Характеристики двигатель м16а: технические характеристики, слабые места и ремонтопригодность – М16А — двигатель Сузуки СХ4 1.6 литра

Содержание

Двигатель Suzuki M16A, Технические Характеристики, Какое Масло Лить, Ремонт Двигателя M16A, Доработки и Тюнинг, Схема Устройства, Рекомендации по Обслуживанию

1,6-литровый бюджетный атмосферник M16A имеет четырёхцилиндровую компоновку и питается бензином. Как и все моторы этой фирмы отличается хорошим ресурсом. Выпускается для внешнего рынка с 2004 года (для внутреннего — с 2001 г.), и был установлен на Suzuki Liana.

Описание двигателя M16A

Двигатель Suzuki M16A

Двигатель M16A в разобранном виде

Разрабатывался движок специально для компактного 5-дверного хетчбэка, поэтому мощность его не очень большая. Основной задачей конструкторов было создать экономичный и надёжный мотор, ресурс которого не ограничивался бы 200-тысячным пробегом.

Оснащение системой VVT на впуске и наличие 16-клапанной системы сказалось на установке двух распредвалов вместо одного. Двигатель несколько раз подвергался модернизации, его мощность только росла (106-115 л. с.). Встречаются также модификации, предназначенные для Европы. Они развивают всего 98 л. с., зато нормы выброса соответствуют последним стандартам. Однако мотор этот не предназначен для спортивной езды, поэтому устанавливается только на машины городского типа.

Регламент обслуживания M16A

Для того чтобы судзуковский мотор прослужил долго, следует вовремя проводить его техническое обслуживание. Вот какие процедуры рекомендуется периодически проводить.

  • Заменять масло каждые 10 тыс. км, а лучше и через 7-8 тыс. километров. Смазка должна быть хорошего качества, с вязкостью 0W-20 или 5W-20.
  • Свечи зажигания обновлять каждые 20-30 тыс. км пробега, но при условии их оригинальности. «Левая» продукция, хотя и стоит дёшево, служит куда меньше.
  • Бензобак желательно всегда держать полным, заливая высокосортное топливо АИ-95.

Обзор неисправностей и способы их ремонта

Двигатель Suzuki M16A

Мотор M16A чаще ставился на Судзуки Лиану

Если вовремя распознать признаки неисправности двигателя M16A, устранение поломки будет несложным. Он прост в ремонте, и не надо быть механиком, чтобы узнать время его технического обслуживания. Поверхностную диагностику можно осуществить даже самостоятельно, например, прогрев мотор до 90 градусов и прослушав фонендоскопом. Так определяются стуки в различных местах силовой установки, и делаются соответствующие выводы. Например, звуки в области нахождения поршневого пальца укажут на увеличение люфта в подшипниках шатуна. А если стук приходится на нижнюю часть движка, то это говорит о необходимости замены коренных подшипников. Зона помпы или подшипников генератора — передняя часть мотора.

Другой вариант проверки — измерение компрессии в цилиндрах. Мотор опять прогревается до рабочей температуры, затем отсоединяются элементы зажигания. Отключаются также от своих разъёмов форсунки, подающие топливо. В свечные колодцы вдевается компрессометр, муфта отсоединяется от привода, а педаль акселератора вжимается до упора в пол. Затем снимаются показания прибора. Судить о нормальных значениях можно по данным не ниже 1100 кПа. Если это не так, скорее всего, износилась поршневая группа.

На двигателе M16A проблемы часто возникают при нарушениях теплового зазора клапанов. По этой причине нужно регулярно производить проверку, иначе со временем двигатель начнёт сильно шуметь во время работы, а элементы ГРМ вскоре выйдут из строя. Показатели нормальных значения клапанов приведены в таблице ниже. Регулировка проводится с помощью специальных шайб.

Цепь ГРМ имеет свойство растягиваться к 100-тысячному пробегу. В это время желательно провести замену элемента с приводными звёздочками. Одновременно надо обратить внимание на ремень генератора, тем более, если мотор издаёт сильный шум при прогреве, особенно зимой.

Двигатель Suzuki M16A

Тест, проверка мотора M16A

Все детали агрегата M16A меняются по отдельности, найти расходники несложно. У мотора нет каких-либо сложных систем или конструкций. Это простой движок бюджетного класса.

Варианты тюнинга M16A

Судзуковский мотор редко тюнингуют, так как большая часть владельцев им полностью довольна, да и потенциала у него как такового нет. Однако желающие всегда находятся. Вот, как обычно проводят модернизацию M16A:

  • ставят комплект кованых поршней;
  • модернизируют головку блока цилиндров;
  • усиливают клапанную пружину;
  • заменяют инжектор;
  • используют выхлоп 4-2-1;
  • заменяют перегородку маслосборника;
  • меняют шкив помпы;
  • ставят низкотемпературный термостат;
  • устанавливают масляный фильтр Ti100.

Все эти работы способны дать некоторый прирост мощности (20-30 л. с.).

Список моделей авто, в которые устанавливался M16A

Двигатель Suzuki M16A

M16A под капотом Витары

Двигатель ставился на несколько моделей производителя:

  • Swift Sport;
  • Escudo;
  • Swift Sport ZC32C;
  • SX-4 YA22S;
  • SX-4 S-Cross;
  • Liana;
  • Vitara.

Перечень модификаций M16A

Модификаций у M16A несколько, у всех рабочий объём цилиндров составляет 1586 см3:

  • 2001-2004 годов выпуска со степенью сжатия 9,7 единиц и мощностью 104 л. с.;
  • 2004-2007 годов выпуска со степенью сжатия 10,5 единиц и мощностью 108 л. с.;
  • 2004-2007 годов выпуска (VVT) со степенью сжатия 11,1 единиц и мощностью 103-108 л. с.;
  • версия для SX-4 S-Cross 2wd/4wd 2005 года со степенью сжатия 11 единиц и мощностью 117 л. с.;
  • версия для Swift Sport 2005 года, развивающая 125 л. с. при 6800 об/мин, степень сжатия 11,1 единицы;
  • версия для Swift Sport 2012-2014 гг., развивающая 134 л. с.;
  • модификация для четвёртого поколения Гранд Витара 2015 года, развивающая 120 л. с.

Серия M — известная линейка двигателей от Судзуки. Моторов здесь представлено несколько, рабочий объём их варьируется в пределах 1,3-1,8 литра. Все движки имеют двухвальную систему, 16 клапанов и многоточечный впрыск MPFI.

  • M13A — 1,3-литровый, самый маленький двигатель семейства. Степень сжатия его составляет 9,5 единиц. Передовая система VVT присутствует лишь на нескольких версиях данного агрегата. Так, моторы без системы регулировки фаз газораспределения устанавливались на автомобили Игнис, Лиана, Джимни. Мощность двигателя равнялась 84-92 л. с.
  • M13AA — рабочий объём этого малыша составляет 1328 см3. Является популярным движком Судзуки Джимни, произведённым в Испании. Также ставился на другие модели производителя с 2001 года. Мощность агрегата составляет 84 л. с. при 6000 об/мин.
  • M15A — 1,5-литровый силовой агрегат с клапанным механизмом изменения фаз газораспределения. Степень сжатия базового двигателя равна 9,5 единиц, при этом он развивает 100 л. с. при 5900 об/мин. Известны и другие модификации M15A со степенью сжатия 11 единиц и мощностью 111, 113 л. с. Устанавливался мотор на автомобили Свифт, Игнис, индонезийскую версию S-Cross.
  • M18A — 1,8-литровый силовой агрегат, имеющий рабочий объём в 1796 см3. Степень сжатия движка составляет 9,6 единиц, при этом он способен развивать 123 л. с. Это самый большой мотор серии, устанавливается на Судзуки Аэрио, Лиану австралийской и новозеландской сборки, а также на Suzuki SX-4 китайской сборки.
Двигатель Suzuki M16A

Самый большой мотор серии M18A

Технические характеристики двигателя

НазваниеSuzuki M16A
Объём, см 31586
Мощность, л.с106 — 117
Крутящий момент, Н*м156
Тип топливаАИ-95
Расход топлива, л/100 км5.8 — 6.3
Информация о двигателеБензиновый, с рядным расположением 4-х цилиндров, 16-клапанный, VVT, DOHC
Выброс CO2, г/км119 — 129
Диаметр цилиндра, мм78
Степень сжатия11
Ход поршня, мм83
Газораспределительный механизмЦепной привод
Расположение серийного номера двигателяВ нижней части блока цилиндров, вблизи коробки передач
Тепловой зазор впускных клапанов0,18 — 0,22 мм (для непрогретого двигателя) и 0,21 — 0,27 мм (при рабочей температуре мотора)
Тепловой зазор выпускных клапанов0,28 — 0,32 мм (для непрогретого двигателя) и 0,30 — 0,36 мм (при рабочей температуре мотора)

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Технические характеристики —

sport (спорт)

Режим SPORT (СПОРТ) идеально подходит для извилистых дорог и спортивного стиля вождения. Система оптимизирует алгоритм ALLGRIP 4WD и двигателя для снижения усилия на руле при прохождении поворотов и улучшения динамики автомобиля (переключение «передач» происходит на более высоких оборотах).

lock (блокировка)

Режим LOCK (БЛОКИРОВКА) предназначен для высвобождения автомобиля из снега, грязи или песка. Система равномерно распределяет крутящий момент между задними и передними колесами.

 

Передние тормозные механизмы(дисковые)

 

Водитель может переключаться между четырьмя режимами в зависимости от условий движения

В подвеске передних колес используются стойки МакФерсон. Устойчивость при движении достигается за счет повышения жесткости нижних рычагов,подрамника подвески и стоек.

 

Задние тормозные механизмы(дисковые)

 

ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ

Мощный и легкий

 

Конструкция 1,6-литрового бензинового двигателя М16А, хорошо зарекомендовавшего себя на российском рынке, была модернизирована для увеличения крутящего момента во всем диапазоне оборотов!

Снижение веса двигателя и навесного оборудования позволило добиться превосходной экономии топлива наряду с высокой мощностью.

 

Оптимизация передаточных чисел в 5-ступенчатой коробке передач улучшила топливную экономичность.

 

6-ступенчатая автоматическая коробка передач представляет собой вновь разработанный узел. Оптимизация передаточных чисел удалось достичь путем максимального расширения силового диапазона (6,8).

 

М16А 1,6 бензиновый двигатель

M 16 — американская штурмовая автоматическая винтовка: технические характеристики (ТТХ), калибр, история создания

Винтовка M16 была создана американским авиаинженером Юджином Стоуном во время войны США с Кореей. До нее войска Соединенных Штатов были вооружены автоматом Томпсона М1А1 и карабином Гаранда М1.

«В Корее мы столкнулись с такой боевой тактикой, как человеческая волна, когда на ваши позиции валит огромная толпа корейцев. В этих условиях необходима была огневая мощь, чтобы противопоставить ее такому количеству живой силы противника…» Так начинается рассказ о винтовке М-16 в одной из американских передач об оружии США.

История создания

Инженер компании Armalite Юджин Стоунер создал винтовку AR10 – автоматическое оружие с калибром .30 или 7,62 мм. В модели был применен принцип прямого воздействия пороховых газов на раму затвора. В результате получилось довольно легкое оружие благодаря беспоршневой системе (отсутствовал газовый поршень) и ряду деталей, сделанных из пластика и легких сплавов.

американская винтовка м-16

У AR10 оказалось немало недочетов. В результате усовершенствований была создана штурмовая винтовка AR-15 под калибр 5,56 мм (.20). В ходе тестирования выяснилось, что она ненадежна и точность стрельбы оставляла желать лучшего.

Американская компания Colt’s Patent Firearms Manufacturing выкупила патент на винтовку у руководства Armalite, которое, недовольное результатами, быстро согласилось на сделку.

Новый патрон с калибром 5,56 мм и пулей М193 «Cartridge 5,56 mm Ball M193» применили для винтовки AR-15.

За счет уменьшения веса самой винтовки и боеприпасов появилась возможность существенно увеличить боекомплект.

Боец, вооруженный другой винтовкой, например М-14, мог взять с собой 100 патронов. Солдаты с оружием от Armalite оснащались боекомплектом в 250 патронов. При этом увеличилась начальная скорость пули, а отдача, как ни странно, стала значительно слабее.

Для справки. Боец, вооружённый автоматом АК-47, например, нес с собой 4 магазина по 30 патронов, таким образом общее количество носимого б/п составляло всего 120 патронов.

После доработки военные закупили пробную партию винтовок (1000 шт.) для испытаний в Южном Вьетнаме в полевых условиях. И уже в 1963 году по госзаказу руководства Соединенных Штатов было произведено 94000 винтовок. Но они несколько отличались от своих предшественниц: оружие оснастили устройством для ручного запирания затвора.

Модификация получила номер М-16, ее поставили на вооружение ВВС США в 1964 году.

Конструкция и принцип действия

В конструкции М-16 использован принцип воздушного охлаждения ствола, беспоршневой автоматический отвод газов. Они выходят через газовую трубу в затворную раму и заставляют ее двигаться назад. С одной стороны, благодаря этому решению винтовка получилась легкой.

С другой, такая конструкция требует дорогого качественного пороха.

После нажатия на курок капсюль разбивается и происходит возгорание пороха. Пороховые газы расширяются, давят на пулю, и она выстреливает. Часть газов выходит в газоотводную трубу и выталкивает назад затворную раму. При движении, она поворачивает затвор при помощи штифта (штифт затвора вставлен в отверстие рамы), в результате происходит расцепление затвора со стволом.

Затворная группа движется назад. В этот же момент происходит выбрасывание стреляной гильзы. Возвратная пружина, сжатая затворной группой, начинает распрямляться и выталкивает ее в первоначальное положение. При этом с помощью затвора извлекается следующий патрон и досылается в патронник.

Ствол снова запирается поворотом затвора. Как только в магазине заканчиваются патроны, затворное устройство остается в заднем положении. Винтовка оснащена ручным досылателем затвора на случай, если откажет автоматика.

две винтовки м-16

Окно для экстракции гильз расположено на правой части ствольной коробки. Как только взводится затвор, крышка, закрывающая окно и предохраняющая его от попадания загрязнений внутрь, открывается.

УСМ представляет собой незамысловатую курковую конструкцию. Трехпозиционный переключатель, который расположен над рукоятью, регулирует работу спускового механизма. Режимы: «предохранитель», «одиночная стрельба», «автоматический огонь» («auto» для М16А1, М16А3).

Ствольная коробка представляет собой 2 половинки, соединенные поворотным и разборочным штифтами.

Чтобы произвести неполную разборку, надо извлечь разборочный штифт нажатием (например, при помощи патрона), «переломить» винтовку вокруг второго шарнира. Затем, чтобы почистить и осмотреть М-16, извлекают затвор, раму и рукоять для заряжания.

Чтобы полностью разобрать оружие, извлекают второй штифт, а коробка рассоединяется на 2 части. Чтобы штифты не затерялись во время разборки винтовки, в модели предусмотрено лишь неполное их извлечение.

Цевье, рукоять и приклад изготавливаются из высокопрочного черного пластика, благодаря которому оружие было прозвано «черной винтовкой». Пламегасители (на первых модификациях) имеют 3 щели.

Идея Стоунера использовать «малоимпульсный» патрон оказалась настоящей находкой для того времени: маленькая пуля вылетала с «бешеной» скоростью. Небольшой вес заряда – значит, отдача минимальная.

м16 на палете

А также это возможность снабдить стрелка большим количеством патронов. Это инженерное новшество произвело должное впечатление на руководство СССР, поэтому вскоре советские конструкторы начали разработку новой версии АК, получившую номер 74.

Немало внимания американец уделил тому, чтобы винтовка была удобной в обращении.

Ствольная коробка, изготавливаемая из легких сплавов, может треснуть не только от сильных ударов, но и более слабого воздействия.

Что приводит к замене детали, стоящей недешево, а затем оружие заново пристреливается.

Огрехов, как и достоинств у М-16, тоже немало. Среди них – выход из строя, в том числе даже разрыв ствола, если внутрь конструкции попала вода (или конденсировались пары).

Для М16 компания AAI разработала однозарядный подствольный гранатомёт М203. Это 40-мм оружие отличается низким весом, а заряжается с казённой части. Ещё одной его особенностью является то, что с ним могут применяться многие типы боеприпасов: фугасный, фугасный объемного взрыва, кассетный, осветительный на парашюте и др.

м-16 с подствольным гранатомётом

М16А1 – версия М-16, дополненная устройством досылания затвора, усовершенствованным пламегасителем, приливом для крепления штык-ножа.

M16A2 (разработана под бельгийский патрон SS109) – винтовка с утяжеленным стволом, прицелом на 800 м. Версию M16A2 оснастили усиленной ствольной коробкой, храповиком в спусковом механизме. Режим стрельбы очередями по 3 выстрела. Пластиковые детали M16A2 крепче, чем у предшествующих моделей.

Эффективная дальность стрельбы – до 800 м. Благодаря новой антабке появилась возможность переносить винтовку в положении боеготовности.

Среди недостатков: уязвимость к грязи, ненадёжность возвратной пружины.

В 1980 году под наименованием М855 патрон SS109 стандартизировали в Соединённых Штатах. Как уже говорилось выше, М16А1 производилась под патрон М193. М855, который применяется и в настоящее время, тяжелее М193 на 4,02 г.

Показатели кучности и пробивной способности выше у М855. Попадая в мягкие ткани, пуля фрагментируется, таким образом, вызывая обширное поражение.

М16А3 – версия разработана для применения на флоте. Что касается конструкции, А3 несильно отличается от предыдущей версии. Предусмотрен режим непрерывного огня.

модификации м-16

Рукоятка для переноса устроена таким образом, чтобы ее можно было снять, а на ее место установить крепление для оптических, коллиматорных и ночных прицелов. Высота прицельной линии уменьшилась, зато увеличилась меткость при упоре щеки в приклад.

Именно М16А3 оценивается многими военными экспертами, как лучшая штурмовая винтовка.

М16А4 – модификация M-16 (A2), самая скорострельная штурмовая винтовка. Применяется морскими пехотинцами Соединенных Штатов. Начальная скорость пули – 900 м/с.

Cobb MCR – мультикалиберная винтовка (4 модели), изготовленная Cobb Manufacturing Inc. для конкурса нового вооружения для войск спецназначения США.

Характеристики винтовки М-16

Калибр – 5,56 мм
Тип – газоотводный (непосредственный отвод газа в ствольную коробку)
Вес – 2,88 кг (М-16 без учета магазина и ремня), 2,97 кг (М-16 А1)
Длина – 99 см (М16А1)
Скорострельность – 650–750 (М16А1), 700–950 (М-16 А4) выстрел/мин
Начальная скорость пули – 990 м/с (М16А1)
Дульная скорость – 1000 м/с (М16А2)
Объем магазина – 20 или 30 патронов
Прицел – диоптрический
Рассеивание при стрельбе на 300 м – 15 см горизонтальное, 22 см вертикальное.

м-16 с магазинами и патронами

Положительные моменты в сравнении с предшественниками:

  1. Сравнительно небольшие патроны позволили понизить силу отдачи, уменьшить вес и размеры штурмовой винтовки. Помимо этого повысилась точность и кучность стрельбы.
  2. Легковесность затворного механизма (за счет отсутствия поршня) обуславливает небольшую отдачу и неплохую устойчивость. Качество пороха и малый отвод газов обеспечивают хорошую дульную энергию патрона.
  3. Стоунер позаимствовал для своего М16 идею «линейной» компоновки с немецкой автоматической винтовки FG.42: затвор и приклад размещались на продолжении оси канала ствола с дульным тормозом. Встречается мнение, что такая конструкция демаскирует стрелка при ведении боя из укрытия с упором цевья на бруствер. Мол, высота стрелка увеличена. Фактически, разница, например, между стрелком с АК-74 и М16, в этом случае составляет менее 2 см. Зато подобное решение повышает кучность стрельбы.
  4. Пологий шаг нарезов ствола – 305 мм. Другими словами, такой подход обеспечивает минимальную устойчивость снаряда во время полета. При попадании в живую цель устойчивость сводилась к нулю и пули начинали «кувыркаться». А при попадании в ветви деревья и даже тростник, пробивная сила значительно снижалась, а пули отскакивали рикошетом. Поэтому шаг нарезов уменьшили до 178 мм (М-16 А3) и стали использовать пулю SS 109: пробивная мощь выросла вдвое. Устойчивость повысилась за счет увеличения частоты вращения пули в полете.
  5. Благодаря диоптрическому типу прицела и целиться легко, и точность высокая. Но обзор значительно ограничен, поэтому возникали проблемы при стрельбе по движущимся целям и ведении боя в темное время суток.

Тактико-технические характеристики американки М-16 достойны уважения, и на форумах, посвящённых боевому оружию, можно нередко встретить о ней весьма лестные отзывы.

м-16 под водой

Но не менее часто попадаются высказывания о ее более сложной, а потому неудобной (особенно в полевых условиях) конструкции, с множеством мелких деталей. А также чувствительности к загрязнениям. Поэтому большинство голосов, как правило, отдается в пользу Калашникова.

Применение

Штурмовая винтовка М-16 получила известность во время военных действий во Вьетнаме, где помимо нее армейскими подразделениями США и Южного Вьетнама использовалась модификация ХМ-16Е1. Солдатами Северного Вьетнама было захвачено около миллиона американских штурмовых винтовок Юджина Стоунера.

В 1969 году М-16 А1 практически полностью заменила М-14 в ВВС США.

Винтовка М-16 и другие модели этого семейства применялись США в военных действиях в Камбодже, Иране, Ливане, Саудовской Аравии, Кувейте, Панаме, Боснии, Косово и др.

И по сей день винтовка М-16 и ее модификации числятся на вооружении помимо США еще в 80 странах мира: Гватемале, Мексике, Тайване и др.

Интересные факты

К 1962 году в конструкции винтовки Стоунер устранил имевшиеся недостатки, и большая партия была закуплена для войны во Вьетнаме. Результаты применения усовершенствованной М-16 «превзошли» все ожидания: оружие слишком часто не срабатывало, что стало причиной массовых потерь.

м-16 в применении

Для выяснения обстоятельств было организовано спецрасследование, в ходе которого выяснились ужасающие факты:

  1. Порох для оружия закупался некачественный.
  2. Детали, подлежащие хромированию, не обрабатывали хромом.
  3. Обязательные комплекты для чистики не поставлялись.
  4. Солдаты не знали, как собирать-разбирать оружие, просто потому, что их этому не учили.

Если принять во внимание условия повышенной влажности и особенности функционирования М-16 (образование нагара), то становится понятным, почему оружие не работало. Убитых солдат нередко обнаруживали рядом с разобранными винтовками.

В руководстве по техэксплуатации, которое предназначалось для американских бойцов во Вьетнаме, содержится рекомендация чистить винтовку 3–5 раз в сутки.

Оружие на основе М-16

Автомат М4, прототипом которого послужила автоматическая винтовка М16А2, используется спецназом США и другими войсковыми подразделениями. Отличается от А2 уменьшенной длиной ствола, наличием выдвижного телескопического приклада. Это основные существенные отличия.

картина м-16 во вьетнаме

Характеристики карабина М4 отличаются от характеристик его прототипа несильно. Надежность и кучность стрельбы М4 такая же, как у предшествующей модели. Эффективная дальность немного меньше, чем у А2: по одиночным целям – на 50 м, по групповым – на 200 м. Скорострельность – 700–970 выстрелов/мин.

В результате проведенных испытаний автоматического стрелкового оружия, выяснилось, что М4 по сравнению с другими автоматами обнаружила большее количество сбоев при стрельбе.

Минобороной США объявлен конкурс на модернизацию до версии M4A1+. Требуемые параметры:

  1. Вес 3,6 кг без магазина.
  2. Отклонение при стрельбе на расстоянии 300 м не более 12,7 см.
  3. Цвет хаки.

Автомат планируется оснастить съемными прицелами, усиленным пламегасителем, рельсами-планками Пикатинни 30,5 см для размещения навесных устройств оптических прицелов, лазерных указателей цели. А также УСМ с усилием нажатия не более 2,3 кг для повышения точности стрельбы одиночными выстрелами на большом расстоянии.

Автоматическую винтовку М-16 высоко оценил советский конструктор М. Т. Калашников.

По точности стрельбы она превосходит отечественный АК-47. Но, надо признать, что это оружие рассчитано в первую очередь на опытных бойцов. В руках новичка, при небрежном обращении и, вообще, в полевых условиях, дорогая и капризная американка может не сработать.

Обслуживание двигателя М16А Suzuki Grand Vitara

2. ДВИГАТЕЛЬ М16А

Двигатель Suzuki Grand Vitara

ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

ПРОВЕРКА КОМПРЕССИИ (ДАВЛЕНИЯ) В ЦИЛИНДРАХ ДВИГАТЕЛЯ

1. Прогреть двигатель до рабочей температуры.

2. Отсоединить разъемы от катушек зажигания 1.

3. Снять катушки зажигания 2 вместе в высоковольтными проводами 3.

4. Вывернуть все свечи зажигания.

5. Отсоединить разъемы от топливных форсунок 4.

Проверка компрессии Suzuki Grand Vitara

6. Установить специальное приспособление в отверстие под свечу зажигания. Приспособление состоит из трех элементов:

(A): 09915-64512

(B): 09915-64530

(C): 09915-67010

Проверка компрессии Suzuki Grand Vitara

7. Выжать сцепление (для автомобилей с механической коробкой передач). Нажать на педаль акселератора 1 до полного открытия дроссельной заслонки.

Проверка компрессии Suzuki Grand Vitara

8. Включить стартер и считать показания на манометре приспособления.

ПРИМЕЧАНИЕ:
Для измерения давления в цилиндрах обороты двигателя должны составлять не менее 250 об/мин, что возможно только при полностью заряженной аккумуляторной батареи.
Если показания манометра ниже нормы, есть место утечек. В данном случае это поршневые кольца или клапана.

Номинальное значение компрессии — 1400 кПа.

Предельно допустимое значение компрессии — 1100 кПа.

Допустимая разница значений между любыми двумя цилиндрами, не более — 100 кПа.

9. Повторить пункты 6-8 для остальных цилиндров.

10. После проверки, установку произвести в порядке обратном снятию.

ПРОВЕРКА РАЗРЕЖЕНИЯ ВО ВПУСКНОМ КОЛЛЕКТОРЕ

2. Снять патрубок 1 системы вентиляции картера (PCV) с клапана 2.

Проверка разрежения во впускном коллекторе Suzuki Grand Vitara

3. Подсоединить специальное приспособление (А): 09915-67311, к патрубку 1 системы PCV.

4. Закрыть клапан 2 системы PCV пленкой.

Проверка разрежения во впускном коллекторе Suzuki Grand Vitara

5. Запустить двигатель. Считать показания на манометре приспособления при холостых оборотах двигателя.

Номинальное значение лежит в пределах — 59 — 73 кПа.

6. После проверки, установку произвести в порядке обратном снятию.

ПРОВЕРКА ТЕПЛОВОГО ЗАЗОРА КЛАПАНОВ

1. Отсоединить минусовую клемму аккумуляторной батареи.

2. Снять крышку головки блока цилиндров.

3. Повернуть коленвал 1, используя ключ на «17», до установления оси кулачка распредвала 2 (первого цилиндра) перпендикулярно поверхности шайбы 3 толкателя. При этом возможен замер зазора на клапанах под номером «1» и «7».

4. Определить тепловой зазор, используя набор щупов, следующих клапанов:

a) «1» и «7».

b) Повернуть распредвал на 90° (проворачивая коленвал), до установления оси кулачка распредвала перпендикулярно поверхности шайбы толкателя. «3» и «8».

c) «4» и «6».

d) «2» и «5».

Проверка теплового зазора клапанов Suzuki Grand Vitara

НОМИНАЛЬНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ЗАЗОРОВ

Клапан При холодном двигателе
Температура охлаждающей жидкости 15 — 25°С
При прогретом двигателе
Температура охлаждающей жидкости 60 — 68 С
Впускной 0,18 — 0,22 мм 0,21 — 0,27 мм
Выпускной 0,28 — 0,32 мм 0,30 — 0,36 мм

Если зазор не соответствует номинальному значению необходимо его отрегулировать путем подбора регулировочных шайб разной толщины.

ПОДБОР РЕГУЛИРОВОЧНЫХ ШАЙБ

1. Провернуть распредвал до полного закрытия клапана, шайба 2 которого подлежит замене. Повернуть толкатель 3 до установления замка 1 в положение, показанное на рисунке.

Подбор регулировочных шайб Suzuki Grand Vitara

2. Открыть клапан, повернув коленвал на 360°.

3. Зафиксировать толкатель, используя специальное приспособление (А): 09916-67020 ((А): 09916-67021). Для этого:

a) Вывернуть болты крепления крышки подшипника распредвала.

b) Использовать приспособление с соответствующим номером. Данные представлены в таблице.

№ крышки подшипника распредвала № приспособления
12 IN2
13, 14, 15 IN345
Е2 ЕХ2
ЕЗ, Е4, Е5 ЕХ345
Подбор регулировочных шайб Suzuki Grand Vitara

А: I: Сторона впуска или Е: Сторона выпуска

В: Номер приспособления С: Указывает направление к цепи привода распредвала

с) Не допустить запирания регулировочной шайбы приспособлением (А) во время вворачивания крепежных болтов 1. Болты (а) завернуть с моментом затяжки 8 Н-м.

Подбор регулировочных шайб Suzuki Grand Vitara

4. Провернуть распредвал на 90° по часовой стрелке и извлечь регулировочную шайбу 3 с помощью магнита 2.

Подбор регулировочных шайб Suzuki Grand Vitara

5. Используя микрометр 2 определить толщину шайбы 1. Заменить шайбу, вычислив толщину с помощью формул.

Подбор регулировочных шайб Suzuki Grand Vitara

Сторона впуска:

А = В + С — 0.20 мм Сторона выпуска:

А = В + С — 0.30 мм А: Толщина новой регулировочной шайбы

В: Толщина старой регулировочной шайбы

С: Величина теплового зазора 6. Выбрать новую регулировочную шайбу 1 с табличной толщиной как можно близкой к расчетной.

Подбор регулировочных шайб Suzuki Grand Vitara
Толщина регулировочной шайбы, мм Толщина регулировочной шайбы, мм
2,175 218 2,600 260
2,200 220 2,625 263
2,225 223 2,650 265
2,250 225 2,675 268
2,275 228 2,700 270
2,300 230 2,725 273
2,325 233 2,750 275
2,350 235 2,775 278
2,375 238 2,800 280
2,400 240 2,825 283
2,425 243 2,850 285
2,450 245 2,875 288
2,475 248 2,900 290
2,500 250 2,925 293
2,525 253 2,950 295
2,550 255 2,975 298
2,575 258 3,000 300

7. Установить новую регулировочную шайбу, номером вверх, в толкатель.

8. Провернуть распредвал 2 против часовой стрелки, зафиксировав толкатель 1.

Снять приспособление (А).

Подбор регулировочных шайб Suzuki Grand Vitara

9. Установить крышку подшипника 1 распредвала. Завернуть крепежные болты (а) с моментом затяжки 11 Н-м.

Подбор регулировочных шайб Suzuki Grand Vitara

10. Проверить тепловой зазор.

11. Проверить тепловой зазор на всех клапанах.

12. Установить крышку головки блока цилиндров.

23

Американская штурмовая винтовка М16: история создания, описание и характеристики

29.04.2019

винтовка М16винтовка М16

Американская штурмовая винтовка М16 – это один из самых известных и распространенных видов автоматического оружия в мире. За цвет своего цевья и приклада ее прозвали «черной винтовкой». В настоящее время М16 является основным видом стрелкового оружия американской пехоты, кроме того, эта винтовка стоит на вооружении нескольких десятков армий мира и по своей популярности уступает только автомату Калашникова. С момента начала серийного производства было изготовлено более 8 млн экземпляров этого оружия.

Эта автоматическая винтовка стоит на вооружении армии США уже более пятидесяти лет, настоящим боевым крещением для М16 стала Вьетнамская война. Именно этот конфликт показал многочисленные недостатки «черной винтовки». Проведенная модернизация значительно повысила надежность этого оружия, однако споры вокруг М16 не утихают и сегодня.

Обсуждение недостаточной надежности американской винтовки и ее недостатки по сравнению с автоматом Калашникова – это излюбленная тема многочисленных «диванных патриотов», большинство из которых не слишком хорошо разбирается в вопросе. За время эксплуатации М16 вокруг нее возникло множество мифов, часть из которых имеет слабое отношение к действительности.

История создания и совершенствования М16 очень богата и интересна, она заслуживает отдельной объемной книги. В этой статье мы постараемся описать причины, которые сподвигли американцев начать разработку новой винтовки, историю создания М16 и развеять некоторые устоявшиеся легенды и мифы, связанные с этим оружием.

mвинтовка М16mвинтовка М16

История создания

Американские авторы чаще всего начинают историю М16 с момента продажи «Кольту» компанией ARMALITE модели автоматической винтовки AR-15 вместе со всеми патентами и конструкторами, которые работали над ней. Однако в действительности история этого оружия началась несколько раньше.

В конце 40-х годов Министерство обороны США инициировало работы по созданию новых индивидуальных систем защиты для военнослужащих. В ходе этого проекта были проанализированы несколько миллионов отчетов о ранении и гибели американских солдат в ходе разных конфликтов (Первая и Вторая мировая война, конфликт в Корее). Внимательно изучалась информация о количестве ранений, их локализации, причинах повреждений и дистанциях, на которых они были получены.

Исследователи пришли к несколько парадоксальным выводам: чаще всего (70%) бойцы получали ранения или гибли от воздействия осколков, на потери от стрелкового оружия приходилось всего лишь 20% случаев. При этом большая часть пулевых ранений была получена при стрельбе с 300 метров, чаще всего солдаты гибли от пуль, выпущенных с расстояния менее 100 метров. На таких дистанциях точность ведения огня была второстепенной, гораздо важнее была его плотность.

Изучив результаты данного исследования, военное руководство США пришло к выводу, что армии необходима новая автоматическая винтовка с малоимпульсным патроном небольшого калибра, наиболее эффективным на дистанциях 400-600 метров. В 1957 году начались работы над созданием автоматической винтовки под боеприпас 22 калибра.

винтовка М16винтовка М16

Такое оружие обладает целым рядом преимуществ: уменьшение размеров патронов и их массы позволяет увеличить носимый бойцом боекомплект, меньшая отдача боеприпаса значительно повышает точность стрельбы (особенно автоматической), пуля калибра 5,56×45 мм имеет лучшую настильную траекторию, ее меньше сносит ветром, также она имеет лучшее поражающее действие. Вдобавок значительно снижается вес самого оружия.

Военные хотели, чтобы новая винтовка могла вести одиночный и автоматический огонь, имела магазин на двадцать патронов и вес не более трех килограммов. Кроме того, она должна была пробивать армейскую каску на дистанции в 500 метров. Одновременно специалисты компаний Sierra Bullets и Remington начали разработку новых боеприпасов калибра 5,56 мм на базе существующих охотничьих патронов.

В конкурсе принимали участие сразу несколько известных оружейных компаний США. Более всего американским военным приглянулась винтовка AR-15, представленная фирмой Armalite. Ее разработали конструкторы Юджин Стоунер и Джеймс Салливан на основе винтовки AR-10, созданной под патрон калибра 7,62 мм.

Любопытно, что когда американское военное ведомство объявляло конкурс на создание нового оружия, никто и не предполагал, что с этой винтовкой армия США войдет в двадцать первое столетие. Новая легкая армейская винтовка (LMR — Lightweight Military Rifle) должна была лишь временно заменить устаревшую сразу после своего появления М14. В это же время в США шли разработки нового винтовочно-гранатометного комплекса в рамках проекта SPIW, на который были потрачены серьезные средства. Однако этот проект закончился неудачей, что и обеспечило «черной винтовке» долгую и насыщенную жизнь.

В 1958 году AR-15 была отправлена на войсковые испытания. В своей конструкции эта автоматическая винтовка имела ряд интересных, но отнюдь не новаторских решений. К ним можно отнести «прямой» газоотвод, который уже был использован в винтовке Люнгмана AG42B, «линейная» компоновка оружия с расположением возвратной пружины в прикладе (немецкая винтовка FG42), ствольная коробка, состоящая из двух половинок, соединенных поперечной шпилькой (советские ППШ и ППС, бельгийская FN FAL), шторка, закрывающая окно для выброса гильз (немецкий StG44).

При изготовлении AR-15 были использованы передовые на тот момент технологии, заимствованные из авиационной промышленности (литьё из алюминиевых сплавов), что позволило значительно уменьшить вес винтовки. На высоте была и эргономика оружия, в этом отношении AR-15 была на голову выше своих конкурентов.

В 1959 году учредители фирмы Armalite передали все права на AR-15 компании Colt’s Patent Firearms Manufacturing Company, туда же перешел работать и один из создателей винтовки Юджин Стоунер. Именно «Кольт» запустил новое оружие в коммерческое производство.

m167m167

 

В 1961 году первую партию винтовок в количестве 8,5 тыс. штук закупает военное ведомство США для проведения опытной эксплуатации и отправляет их во Вьетнам. Первые отзывы о новом оружии из зоны боевых действий были положительными.

В 1963 году компания получает заказ на поставку 104 тыс. винтовок для ВВС и сухопутных сил США. В это же время винтовка получает привычное всем обозначение – М16. В 1964 году ее официально принимают на вооружение американской армии, а в 1966 году вооружают все подразделения, находящиеся в Южном Вьетнаме. Именно в этот момент на винтовку начали поступать многочисленные жалобы и рекламации.

Во время стрельбы М16 часто заклинивало, много проблем было и с магазином винтовки. Приклад, в котором размещалась возвратная пружина, не отличался надлежащей прочностью, а при его разрушении оружие полностью выходило из строя.

Дело в том, что конструкция М16 во многом повторяла устройство винтовки AR-10, разработанный под мощный патрон калибра 7,62 мм. М16 имела две точки трения, чувствительные к загрязнению пороховыми газами. Это не было проблемой, когда автоматика использовала мощный патрон калибра 7,62 мм, но более слабый боеприпас 5,56 мм хуже справлялся с этой задачей, поэтому М16 первых модификаций была очень чувствительна к загрязнениям. К этому еще можно добавить тяжелый климат и высокую влажность Юго-Восточной Азии.

Кроме того, в образцах винтовки, взятых для испытаний, затворная группа, патронник и ствол были покрыты хромом, а в серийных изделиях для удешевления производства от хромирования отказались, что крайне негативно отразилось на работе автоматики. Все это приводило к засорению винтовки и частому застреванию стреляной гильзы в патроннике.

Юджин Стоунер предложил для боеприпасов М16 использовать специальный порох, дающий минимальное количество нагара, что частично решило проблему.

Маркетинговая политика компании «Кольт» строилась на утверждении, что М16 вообще не нуждается в чистке и разборке. Так что первоначально армия США не закупила для этой винтовки комплектов для чистки оружия. Это еще более ухудшило ситуацию. Кроме того, уделялось мало внимания обучению новобранцев, как следует ухаживать за новой винтовкой.

Магазины были выполнены из алюминиевого сплава и не отличались достаточной прочностью. Это приводило к перекосу патрона в патроннике и остановке стрельбы. Алюминий заменили сталью, а для солдат был написан регламент, запрещавший снаряжать магазин (на двадцать патронов) более чем 17-18 патронами.

На винтовку был установлен механизм forward assist, позволяющий солдату в случае задержки патрона дослать его вручную.

Приклад стал изготавливаться из стеклонаполненного полиамида Zytel, обладавшего достаточной прочностью.

В результате многочисленных доработок появилась модификация винтовки М16А1. Кроме хромированного патронника и затворной группы, новая винтовка получила:

  • Специальный амортизирующий буфер стебля затвора, который уменьшил темп стрельбы, но исключил отскок затвора и осечку.
  • Усовершенствованный пламегаситель повышенной надежности.
  • Более пологий шаг нарезов ствола, что улучшило устойчивость пули, но увеличило ее рассеивание на дистанциях до 400 метров.
  • Винтовка получила новый магазин на 30 патронов.
  • Для винтовки был разработан эффективный глушитель, на стволе установили прилив для штыка.

Войска были обеспечены чистящими принадлежностями, а солдат обязали регулярно чистить свое оружие.

В результате принятых мер большинство недостатков М16 были исправлены. Однако за американской винтовкой навсегда закрепилась слава капризного и ненадежного оружия.

В конце 70-х годов единым боеприпасом для всех стран-членов NATO стал патрон калибра 5,56×45 мм, созданный в Бельгии и получивший обозначение SS109. В 1981 году Colt создает винтовку, адаптированную под этот патрон.

Чуть позже был разработан еще один вариант винтовки — M16A1E1 с более толстым и тяжелым стволом, улучшенными прицельными приспособлениями, новым прикладом и цевьем. Режим непрерывного огня заменили на стрельбу с отсечкой по три патрона. В 1982 году данная модификация была принята на вооружение армии США под индексом М16А2.

В 1994 году на вооружение были приняты модификации М16А3 и М16А4.

m166m166

Описание конструкции

М16 – это автоматическая винтовка калибра 5,56 мм, автоматика которой работает за счет отвода пороховых газов из канала ствола. Он запирается поворотом затвора.

Отличие М16 от других образцов стрелкового оружия заключается в том, что пороховые газы попадают в газоотводную трубку и двигают не газовый поршень (как в АК, например), а непосредственно затворную раму.

Движущаяся назад затворная рама поворачивает затвор и выводит его из зацепления со стволом. Одновременно происходит экстракция стреляной гильзы и сжатие возвратной пружины. Затем пружина толкает раму вперед, затвор извлекает патрон и досылает его в патронник. После чего закрывается канал ствола и происходит выстрел.

Винтовка М16 изготовлена из алюминия, стали и пластика. Ствольная коробка состоит из двух половинок (верхней и нижней), изготовленных из алюминия. Соединяются они с помощью двух штифтов: переднего поворотного и заднего фиксирующего. При неполной разборке оружия задний штифт выдавливается с помощью любого подходящего предмета (подходит патрон) и винтовка переламывается на две части. После чего затворную группу можно извлечь и провести чистку оружия. Для полной сборки нужно сдвинуть оба штифта.

винтовка М16винтовка М16

На правой части ствольной коробки находится окно для выброса гильз, закрытой специальной крышкой, которая открывается при взведении затвора. Также на этой стороне расположена кнопка forward assist, которая используется для ручного досылания затвора. Рукоять взведения находится над прикладом и имеет Т-образную форму.

Ударно-спусковой механизм ударникового типа, он имеет довольно простую конструкцию. Переключатель режима ведения огня (он же предохранитель) находится над пистолетной рукоятью, у разных модификаций винтовки он имеет различное количество позиций.

Цевье и приклад винтовки М16 выполнены из ударопрочного пластика черного цвета. На первых модификациях винтовки цевье имело треугольное сечение и состояло из двух невзаимозаменяемых половинок. На М16А2 цевье круглого сечения, состоящее из двух одинаковых частей. В прикладе расположен отсек для хранения принадлежностей для чистки оружия и ухода за ним.

Прицельные приспособления состоят из круглой мушки, установленной на основании газовой камеры и перекидного диоптрического целика (дальность 250 и 400 метров), расположенного на рукояти для переноски. Мушку и целик можно регулировать. На модификациях М16А2 и М16А3 вместо рукояти устанавливается планка Picatinny, на которую можно монтировать разные прицельные приспособления. В последнее время винтовки часто комплектуются коллиматорными или оптическими прицелами небольшой кратности.

Питание винтовки производится из коробчатого двухрядного магазина. Первоначально это был алюминиевый магазин на 20 патронов, затем он был заменен стальным или алюминиевым магазином емкостью 30 патронов. Существуют и коробчатые магазины на 40 патронов и барабанные с емкостью 100-120 патронов.

винтовка М16винтовка М16

Мифы, связанные с М16

винтовка М16винтовка М16

С этой винтовкой связано большое количество различных мифов и баек. В этом плане она мало чем уступает знаменитому АК, вот только большинство легенд носят негативный характер, что явно указывает на их советское и российское происхождение. Вот самые ходовые из них:

  • Винтовка М16 ненадежна. Корни этого мифа уходят в начало 60-х годов, когда войска получили оружие, которое не соответствовало образцам, прошедшим испытания. Желание «срубить» больше денег, чем положено, привело к частым задержкам во время стрельбы и серьезным потерям среди американских солдат. После того как патронник и затворную группу начали покрывать хромом, а в боеприпасах использовать положенный порох, проблемы если не сошли полностью на нет, то снизились до вполне приемлемых величин. Также в русскоязычной литературе часто встречается утверждение, что М16 нужно постоянно чистить, чуть ли не через каждые триста выстрелов. Это неправда. Без чистки винтовка способна сделать до 2 тыс. выстрелов. Кстати, в этом вопросе точку поставил сам Михаил Калашников, который встречался со Стоунером в конце 80-х и высоко оценил его винтовку. Знаменитые конструкторы даже совместно постреляли в тире.
  • М16 сложна в разборке и чистке. Это полная ерунда. Для неполной чистки в полевых условиях достаточно выдавить один штифт, переломить оружие и извлечь затворную группу с рукоятью. И все. Затем оружие готово к осмотру и чистке. Газовая трубка в регулярной чистке не нуждается.
  • Компоновка винтовки с пружиной в прикладе («линейная компоновка») существенно увеличивает силуэт стрелка, что делает его отличной мишенью для противника. Очередная байка! При стрельбе лежа с упором цевья в бруствер силуэт стрелка увеличивается всего лишь на 2 см (по сравнению с АК), при упоре магазина в землю эта разница еще меньше. При стрельбе стоя данный показатель вовсе не учитывается. Следует добавить, что линейная компоновка оружия значительно повышает его точность.
  • М16 мало подходит для рукопашной схватки. Это также весьма спорное утверждение: все модификации винтовки снабжены приливом для крепления штыка, однако приклад М16 действительно менее прочен, чем у автомата Калашникова. В него заходит возвратная пружина, поэтому при разрушении приклада винтовка приходит в негодность. Следует помнить, что сегодня рукопашная схватка – это, скорее, исключение, чем правило, для таких ситуаций каждый солдат армии США имеет табельный пистолет.
  • М16 – это очень точное оружие. Это не совсем так. При ведении одиночного огня данная винтовка показывает весьма высокие результаты, то же самое можно сказать и о стрельбы с отсечкой по три патрона. А вот автоматический огонь точностью не отличается, этому виной высокий темп стрельбы.

винтовка М16винтовка М16

Характеристики

Калибр, мм 5,56
Начальная скорость пули, м/с 990
Длина оружия, мм 991
Темп стрельбы, выстр./мин 850
Подача боеприпасов магазин на 20 патронов
Патрон 5,56×45
Длина ствола, мм 508
Прицельная дальность, м 500
Дальность эффективного действия, м 400

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Егоров Дмитрий

Автор статьи:

Егоров Дмитрий

Увлекаюсь военной историей, боевой техникой, оружием и другими вопросами, связанными с армией. Люблю печатное слово во всех его формах.

Свежие публикации автора:

С друзьями поделились:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *