Три картины – Описание картины 🎨 Васнецова «Три богатыря», история создания, какие чувства вызывает картина, анализ композиции, где находится, жанр, характеристика, идея, размеры

Что скрывают шедевры: три картины, которые нас завораживают

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Почему «Девушка с жемчужной сережкой» раз за разом притягивает наши взгляды? Как Климту удалось создать такой невероятный «Поцелуй»? И отчего «Рождение Венеры» так безупречно? Разбираемся вместе с книгой «Что скрывают шедевры».

Все дело в странностях

Что делает произведение искусства шедевром? Что позволяет ему из века в век, поколение за поколением поражать воображение людей? Ответ: странность. «Для великих картин характерно то, —писал художественный критик Роберт Хьюз, — что, сколько бы их ни копировали, сколько бы репродукций и открыток ни делали на их основе, в оригинале они вновь и вновь заявляют о себе благодаря силе странности».

Олеся Ахмеджанова
У Ван Гога тоже есть своя странность: океанический водоворот энергии, прорывающийся сквозь темное небо и желтое свечение. Источник

Давайте проверим и разберем странности на примере трех великих картин: «Рождение Венеры» Боттичелли, «Девушка с жемчужной сережкой» Вермеера и «Поцелуй» Климта.

Рождение Венеры

Олеся Ахмеджанова

Если присмотреться к «Рождению Венеры» — шедевру эпохи Возрождения, — взгляд приковывает гипнотический завиток золотых волос на правом плече богини. Завитушка специально поставлена на вертикальной оси произведения как своего рода миниатюрный моторчик, движущий всю картину.

Если тщательно изучить вблизи этот «венерин завиток», обнаружится, что он тщательно откалиброван и идеально соответствует контурам так называемой логарифмической спирали. Пройдет еще полтора века, и французский философ Рене Декарт математически вычислит, как проходит линия, образующая эту геометрическую фигуру, а в 1692 году, спустя еще полвека, швейцарский мыслитель Якоб Бернулли придумает ей подходящее название: spira mirabilis — «удивительная спираль».

Олеся Ахмеджанова
Та самая завитушка

Но чтó этот точно выписанный завиток делает на картине XV века, посвященной языческой богине, которая вышла из морских вод и парит у берега на раковине?

Есть искушение увидеть в этой спирали все — от грядущих медицинских открытий до оккультных практик и мистических устремлений. Нередко критики называли мерилом красоты и глубины старинных картин один из видов логарифмической спирали, который основан на последовательности целых чисел, обнаруженной итальянским мыслителем Фибоначчи. Может быть, завитушка на картине Боттичелли играет ту же роль? Возможно. А может быть, это лишь мимолетное украшение сложенный ветром завиток, и его истинную глубину, как и глубины самого искусства, нам не суждено по-настоящему разгадать.

Девушка с жемчужной сережкой

«Девушка с жемчужной сережкой» представляет собой пример ловкого применения оптических открытий. Сила картины основана именно на способности человеческого мозга видеть то, чего нет.

Олеся Ахмеджанова

Приглядитесь к лицу девушки, которая как будто повернулась внезапно в нашу сторону, и многое из того, что, как нам представляется, определяет ее черты, окажется не явно выраженным, а всего лишь подразумеваемым.

Думаете, у нее есть нос? Наклонитесь поближе, и вскоре вы заметите, что тонкая линия переносицы без следа растворяется на нежной поверхности кожи вокруг. Эту черту лица волшебным образом создает мягкая тень на левой щеке — ровно такая, чтобы мозг получил сигнал: судя по контексту, там должен быть нос. На холсте с усердием прорисованы только глаза девушки.

Олеся Ахмеджанова
Жемчужная сережка

Считается, что Вермеер, скорее всего, не дал своей картине названия (как и большинство художников того времени). И совсем маловероятно, чтобы он называл ее «Девушка с жемчужной сережкой». Но, как бы ни называлась картина, роскошное украшение в левом ухе девушки и правда приковывает взгляд, хотя присутствует здесь в еще меньшей степени, чем любая другая деталь. Как ни прищуривайся, не увидишь кольца, которое соединяло бы блестящую безделушку с мочкой уха.

Сережка парит, и в воздухе ее держит в равной степени разум зрителя и мастерство художника.

Если мы увидели бы те же самые мазки бледной краски, скажем, в ночном небе над освещенным луной пейзажем, они убедили бы наш разум в том, что это — сияющая луна. Проще говоря, Вермеер не рисовал жемчужину, а приказал нашему мозгу сделать ее самостоятельно.

Поцелуй

Климт всегда глубоко интересовался организмом человека. Правда, долгое время он сомневался в способности медицинской науки: считал, что телом управляла судьба, а его участь определяли течения невидимых сил. Но в 1907 году было проведено первое успешное переливание крови, и этот факт, по-видимому, повлиял на создание картины «Поцелуй».

Олеся Ахмеджанова

На фоне золотого листа, придающего большой квадратной картине сумрачный блеск средневековой иконы, витает пара, навеки замершая в страстных объятиях. Ей восхищались за притягательное столкновение контрастных узоров на одеждах людей, символ единства старого (незамысловатые древние спирали) и нового (строгость модерновых прямоугольников).

Но, может быть, восторг и волнение вызывают не столько формы, окутывающие эти лучезарные фигуры, сколько то, что пульсирует у них под кожей.

Присмотритесь повнимательней к ослепительному платью стройной девушки, и стилизованные узоры сложатся в созвездие волнистых вертикальных линий и круглых, похожих на чашку Петри, линз. Внутри каждой из этих овальных зацепок дрожат и бьются яркие тромбоциты и агглютинирующие кровяные тельца, как будто мы смотрим в микроскоп на клеточное строение героини.

Олеся Ахмеджанова
Слева — фрагмент с одежды героев «Поцелуя», справа — фрагмент с другой картины Климта «Медицина»

Лишь недавно воздерживавшийся от прославления научного прогресса, Климт, кажется, решил воплотить его смысл в вечном образе, объединяющем плоть и дух, которые и составляют жизненные силы Вселенной. Он хотел сделать невозможное: в микроскопическом приближении показать устройство бесконечной любви.

Ещё больше небанальных интерпретаций картин в книге «Что скрывают шедевры»

Триптих, Полиптих, Диптих картины

Диптих, триптих и полиптих — понятия в живописи родственные. Если объяснить простыми словами, то — это картина или работа, которая состоит из нескольких частей, связанных по смыслу и содержанию. Самым известным среди этих разновидностей многосоставных картин является триптих, так как часто используется в одном из жанров иконописи. На самом же деле, триптихи, диптихи и полиптихи вовсе не являются изобретением церкви и свою историю ведут ещё со времён Древней Греции и Древнего Египта. Надо сказать, что такие составные картины являются не только предметом живописи, но и предметом интерьерного искусства, дизайна и декора.

Диптих (с древнегреческого — сложенный вдвое). Греки и римляне изначально так называли специальные таблички для записей, которые были архаичными записными книжками. Делались они из дерева, металлических пластин и другого материала. На внутренних сторонах складывающегося диптиха делались записи, а внешние стороны были украшены различными картинками. В настоящее время диптих — это картина, фреска, гравюра, рисунок, который разделён на две части.

Триптих (с древнегреческого — сложенный втрое). Имеет такую же историю, как и диптих, только с тремя составными частями. Картина, рисунок и т.д. разделены на три части, секции или панели.

Полиптих (с древнегреческого — состоящий из многих дощечек или складок). По аналогии с описанием диптиха и триптиха, вы уже могли понять, что полиптих — это картина, полотно, которое состоит из более, чем трёх частей. Этих частей может быть четыре, пять, шесть, десять, двадцать и так до бесконечности.

Далее вы можете увидеть картины всех трёх видов составных картин, что бы более ясно понимать и разбираться в этих понятиях.

Если вы хотите украсить свой дом произведением искусства такого жанра, то заказать и приобрести триптих вы всегда можете в Арт Салоне Терекс. Самые красивые модульные картины любого жанра, начиная от пейзажей и заканчивая абстракцией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если вы занимаетесь бурением, то в этом вам сможет помочь компания Финвал Бурмаш. Только здесь продажа бурового оборудования самого высокого качества. Огромный выбор техники и оборудования для любых задач.

Три картины 7 букв

Похожие ответы в сканвордах

Вопрос: Произведение изобразительного искусства, состоящее из трех сюжетно или по идее объединенных частей

Ответ: Триптих

Вопрос: Три произведения, объединенные одним замыслом

Ответ: Триптих

Вопрос: Произведение искусства из трех картин

Ответ: Триптих

Вопрос: Произведение из трех картин, объединенных одной идеей, сюжетом

Ответ: Триптих

Вопрос: Произведение искусства из трех картин, рисунков и т. п., объединенных одной идеей

Ответ: Триптих

Вопрос: Складная икона с тремя створками; складень

Ответ: Триптих

Вопрос: Три произведения, связанные единой темой

Ответ: Триптих

Вопрос: (филателия) или тройка,

Ответ: Триптих

Вопрос: Произведение искусства, состоящее из трёх картин, барельефов и др., объединенных общей идеей. Работа разделяется на три секции или три резные панели, которые висят вместе и рядом. … является разновидностью полиптиха, что обозначает работу из множества панелей или картин. Средняя работа как правило наибольшая, а по бокам располагаются две меньшие относящиеся к ней работы, хотя

Ответ: Триптих

Вопрос: Три картины, рисунка, фотографии и т. п., образующие объединенное общей идеей произведение

Ответ: Триптих

Вопрос: Икона

Ответ: Триптих

Вопрос: Картина + две картины по бокам

Ответ: Триптих

Вопрос: Тройка от художника

Ответ: Триптих

Вопрос: Складень из трёх икон

Ответ: Триптих

Вопрос: Композиция из трёх картин

Ответ: Триптих

Вопрос: Картина с двумя картинами по бокам

Ответ: Триптих

Вопрос: 3-створчатый складень

Ответ: Триптих

Вопрос: Складная картина из трёх частей

Ответ: Триптих

Вопрос: Произведение искусства из трёх картин, рельефов, рисунков

Ответ: Триптих

Вопрос: Складная икона из трёх створок

Ответ: Триптих

Вопрос: Складень

Ответ: Триптих

Богатыри (картина Васнецова) — Википедия

«Богатыри»[1] — картина Виктора Васнецова. Васнецов работал над картиной около двадцати лет. 23 апреля 1898 года она была закончена и вскоре куплена П. М. Третьяковым для своей галереи. Инв. 1019[2].

Сам В. М. Васнецов (в письме к П. П. Чистякову) описывал картину так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алёшка Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?»[3].

На картине изображены три богатыря — Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович (главные герои русских былин). Посередине на вороном коне Илья Муромец, смотрит вдаль из-под ладони, в одной руке у богатыря копьё и щит, в другой булатная палица. Слева на белом коне Добрыня Никитич, вынимает меч из ножен, готовый в любой момент ринуться в бой. Справа на коне бурой масти Алёша Попович, держит в руках лук со стрелами. В сравнении со своими товарищами он молод и строен. На боку у Алёши Поповича колчан. На другом боку у него гусли. Трое богатырей стоят на широкой равнине, переходящей в невысокие холмы, посреди пожухлой травы и изредка проглядывающих маленьких ёлочек. Небо пасмурное и тревожное, означает грозящую богатырям опасность.

«Воскресив грандиозные в своей духовной мощи образы былинных защитников Древней Руси — Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича —Васнецов стремился на пороге XX века обозначить преемственность героического прошлого русского народа с его великим будущим. При всей конкретности образов, богатыри воспринимаются как мифическое олицетворение созидательных сил русской земли. Могучие фигуры на конях вздымаются подобно горам или исполинским деревьям. Под копытами богатырских коней хрупкая молодая поросль ёлочки и сосенки — метафора преемственности поколений. Прибегая к изобразительной гиперболе, Васнецов наделяет своих героев исконными качествами русского характера. Илья Муромец олицетворяет основательность, мудрую неторопливость и опору на опыт и традиции народа. Гордый боевой дух и стремление защищать свою землю воплощены в Добрыне Никитиче. А в образе Алёши Поповича нашло отражение поэтическое, созерцательное начало русской души, чуткость ко всем проявлениям красоты»[4].

Появление идеи картины[править | править код]

В. М. Васнецов описывал появление идеи картины так[5]:

Попался набросок трех богатырей. Написал в мастерской Поленова. Говорили о репинском подводном царстве, тут Вася и показал письмо Чистякова. Мудрец учитель и за тридевять земель слал советы.

«Скажите ему, — просил передать, — что в его картине не цвет воды задает тон, а веяние впечатления от былины задать должно тон воде и всему; вода тут ни при чём. Цвет и густота воды бывают разные, а былина такая — одна». Слова Чистякова о былине напомнили об одной старой мыслишке, он её карандашиком, а может быть, и углём зарисовал сразу по возвращении из Рябова: лохматые могучие кони, могучая троица богатырей.

Так и встало перед глазами: взгорья, простор, богатыри. Дивный сон детства.

Нарисовал в единочасье, поднес Васе в подарок, а тот поглядел и сказал строго, по-чистяковски, это в нём было, чистяковское — за все искусство ответ держать и о каждом рисунке заботиться.

Первый эскиз картины маслом хранится в доме-музее Поленова, поскольку был подарен Поленову. На нём стоит две даты — «75» и «1898 10 марта». Эти две даты объясняются так: Васнецов создал этот эскиз в Париже вскоре по приезде, когда был в мастерской Поленова. Он стал дарить его другу, но Поленов отказался забирать набросок, заявив, что возьмет его только тогда, когда Васнецов напишет большую картину. Собственно итоговые «Богатыри» были закончены более чем двадцать лет спустя, 27 апреля 1898 года. И незадолго до этого, 10 марта, Васнецов преподнес Поленову эскиз, проставив сразу две даты — первую и последнюю, одной краской, одновременно. Причем 1875 год проставлен ошибочно — на самом деле, по архивным данным, Васнецов приехал в Париж только весной 1876 года[6].

Натурщики[править | править код]

Одним из прообразов для Ильи Муромца послужил крестьянин Владимирской губернии Иван Петров (позднее — извозчик села Большие Мытищи), которого Васнецов запечатлел на этюде в 1883 году[7][8]. Иван Петров был лишь одним из прообразов. «Для Ильи Муромца художник искал все новые и новые типажи, зарисовывая то Ивана Петрова, абрамцевского кузнеца, — степенного, красивого, со спокойными и внимательными глазами; а то ломового извозчика, которого встретил уже в Москве и упросил позировать. „Иду по набережной около Крымского моста, — рассказывал потом В. Васнецов, — и вижу: стоит около полка здоровенный детина, точь-в-точь вылитый мой Илья“»[9].

В былинах Добрыня всегда молод, как и Алёша, но Васнецов изобразил его зрелым человеком с роскошной бородой. Некоторые исследователи[10] полагают, что чертами лица Добрыня напоминает самого художника.

Исследователи творчества Васнецова перечисляют следующие этюды маслом, созданные художником при работе над картиной[6].

Год Илл. Название Размер, техника Местонахождение Примечание
1876 Богатыри Холст, масло.

27х41

Дом-музей В. Д. Поленова Первый эскиз маслом картины.

Инв. КПП-5384[11]

1879 Абрамцево Холст, масло.

19х47,5

Дом-музей В. Д. Поленова Этюд для первого плана картины «Богатыри»[12]
1880 Мелколесье. Ахтырка Холст на картоне, масло.

14х48

Музей-заповедник Абрамцево Инв. Ж 156[13]
1880 Натурщик в кольчуге

(Портрет. Витязь в кольчуге)

Холст, масло.

15,8х22,56

Музей-заповедник Абрамцево Инв. Ж 166[14]
1881 Лошади

(этюд)

Холст на фанере, масло.

32х22

Собрание Г. Б. Смирнова (на 1961 год)
1881 Лошади

(этюд)

Холст, масло

33х47

Частное собрание
1882 Landscape in Akhtyrka by V.Vasnetsov.jpg Пейзаж в Ахтырке Холст, масло.

22,3х32,5

Собрание А. М. Беднякова, Москва (на 1961 год)
1881 Пейзаж лесистого пригорка и дали в Абрамцеве

(Пейзаж под Абрамцевым)

Холст, масло.

34,7х49,3

ГТГ Очень близок к предыдущему, в списке Моргуновых дата указана тем же годом — 1882, на год позже, чем в каталоге ГТГ. Поступил в 1929 из собрания Остроухова.

Инв. 11060

1883 Крестьянин Владимирской губернии Иван Петров Холст, масло.

87,5х67,5

ГТГ Этюд для Ильи Муромца.

Поступил в 1925 г. из Государственной Цветковской галереи. Инв. 15066[15]

1898 Голова крестьянина Холст на картоне, масло.

44,5х32

ГТГ Этюд для Добрыни Никитича.

Приобретена в 1946 году у К. Ф. Арнинга. Инв. 26644[16]

1898 Кольчуга Холст, масло.

28х7,8

Дом-музей В. М. Васнецова Этюд для Ильи Муромца
Лошадь вороная Холст, масло.

33,2х25,8

Дом-музей В. М. Васнецова
Лошадь гнедая Холст, масло.

33,5х45,2

Дом-музей В. М. Васнецова
  1. ↑ Распространённое название картины — «Три богатыря» является неправильным.
  2. SWE-ART Web-design&programming(www.swe.ru). Богатыри — Словарно-поисковая система (неопр.) (недоступная ссылка). www.tez-rus.net. Дата обращения 31 октября 2017. Архивировано 3 ноября 2017 года.
  3. ↑ Письмо В. М. Васнецова П. П. Чистякову, 25 апреля 1882 г.
  4. ↑ «Богатыри» в базе данных Третьяковской галереи
  5. ↑ Цит. по: Бахревский В. А. Виктор Васнецов. / серия «Жизнь замечательных людей». — М.: «Молодая гвардия», 1989. — ISBN 5-235-00367-5
  6. 1 2 Николай Моргунов, Наталия Моргунова-Рудницкая. Васнецов. «Искусство», М., 1961. С. 436
  7. ↑ Письмо В. М. Васнецова И. Е. Цветкову, Москва, 11 декабря 1911 г.
  8. Коваленская Н. Н. В. М. Васнецов. // История русского искусства. / Под общ. ред. академика И. Э. Грабаря, действительного члена Академии художеств СССР В. С. Кеменова и члена-корреспондента АН СССР В. Н. Лазарева. Том IX. Книга вторая. — М.: Наука, 1965. С. 114.
  9. ↑ Рассказы о шедеврах — Васнецов В. «Богатыри» (неопр.). www.nearyou.ru. Дата обращения 17 апреля 2016.
  10. Краснов Н. В. Беседы по искусству. — М.: Искусство, 1965
  11. ↑ Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации (неопр.). goskatalog.ru. Дата обращения 2 ноября 2017.
  12. ↑ Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации (неопр.). goskatalog.ru. Дата обращения 2 ноября 2017.
  13. ↑ Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации (неопр.). goskatalog.ru. Дата обращения 3 ноября 2017.
  14. ↑ Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации (неопр.). goskatalog.ru. Дата обращения 3 ноября 2017.
  15. SWE-ART Web-design&programming(www.swe.ru). Витязь — Словарно-поисковая система (неопр.) (недоступная ссылка). www.tez-rus.net. Дата обращения 31 октября 2017. Архивировано 3 ноября 2017 года.
  16. SWE-ART Web-design&programming(www.swe.ru). Каменный век. Пиршество — Словарно-поисковая система (неопр.). www.tez-rus.net. Дата обращения 1 ноября 2017.

Три картины, или последняя картина Репина

Иван Кемеров Три картины, или последняя картина Репина Автор:
08 мая 2017 12:27

«Гопак» действительно последняя большая картина Репина. Датируется 1927 годом, хотя известно, что Репин писал ее вплоть до самой смерти. В подлиннике ее еще не видел. Появившись года три назад на аукционе в Швеции, ныне она находится в России. До сих пор все ее воспроизведения не слишком впечатляли меня. Но вот я нашел картинку с великолепным разрешением.

Три картины, или последняя картина Репина И, честно говоря, от этой феерической пляски, не только запорожцев, но и красочных сполохов, что называется, сносит крышу. Ну и фактура, конечно. «Ноу-хау» престарелого Репина в том, что писал он не на холсте, а на линолеуме. Если увеличить фрагмент, даже виден рисунок на нем. Три картины, или последняя картина Репина Эта картина напоминает, по-моему, времена Никиты Сергеевича Хрущева,
когда по всякому издевались над Великороссией.
(которую этот генсек из Украины презрительно назвал «Нечерноземьем»)

Тут и поворот северных рек,
и погром архитектуры (которая была объявлена»излишеством»)
и целина,
и кукуруза,
и прирезывание «маленковских коров»,
и уничтожение «неперспективных деревень»,
и взрывание храмов, которые уцелели от персонажей нижней картины — шабесгоев Троцкого

Три картины, или последняя картина Репина Эта картина имеет длинное название «Большевик, отнимающий хлеб у ребенка». Другое название картины «Большевики. Солдаты Троцкого отнимают у мальчика хлеб».

После революции Репин переехал в Пенаты на территории независимой уже Финляндии. Незадолго до этого большевистское правительство национализировало деньги, находившиеся на частных счетах в Госбанке. Живописец, известный на весь мир, оказался без средств к существованию в чужой стране. Именно тогда в Пенатах появился большой огород. Илья Ефимович, которому уже перевалило за 70, сажал картошку и морковь, пас и доил козу.

Письма с предложениями вернуться назад Репину неоднократно писал сам Климент Ворошилов. В 1926 году в Пенаты прибыла целая делегация сотрудничавших с новой властью художников во главе с учеником Репина Исааком Бродским. Илье Ефимовичу они привезли подарок от советского правительства – конверт с $2 тыс. Репин радушно встретил старых знакомых, подарок взял, но возвращаться в советскую Россию отказался. Именно в этот момент, несмотря на письма Ворошилова, дочь и внучку Ильи Ефимовича, живших под Витебском, выселили из собственного дома и включили в список на отправку в Сибирь.

«Картина Репина «Приплыли» — фраза, прочно вошедшая в фольклор. Между тем среди тысяч картин, написанных Ильей Репиным, такой попросту не существует. А своим рождением фраза обязана обычной путанице. Работы Ильи Репина экспонировались во многих музеях страны. И в Сумском художественном музее они выставлялись рядом с работами еще одного художника – Льва Соловьева. Среди них было и полотно «Монахи. (Не туда заехали)».

Это бытовая сценка, когда лодку с монахами течение прибило к берегу реки, где купаются обнаженные крестьянки. В глазах монахов так и читается то самое «Приплыли…». Из-за соседства картин ее авторство народная молва ошибочно приписала более известному Репину.

Авторский пост

Ссылки по теме:

Три картины, или последняя картина Репина

Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:

Новости партнёров

Картина Васнецова «Три богатыря»: описание картины

  1. Как появилась картина Васнецова «Три богатыря»?
  2. Персонажи шедевра – натурщики и прототипы
  3. Символика картины Васнецова

Многие живописцы интересовались историей, фольклором и этнографией, черпая вдохновение из легенд, преданий, небылиц и басен. Не стал исключением и Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926). Именно о его произведении и пойдёт речь в нашей статье!

Картина Васнецова Три богатыря

Виктор Васнецов «Богатыри». 1881—1898 Холст, масло. 295,3 × 446 см. Фото с оригинала

Как появилась картина Васнецова «Три богатыря»?

Три богатыря: первый эскиз картины
Первый набросок карандашом
1871—1874 гг. Третьяковская галерея

Официально художник начал трудиться над полотном в 1881 г. Однако идея панно возникла у него ещё в 1871 г., при посещении мастерской Василия Дмитриевича Поленова (1844-1927). Друзья обсуждали принципы творчества, и кто-то сказал, что задавать тон всего произведения обязано то сказание, которое легло в его основу. Рисунок может разве что дополнить и расширить уже существующее впечатление, но не полностью его трансформировать. Сразу же после визита Виктор Михайлович «набросал карандашиком» давно лелеемый замысел – троицу могучих богатырей на лохматых конях.

Первый эскиз маслом картины Васнецова
Первый эскиз маслом картины «Богатыри»
Холст, масло 27х41
Дом-музей В. Д. Поленова

Первый эскиз маслом, подаренный В. Д. Поленову, сейчас хранится в его доме-музее. На нём есть две даты – «75» и «10 марта 1898». Первое число проставлено ошибочно – полотно Васнецов закончил вскоре после своей поездки в Париж в 1876-1877 гг. и преподнёс приятелю. Но, увидев рисунок и услышав описание картины, которую хотел создать Виктор Михайлович Васнецов, Поленов отказался забирать набросок, заявив, что возьмёт его лишь тогда, когда мастер нанесёт финальные штрихи. Для этого потребовалось более 20 лет – и наконец 27 апреля 1898 г., огромный шедевр (его размеры – 295,3*446 см) был закончен.

Художник рисовал и другие эскизы. Среди них – пейзажи «Абрамцево» (1879), «Мелколесье. Ахтырка» (1880), «Лесистый пригорок и дали в Абрамцеве» (1881), портреты «Витязь в кольчуге» (1880), «Крестьянин Владимирской губернии Иван Петров» (1883), этюды «Лошади» (1881), «Кольчуга» (1898), «Голова крестьянина» (1898).

Абрамцево Васнецова

Этюд для первого плана картины «Богатыри» Абрамцево
Холст, масло 19х47,5 Дом-музей В. Д. Поленова

Мелколесье. Ахтырка
Холст на картоне, масло 14 х48 Музей-заповедник Абрамцево

Пейзаж лесистого пригорка и дали в Абрамцеве (Пейзаж под Абрамцевым)
Холст, масло.34,7х49,3 Третьяковская галерея 1882 г.

Вот что говорил о картине сам живописец: «Может, я не всегда работал над «Богатырями» с должным усердием и напряженностью, но они неотступно были передо мною, лишь к ним влеклось сердце и тянулась рука! Это – мой творческий долг».

Полотно по достоинству оценила публика и критики. А когда Виктора Михайловича посетил коллекционер П. М. Третьяков, он был настолько поражен произведением, что простоял перед ним несколько минут, а потом немедленно заключил договор о покупке. Так «Три богатыря» стали одним из последних панно, внесённых в каталог картин всемирно известного собрания. Кроме того, они заняли центральное место на персональной выставке Васнецова, организованной в марте-апреле 1899 г.

Васнецов Богатыри

«Богатыри» в Государственной Третьяковской галереи, Москва

Персонажи шедевра – натурщики и прототипы

Раньше герои преданий считались вымышленными, но исследования историков показали, что за эпосом скрываются вполне реальные люди. В частности, «настоящий» Илья Муромец родился в г. Муроме (Владимирская обл. России) в XII ст. Сначала он носил прозвание «Чоботок», но после тяжёлого ранения принял постриг под именем Илия. Останки силача похоронили в Киево-Печерской лавре, а в 1643 г. его причислили к лику святых. Изучив мощи, учёные установили, что богатырь страдал от проблем с позвоночником и даже реконструировали его внешность – это высокий (около 182 см) мужчина с развитой мускулатурой.

Художник долго искал человека, с которого он мог бы написать Илью Муромца. Он зарисовывал крестьянина Ивана Петрова, кузнеца из помещичьей усадьбы Абрамцево, ломового извозчика, встреченного около Крымского моста в Москве.

Прототип Ильи Муровца

Иван Петров, крестьянин Владимирской губернии
Этюд Виктора Васнецова для картины «Богатыри». 1883 год

Алёша Попович – младший из трёх храбрецов. В былинах его образ довольно противоречив – воин отличается находчивостью и хитроумием, но в то же время хвастливостью, лукавством и коварством. В реальности витязь Александр Попович был ростовским боярином, «храбром» (лучшим бойцом) Всеволода Большого Гнезда, Константина Всеволодовича и Мстислава Старого, вместе с которым и погиб в битве под Калкой в 1223 г.

Натурщиком же для полотна стал младший сын мецената и промышленника Саввы Мамонтова Андрей. Впервые мальчик позировал живописцу, когда ему ещё не исполнилось 13 лет. По картине Васнецова легко уловить весёлый, благодушный, искренний характер юноши.

Прототип Алеши Поповича

Андрей Саввич Мамонтов, младший сын мецената и промышленника Саввы Мамонтова

Добрыня Никитич – умный и образованный «служилый» князя, то есть соратник правителя, которому тот поручает самые сложные и опасные задачи. Его исторический прототип – воевода Добрыня, дядя Владимира Красное Солнышко. А внешность богатыря скопирована… с самого Виктора Михайловича! Впрочем, некоторые исследователи считают, что это собирательный образ всего семейства Васнецовых.

Описание картины Богатыри Васнецова

Прототипом Добрыни считают собирательный образ всего семейства Васнецовых

Благодаря трудолюбию и старательности художника панно вышло не только красочным и привлекательным, но и достоверным – всё, от одежды воинов и их оружия до сбруи коней в точности соответствует археологическим находкам того периода. Именно поэтому полотно до сих пор пользуется такой популярностью – зал Государственной Третьяковской галереи, где оно находится, постоянно посещают экскурсии, репродукции шедевра есть во многих домах и учреждениях, а ученики средних классов даже пишут сочинение по картине!

Символика картины Васнецова

Художник воспринимал богатырей как мифическое воплощение созидательной энергии природы. Они олицетворяли преемственность поколений, нерасторжимую связь предков и потомков, богатое наследие, оставленное населявшими эти земли людьми.

Богатыри картина из янтаря
«Три богатыря» Васнецова — картина из янтаря

Васнецов придал каждому воину индивидуальность, наделив его личными качествами. Так:

  • Илья Муромец символизирует основательность, рассудительность, неторопливость. Он является носителем народной мудрости, опыта и традиций.
  • Добрыня Никитич предстаёт в ипостаси храброго защитника своей семьи и Родины, служащего ей до последнего вздоха.
  • Алёша Попович, на поясе которого висят и меч, и гусли, воплощает сразу два начала – отважного бойца и поэта, чуткого к любым проявлениям красоты.

Неслучаен и выбор пейзажа. Пасмурное небо, низко нависшее над головами героев, напоминает, что они постоянно должны находиться настороже – по словам живописца, «примечать в поле, нет ли ворога, не обижают ли кого».

Впрочем, постичь смысл произведения можно, лишь взглянув на него вблизи – и купить картину из янтаря, полностью повторяющую оригинал, Вам поможет наш интернет-магазин «Янтарь Полесья»!

10 шедевров, которые вам обязательно нужно увидеть в Третьяковке

10 шедевров, которые вам обязательно нужно увидеть в Третьяковке 10 шедевров, которые вам обязательно нужно увидеть в Третьяковке

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Хотя бы для того, чтобы своими глазами увидеть картины «Девочка с персиками», «Грачи прилетели», «Явление Христа народу», «Утро в сосновом лесу» и многие другие произведения русского изобразительного искусства, знакомые даже всем далеким от живописи людям по конфетным оберткам и интернет-мемам.

AdMe.ru покопался в коллекции художественного музея и выбрал 10 картин с интересной историей. Надеемся, они вдохновят вас на поход в Третьяковскую галерею.

«Апофеоз войны» Василий Верещагин

10 шедевров, которые вам обязательно нужно увидеть в Третьяковке

Картина была написана в 1871 году под впечатлением военных действий в Туркестане, поразивших очевидцев своей жестокостью. Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана», войска которого оставляли за собой такие пирамиды черепов. Согласно истории, однажды к Тамерлану обратились женщины Багдада и Дамаска, которые жаловались на своих мужей, погрязших в грехах и разврате. Тогда жестокий полководец приказал каждому солдату из своей 200-тысячной армии принести по отрубленной голове мужей-развратников. После того, как приказ был исполнен, было выложено 7 пирамид из голов.

Позднее художник предпочел придать картине более масштабное значение. Верещагин написал на раме: «Апофеоз войны» и добавил: «Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим».

«Неравный брак» Василий Пукирев

10 шедевров, которые вам обязательно нужно увидеть в Третьяковке

На картине изображен процесс венчания в православной церкви. Юная невеста-бесприданница против воли выходит замуж за старого чиновника. По одной из версий, на картине — любовная драма самого художника. Прототипом в образе невесты изображена несостоявшаяся невеста Василия Пукирева. А в образе шафера, изображенного у края картины за невестой, с руками сложенными на груди, — сам художник.

«Боярыня Морозова» Василий Суриков

10 шедевров, которые вам обязательно нужно увидеть в Третьяковке

Гигантская по размерам (304 на 586 см) картина Василия Сурикова изображает сцену из истории церковного раскола в XVII веке. Картина посвящена Морозовой Феодосии Прокопиевне — сподвижнице духовного вождя сторонников старой веры протопопа Аввакума. Около 1670 она тайно постриглась в монахини, в 1671 была арестована и в 1673 отправлена в Пафнутьев-Боровский монастырь, где ее уморили голодом в земляной тюрьме.

На картине изображен эпизод, когда боярыню Морозову провозят по Москве к месту заточения. Рядом с Морозовой — ее сестра Евдокия Урусова, разделившая судьбу раскольницы; в глубине — странник, в лице которого читаются черты художника.

«Не ждали» Илья Репин

10 шедевров, которые вам обязательно нужно увидеть в Третьяковке

У картины «Не ждали» есть два варианта. Первый из них был начат в 1883 году, и на нем возвращающейся в семью была изображена девушка-курсистка. Эта картина была написана маслом по дереву.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *