечение красного светодиода показывает, что нагрев спирали, включен.

Отсутствие свечения,- нагрев отключен.

alt

Конструкция и детали.

Вся конструкция регулятора температуры и скорости воздушного потока, собрана на двух платах. 

alt

На первой:

  • Импульсный блок питания. На выходе имеет +16В для питания мотора вентилятора,    и два по +5В, для питания цифровой и аналоговой частей регулятора.
  • Симисторный регулятор, мощности нагрева спирали фена. Используется метод пропуска периодов сетевого напряжения, с равномерным распределением во времени.
  • Силовой ключ, ШИМ регулятора оборотов мотора вентилятора. Используется аппаратный ШИМ микроконтроллера, частотой 30кГц.

?

?alt

На второй: 

  • Блок управления и индикации. Включает в себя, пять кнопок управления, один трехразрядный семисегментный индикатор измеренной температуры воздушного потока, и ее уставки. Десять светодиодов, из них семь,- линейка индикации скорости воздушного потока. Два,- индикатор состояния температуры (выше, ниже уставки). Один,- индикатор включения нагрева спирали.
  • Усилитель термопары, и МК. 

?

?alt

Обе платы выполнены по методу лазерно-утюжной технологии. Первая плата с односторонним монтажом радиодеталей, крепится пайкой, на клеммах мотора вентилятора. Вторая, с двухсторонним монтажом, крепление при помощи четырех саморезов к крышке корпуса фена. Она же является лицевой панелью модуля управления.

Электрическая схема.

Вся схема разбита на семь функциональных узлов:

  1. Импульсный блок питания.
  2. Блок управления нагревом спирали.
  3. Блок усилителя термопары.
  4. Нагревательный элемент и термопара.
  5. Блок управления двигателем вентилятора.
  6. Микроконтроллер.
  7. Модуль ввода-вывода.

?alt

Импульсный блок питания.

Блок питания собран на микросхеме TOP224, по оригинальной схеме https://www.premiermag.com/pdf/pol-12017.pdf

alt

Блок питания обеспечивает схему тремя напряжениями:

16v — для питания мотора вентилятора, максимальный ток 1А.

5vc — для питания цифровой части схемы, ток до 0,5А.

5v  — для питания аналоговой части схемы, ток до 0,05А.

Узлы самостоятельного изготовления, дроссель L1 и  трансформатор TV1. Дроссель намотан на каркасе «катушка», и должен иметь индуктивность до 10мкГн, а также иметь возможность пропускать соответствующий ток 1,5А.

Трансформатор взят с 20ватной энергосберегайки. Центральная часть сердечника 5х5мм. Число витков первичной обмотки подбиралось по «калькулятору лысого». И в моем случае составила 72 витка. Моталось проводом диаметром 0,23мм.  Вторичная обмотка имеет 8 витков сложенных в четверо, того-же провода 0,23мм. Обмотка обратной связи имеет 7 витков, так же сложенного в четверо провода. При максимальной нагрузке, когда вентилятор питается от полного напряжения 16В, начинает нагреваться трансформатор и микросхема TOP224. Однако, в виду пропорционального увеличения охлаждения, (потока воздуха), температура не превышала 45*С, при окружающей температуре 32*С. Измерения проводились инфракрасным термометром DT8220, кстати, очень удобным в этом отношении.

Конечно же, перед самостоятельным изготовлением таких трансформаторов желательно проштудировать соответствующую литературу. Т.к. многие моменты, сборки и намотки трансформатора здесь не рассматриваются.

Блок управления нагревом спирали.

Схема управления нагревом спирали, построена на симисторе BTA41-600. 

Взята из даташита на MOC3063, и особенностей не имеет. Оптрон с детектором нуля сетевого напряжения, обеспечивает «тихое управление нагрузкой». Но в виду того, что нагрузка порядка двух киловатт, то лампа накаливания, включенная в ту же розетку, будет «показывать» работу ПИ регулятора (попросту будет слегка помаргивать). 

alt

Блок усилителя термопары.

Схема усилителя термопары собрана на операционном усилителе AD8551. 

alt

На этот раз схема включения взята не из даташита, но довольно стандартна. Задача усилителя, усилить ЭДС термопары, по этому емкость ООС С10, имеет большое значение при фильтрации импульсных помех. Фильтр нижних частот на выходе U4, подавляет 50герцовую составляющую выходного сигнала. Коэффициент усиления подбирается при помощи резистора R24 (грубо).  Более точное вычисление происходит уже программно.

Нагревательный элемент и термопара.

Конструкция нагревательного элемента, претерпела легкое изменение. Была удалена спираль питания двигателя вентилятора. И вставлена термопара.

alt

На фото девственное состояние нагревателя, состояние после переделки, к сожалению не увековечилось. Но там ничего сложного нет. Белые провода, идущие на питание мотора, — удаляются в месте со своей спиралью. Термопредохранитель подключается при помощи обжимки (не пайки), к противоположному концу спирали имеющей сопротивление 33 Ома.  Черный провод дополнительной спирали, просто откусывается, а конец спирали остается в керамике. Красный провод остается нетронутым.

alt

Термопара пропускается через освободившийся канал, где раньше был термопредохранитель. Конец термопары с холодным спаем подключается к плате при помощи винтов. Холодный спай спрятан под красной термоусадочной трубкой. Температура холодного спая контролируется внутренним термометром МК. И на практике имеет не большую разницу, (1-2*С).

Блок управления двигателем вентилятора.

Управление воздушным потоком происходит за счет изменения оборотов двигателя вентилятора. Обороты в свою очередь зависят от питающего напряжения. Одним из простых способов управления является ШИМ (широтно-импульсная модуляция). 

alt

Аппаратный ШИМ обеспечивает МК. Частота выбрана 30кГц, что дает возможность обойтись без драйвера управления ключом. В качестве ключа, использован интеллектуальный транзистор  BTS113A. И может быть заменен полевым транзистором с «логическим входом».

Микроконтроллер.

В схеме использован МК PIC16F1823, это четырнадцативыводный камень. Тактовая частота 30МГц, что позволяет довольно шустро, обрабатывать поступающую информацию.  Выводы RA0, RA1, RA3, не используются, оставлены на развитие (если будет).

alt

Модуль ввода-вывода.

В виду малого количества выводов у МК, и большого количества элементов индикации и ввода (кнопок), было решено использовать сдвиговой регистр 74HC164.

alt

Транзисторы VT1-VT4 выпаяны из какой то платы, и по обозначению на корпусе подходят под BC817 или BC337, в корпусе SOT23.

alt

Светодиоды LED1-LED10, так же в SMD исполнении, но могут быть заменены на 3мм, без значительного изменения печатной платы.

Вопросы задаем на форуме.

Ссылка для скачивания доступна только авторизованным пользователям сайта !

Ссылка для скачивания доступна только авторизованным пользователям сайта !

П.С. Эта статья представлена не столько для повторения, сколько для стимула к поиску новых подходов и решений, при создании своих любительских конструкций. 

Ремонт спирали строительного фена своими руками

В этой статье мы расскажем вам о строительных фенах, причинах их основных неисправностей, способах их устранения. Кроме того, опишем некоторые способы модернизации и доработок, которые можно сделать с вашим инструментом.

Схема фена

На рисунке, представленном ниже, показана электрическая схема строительного фена.

Основными элементами инструмента являются двигатель, вентилятор и нагревательный элемент.

Нагревательный элемент для фена

Нагревательный элемент является не чем иным, как спиралью, которая намотана на керамическую основу. Во многих моделях производитель встраивает термодатчик, который в случае перегрева отключает питание фена. В качестве материала спирали обычно используют нихром. Обладая определенным сопротивлением, спираль забирает часть тепла при прохождении тока через нее и отдает его в окружающую среду, тем самым обеспечивая непрерывный горячий поток воздуха.

Неисправности строительного фена

При интенсивном использовании инструмента нередки его поломки. Они бывают самыми различными. Мы сейчас расскажем, как разобраться, что конкретно может сломаться.

Первым делом нужно провести визуальный осмотр фена. Пристальное внимание следует обратить на кнопки, переключатели, шнур питания, вилку. Довольно частой причиной поломки является нарушение изоляции или обрыв провода в местах соединения с корпусом. При повреждении провода его нужно зачистить в этом месте и заизолировать клеящей лентой. При неисправности кнопок включения и переключения температурных режимов их следует заменить на новые.

Если же причина не в этом, тогда следует провести диагностику работы инструмента в разных режимах. Фен может подавать только холодный воздух. В этом случае требуется осмотреть нагревательный элемент прибора – спираль. При отсутствии подачи воздуха ваше внимание следует обратить на вентилятор или двигатель. Замена нагревательного элемента, вентилятора или проводов сама по себе несложная и недорогостоящая процедура, чего не скажешь о замене электродвигателя. При его поломке ремонт фена становится бессмысленным.

Доработка строительного фена

В процессе работы пользователя могут не устроить некоторые конструктивные заводские решения, поэтому он принимает решение доработать фен.

Вообще, модернизация инструмента может быть направлена на определенные цели. Некоторые из них мы приведем ниже:

  • Возможность применения различных насадок.
  • Регулировка силы воздушного потока при монтаже мелких деталей.
  • Сделать независимым отключение спирали от вентилятора и наоборот – для быстрого охлаждения инструмента.

Поговорим отдельно о вариантах доработки различных элементов конструкции инструмента

  1.  Нагревательный элемент. Здесь возможно удаление стандартной нагревательной спирали и замена ее на термопару. Чтобы это сделать, необходимо удалить спираль вместе с двумя проводами белого цвета, идущими на питание двигателя. Термопредохранитель подключается обжимкой к противоположному концу спирали. Сама термопара должна пройти через свободный канал. Ее конец должен быть подключен к плате винтами.
  2. Блок управления двигателем. В этом блоке управление воздушным потоком происходит за счет изменения оборотов двигателя вентилятора. Те, в свою очередь, зависят от напряжения. Самым простым будет управление через ШИМ (широтно-импульсная модуляция). В этом случае интеллектуальный транзистор необходимо заменить на полевой с «логическим входом».

Ремонт строительных фенов

При эксплуатации инструмента проявляются определенные неисправности. Разберем на примере опыта пользователя фена фирмы «Интерскол». Что может ожидать вас в будущем?

  • На первом году жизни фена стала невозможной регулировка температуры – причина крылась в перегреве симистора и выходе его из строя.
  • Привычный уже нам перелом кабеля питания в точке примыкания к корпусу инструмента. Эта проблема решается путем установки кабеля в двойной резиновой изоляции.
  • Произошел обрыв обмотки нагревателя высокого сопротивления. Причиной мог быть как заводской брак, так и перетирание нихромовой обмотки о края керамики вследствие процессов нагрева-охлаждения. В процессе замены обмотки пришлось заменить и термопредохранитель, сработавший при внезапной остановке двигателя.
  • К концу второго года эксплуатации вышли из строя подшипники скольжения в двигателе.

Это обычный список неисправностей, которые могут возникнуть в устройстве на протяжении трех лет эксплуатации инструмента. Кроме этого, были другие незначительные дефекты вроде пропадания напряжения на спирали нагревательного элемента. Это не значит, что это все проявится именно у вашей модели фена, но это те вещи, на которые следует обратить внимание при покупке и эксплуатации фена.

В этой статье мы постарались максимально осветить все проблемы, возникающие в процессе эксплуатации фена. Покупать этот инструмент или нет – как всегда, решать только вам.

Ремонт строительного фена Интерскол ФЭ-2000

Фен строительный (технический) – ручной электроинструмент для направленной подачи нагретого воздуха с целью бесконтактного (опосредованного) нагрева обрабатываемого материала. Область применения инструмента очень обширная: от простой сушки воздухом комнатной температуры, до мощного воздействия температурами свыше пятисот градусов по Цельсию. Спрос на строительные фены подпитывает их невысокая цена (на модели начального уровня), вследствие простоты конструкции и, во многом, отработанных временем схемотехнических решений.

Интерскол ФЭ-2000 является представителем бытовых строительных фенов с минимально необходимым набором функций: плавная регулировка температуры, два режима интенсивности обдува. Этого набора, как правило, вполне достаточно для выполнения подавляющего большинства задач. Конкретный экземпляр данного фена (первая модификация, плата DB3011) был приобретен около трех лет назад, имел весьма немалую (но не запредельную) ежедневную эксплуатационную нагрузку. По этой причине, все несовершенства конструкции фена проявились быстро.

Через несколько месяцев после начала эксплуатации произошла первая поломка: нет регулировки температуры, исходящий воздух всегда холодный. Причина поломки — перегрев симистора BTA16, выход его из строя по причинам недостаточного прижима к радиатору и неприменения теплопроводной пасты. Ремонт заключался в замене симистора с предварительным нанесением пасты КПТ-8. Данная поломка больше не повторялась.


Фен Интерскол ФЭ-2000. Чемодан в комплекте.


Сопло. Виден керамический нагреватель со спиралью внутри.

 

В конце первого года эксплуатации фена, произошел перелом (внутренний разрыв проводов) кабеля питания рядом с корпусом инструмента. Данная неисправность часто встречается среди инструмента непрофессионального уровня. Родной кабель питания высоким качеством не отличается, имеет изоляцию средней жесткости, четвертый-пятый класс гибкости медных токонесущих жил. Установка нового кабеля КГ 2×1,5 (в резиновой, двойной изоляции) позволила забыть о данном типе неисправности.

На втором году эксплуатации оборвалась высокоомная обмотка нагревателя, служащая балластом питания электродвигателя. Причину обрыва установить трудно, ею может быть как заводской брак (что наиболее вероятно), так и самопроизвольное перетирание нихромовой проволоки о твердые края керамики, вследствие множества циклов нагрева-охлаждения. Обмотка разорвалась — двигатель остановился. В результате останова двигателя с последующим перегревом основной (высокотемпературной) обмотки нагревательного элемента, сработал термопредохранитель (высокотемпературная обмотка осталась цела). Корпус фена был разобран, разобран нагревательный элемент, локализовано место разрыва нихромовой проволоки. Место разрыва оказалось неподалеку от одного из концов обмотки, по этой причине было принято решение не соединять концы проволоки, а смотать (убрать) короткий отрезок. Было уменьшено сопротивление балластной обмотки, по примерным расчетам, на 8-12%, что не критично для двигателя. К этому времени, уже изредка начали появляться посторонние шумы подшипников двигателя и его время, к сожалению, явно подходило к концу. Штатный термопредохранитель имел номинальную температуру срабатывания 125°C , он был заменен новым с более высокой температурой 150°C. Небольшой температурный запас объясняется предположением о том, что дополнительные 25°C вряд ли позволят сгореть обмотке нагревательного элемента (в случае аварийной ситуации), зато дадут больше времени на оперативное отключение фена до срабатывания (обрыва) термопредохранителя. Чтобы заменить термопредохранитель, нужно почти полностью разобрать нагревательный элемент. Около половины всех керамических колец, из которых набирается сердечник нагревательного элемента, со временем растрескалось (видимо, по причине низкого качества керамики) и, при снятии внешней оболочки из слюды, кольца распадаются на небольшие частички. Термопредохранитель соединяется с обмоткой нагревательного элемента и с проводом питания при помощи миниатюрных опрессовочных гильз, заново качественно опрессовать которые (без специального инструмента) очень проблематично. Для удобства возможной замены термопредохранителя в будущем, он был установлен с применением плоских разъемов (автомобильных клемм).

К концу второго года эксплуатации, начали сильно «звенеть» подшипники скольжения в двигателе. Также, произвольным образом, стало пропадать и появляться вновь напряжение на высокотемпературной спирали нагревательного элемента при вращении ручки регулятора. Эти неисправности быстро усугубились, дальнейшее нормальное использование фена по прямому назначению не представлялось возможным: двигатель гудел, обороты его упали, выставить нужную температуру нагрева было практически невозможно. Назрела острая необходимость в глубоком восстановлении работоспособности фена.


Взрыв-схема (схема сборки) фена Интерскол ФЭ-2000.


Схема электрическая принципиальная фена Интерскол ФЭ-2000.



Корпус фена вскрыт (фот сверху). Крепежные шурупы корпуса (фото снизу).


Внутренности фена Интерскол ФЭ-2000.
Слева направо: плата, двигатель с крыльчаткой, переключатель режимов работы, нагреватель.



Плата DB3011.

 




Нагревательный элемент фена Интерскол ФЭ-2000.

 

Замена электродвигателя.

Отыскать нужный двигатель в продаже, есть задача не простая. Поэтому, когда подходящий по габаритам двигатель был обнаружен, было принято решение приобрести двигатель независимо от других его характеристик (обороты, напряжение). В итоге оказалось, что купленный двигатель имел в несколько раз меньше напряжение питания (12 В) и, примерно, в полтора-два раза меньше оборотов, чем штатный двигатель фена. Эти задачи предстояло решить, но вначале нужно снять старый и установить новый двигатель в корпус фена. Процесс замены двигателя не очень сложный. Наибольшую трудность представляет демонтаж пластиковой крыльчатки с вала двигателя. С помощью подручных средств организовываем клиновидный упор снизу ступицы и, с помощью сверла диаметром 2 мм, понемногу выколачиваем вал двигателя. По мере выхода вала, положение упора (клина) нужно корректировать. Будьте крайне внимательными, не повредите пластиковую ступицу крыльчатки! Перед тем, как одеть снятую крыльчатку на вал нового двигателя, необходимо закрепить двигатель двумя винтами и обезжирить поверхность вала с помощь ацетона. Не будет лишним очистить и обезжирить внутреннюю поверхность ступицы крыльчатки бензином или спиртом. Насаживаем крыльчатку на вал нового двигателя вручную (можно слегка подколотить миниатюрной резиновой киянкой), уперев другой конец вала (находящийся вблизи щеточно-коллекторного узла) во что-либо твердое.



Двигатель с крыльчаткой.


Крыльчатка из пластмассы крупным планом.


Снимаем крыльчатку с двигателя.
Используем пинцет в качестве упора. По сверлу, которое упирается в вал двигателя, наносим легкие удары небольшим молоточком.


Крыльчатка с вала снята. Двигатель демонтирован.


Старый (слева, без маркировки) и новый (справа) двигатели.
Конденсаторы на новый двигатель не устанавливались.



Измерение родного двигателя.

 
Термопредохранитель (фото слева). Разъем плоский типа РпИм+РпИп (фото справа).

 

 

Блок питания двигателя.

Решить проблему питания электродвигателя можно двумя способами: увеличить длину (число витков) балластной обмотки или подать на двигатель питание от какого-либо другого источника. Первый способ осложняется необходимостью поиска нужной нихромовой проволоки и места для размещения дополнительных витков в нагревательном элементе (который буквально рассыпается в руках). Пойдем по второму пути – изготовим отдельный источник питания. Очень подходящим по размеру и по току нагрузки оказалось зарядное устройство от сотового телефона. Плата зарядника помещается рядом со штатной платой фена, необходимо обеспечить должные уровни изоляции (предотвратить нежелательные касания плат) и крепления (фиксации). Но есть одна загвоздка – выходное напряжение. Как известно, у зарядного устройства оно составляет около 5 В, а нам нужно 12. Следовательно, будем увеличивать число витков во вторичной обмотке выходного трансформатора блока питания (зарядного устройства). Выпаиваем трансформатор, разбираем магнитопровод, осторожно разъединяя ферритовый сердечник на две половины (упростить задачу смогут прогрев трансформатора до 100°С и применение ацетона). В крайнем случае, если разобрать магнитопровод не удается, можно мотать по челночному принципу, дабы число витков невелико. Главное – не расколоть феррит!

Находим финишный конец вторичной обмотки и начинаем не спеша сматывать виток за витком, считая их количество и запоминая направление намотки провода. Когда вторичная обмотка смотана, необходимо произвести элементарные расчеты по определению числа витков для напряжения питания двигателя (в нашем случае — 12 В): находим число витков, приходящееся на 1 В (зная бывшее выходное напряжение зарядного устройства), умножаем на него целевое значения напряжения питания. Не будет лишним добавить пару витков прозапас (при необходимости, их можно быстро смотать).

Мы увеличили выходное напряжение в 2,4 раза, максимальный ток нагрузки закономерно уменьшается на это же значение. Как известно, ток обмотки трансформатора зависит от площади поперечного сечения проводника. Чтобы определить минимально допустимое сечение провода для новой вторичной обмотки, измеряем диаметр (и вычисляем площадь сечения) смотанного провода, делим полученное значение на 2 (грубое приближение, углубляться в дебри расчетов не будем). Если ширина зазора для укладки провода позволяет, то вовсе не обязательно выбирать провод более тонкий, главное – уместить требуемое количество витков и свободно одеть магнитопровод. Наматываем провод виток к витку, соблюдая направление намотки и считая количество витков. По завершению, подпаиваем концы провода к выводам трансформатора, не забыв удалить изоляционную эмаль в местах пайки. Покрываем сопрягаемые торцы каждой из двух половин магнитопровода цапонлаком, собираем трансформатор, прижав половинки феррита друг к другу на время пока лак не подсохнет. Плотно наматываем сверху на магнитопровод два-три слоя тонкой полосы из изоляционной ленты или бумажного скотча, покрываем её сверху цапонлаком, сушим. Впаиваем трансформатор в плату блок питания, подключаем двигатель, измеряем напряжение. Если оно слишком велико, сматываем витки. Когда напряжение правильное, закрепляем вторичную обмотку – наносим на нее тонкий слой цапонлака. Трансформатор готов. Нужно заметить, что в результате этой переделки, мы получили всего одну скорость вращения двигателя, а именно некое среднее её значение по отношению к двум изначальным (паспортным) скоростям.


Плата зарядного устройства сотового телефона до переделки.


Разбираем трансформатор.
Вторичная обмотка трансформатора имела 12 витков провода D=0,35 мм в один слой.


Фото слева: катушка с эмальпроводом ПЭТВ D=0,32 мм, которым будет намотан трансформатор.
Фото справа: намотанная катушка трансформатора (29 витков ПЭТВ D=0,32 мм в два слоя).


Установка (склеивание) ферритового магнитопровода. Нанесение цапонлака.
Круговая обмотка изоляционной лентой (фото справа).



Перемотанный трансформатор установлен на плату блока питания (фото слева).
Плата блока питания двигателя готова к установке в фен (фото справа).


Штатные диоды (D1-D5) питания двигателя демонтированы для получения дополнительного свободного места (фото слева).
Плата блока питания двигателя на своем месте (фото справа).

 

Замена переменного резистора.

Чтобы убедиться в неисправности оного, вместо высокотемпературной обмотки нагревателя подключим лампу накаливания (см. аналогичный пример в статье — ремонт паяльной станции Solomon SR-976). Подаем на плату питание и видим, что лампа неадекватно реагирует на вращение переменного резистора. Выпаиваем штатный переменный резистор, временно подключаем любой другой (заведомо исправный) с тем же сопротивлением 100 К. Видим правильную работу схемы: скважность вспышек лампы четко привязана к углу поворота ручки (движка) переменного резистора, причем в одном крайнем положении движка свечение лампы отсутствует, в другом – наблюдается полный накал. Неисправность локализована, меняем переменный резистор новым (исправным). В нашем случае был установлен двигатель с меньшими оборотами, и интенсивность обдува спирали уменьшилась. Необходимо ограничить максимальную температуру нагрева спирали, во избежание ее перегрева и/или срабатывания термопредохранителя. Для этого, последовательно с переменным резистором (в разрыв бокового вывода, соответствующего максимальной мощности) впаиваем постоянный резистор, сопротивление которого определяется экспериментальным путем, визуально наблюдая за цветом накала спирали.


Лампа накаливания подключена вместо спирали.


На левом фото изображены старый (слева) и новый (справа) переменные резисторы.
На правом фото показан новый переменный резистор сдвоенного типа (2 x 100 K). Вскрытие корпуса — самый быстрый способ определить назначения выводов.


Придать нужную форму ручке резистора помогут надфили (фото слева).
Новый переменный резистор установлен (фото справа). Внутри красной термоусаживаемой трубки находится добавочный резистор сопротивлением 130 K.


Степень накала спирали в положении ручки регулятора, соответствующее максимальной температуре воздуха.


Измерение минимальной и максимальной температуры воздуха.

 

Выводы.

Технические решения, примененные в конструкции строительного фена Интерскол ФЭ-2000 первой модификации не уникальны и не отличаются высокой надежностью. Фен справедливо не позиционируется производителем как инструмент для профессионального использования. Инструмент вполне подходит для применения в быту. При наличии некоторого начального уровня подготовки пользователя, не составит большого труда самостоятельно восстановить работоспособность фена, так как его ремонтопригодность хорошая. Будущим обладателям модели ФЭ-2000, и тем, кто планирует использовать фен интенсивно, можно порекомендовать сразу после покупки проверить качество теплового контакта симистора с радиатором и, при необходимости, нанести теплопроводную пасту. Также не будет лишним сразу заменить провод питания на более качественный.

 

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *