Реставрация колонок своими руками – Ремонт динамиков. Советы начинающим » Журнал практической электроники Датагор (Datagor Practical Electronics Magazine)

Содержание

Покраска колонок на примере Radiotehnika s90. Красим колонки на 5+.

Немного истории

Сегодня в нашу мастерскую попала легендарная акустическая система Radiotehnika S90, нужно перекрасить колонки! Многие из нас имели такую АС, многие мечтали о ней. Они звучали в клубах и в концертных залах. Это первые отечественные колонки класса HI-FI! О них мечтали подростки времен СССР, они занимали почетные места в актовых залах, техникумов, школ и университетов. Колонками Radiotehnika S90 непременно гордился их обладатель, они порождали зависть в глазах простого народа и доставляли непередаваемое удовольствие своим обладателям. Эти АС по праву считаются лучшей акустической системой СССР. Первый выпуск колонок Радиотехника S90 состоялся в 1977 году. Разработкой занималось КБ «Орбита», а производство происходило на Рижском заводе «Радиотехника». Ну что ж, разрешите представить наших гостей Радиотехника S90.

Оригинальные колонки Radiotehnika

А здесь радиолюбители могут бесплатно скачать схему этих колонок.

Осмотр колонок перед покраской

В общем задача была поставлена заказчиком предельно ясно. Нужно было перекрасить корпуса колонок в черный цвет с добавлением блесток, заделать сколы трещины царапины, перекрасить металлические сеточки и обода. Давайте осмотрим, какая работа нам предстоит:

Разборка и маскировка колонок

Как вы можете увидеть годы не пощадили данный экземпляр Radiotehnika s90, но мы призваны это исправить и будьте уверены сделаем в лучшем виде! Первое что нам предстояло сделать это аккуратно разобрать колонки снять регуляторы и замаскировать все отверстия малярной лентой. Не к чему нам лить краску внутрь акустической системы. Все разбирается довольно просто, из крепежа использованы саморезы, которые крепят динамики к корпусу. Регулятор частот держится в отверстии за счет обратной гребенки. Некоторые элементы были закреплены с помощью пластилина. В процессе разбора пришло понимание, что данные колонки уже разбирались, возможно были заменены конденсаторы и динамик. Спасибо ребятам которые их чинили, за то что не стали применять клей для закрепления пластиковых элементов, иначе мы бы не разобрали их без потерь. )) Все пластиковые элементы успешно сняты, сеточки так же демонтированы. Теперь аккуратно маскируем отверстия в корпусе, защищаем все от попадания краски.

Шлифовка колонок, шпаклевка сколов и т.д.

В виду того что колонки покрашены нитро лаком, которым как раз и красили все подряд в 70-х, нет иного выхода как счищать весь лак до основания дсп, которое к слову сказать тоже находится не в лучшем состоянии. Начинаем зачистку с градации Р120, проходим труднодоступные места абразивной губкой. Далее заделываем все щели, трещины и главное зазоры между боковыми стенками и передней и задней декой. Зазоры по периметру толщиной примерно в 1 см. В данном случае единственным правильным решением будет использовать автомобильную полиэфирную шпаклевку. Отличная скорость сушки и твердость после высыхания, это основные плюсы данной шпаклевки. Полиэфирная шпаклевка имеет очень резкий химический запах поэтому, обязательно защищаем органы дыхания, руки и только потом приступаем к шпаклевке. На замазку всех щелей у нас ушло около двух часов. При подготовке двухкомпонентной шпаклевки нужно учитывать, что после смешивания двух компонентов состав застывает в течении 7 минут, после чего ее невозможно будет нормально нанести. Поэтому приходится разводить шпаклевку часто небольшими порциями. Ну вот и закончили шпаклевать поверхность. После полного высыхания проходим всю поверхность зерном Р240 и Р320, труднодоступные места шлифуем абразивом на поролоне.

Начало перекраски колонок

Сразу наносить эмаль мы естественно не можем поскольку не достигнем нужной адгезии. Что бы качественно перекрасить колонки нужно сначала загрунтовать поверхность. В нашем случае мы будем грунтовать в 3 слоя, один из которых будет специальным изолирующим грунтом, который запрет под своей пленкой остатки нц лаков и других компонентов которые могли остаться после шлифовки. Обдуваем и грунтуем колонки. Первый слой сохнет 2 часа, после шлифуем кубиком зерном P220 и наносим основной слой белого грунта, сушка которого занимает 24 часа. После полного высыхания краски шлифуем кубиком Р220, подшпаклевываем некоторые места где грунт дал просадку и снова грунтуем колонки. Через 24 часа мы имеем ровную, гладкую, поверхность готовую к покраске. Заказчик просил покрасить колонки в черный цвет и возможно добавить блесток. На мой взгляд эта расцветка не подходила к этим колонкам ни по статусу, ни по дизайну вообще никак. Я на свой страх и риск покрыл колонки темно серо синей эмалью RAL 5008 и сверху нанес защитный лак. После чего снял все на телефон и отправил на согласование заказчику. «Вот это круто, отлично, то что нужно! Так и оставляем», сказано сделано))) Цвет заказчику очень понравился, а мы получили моральное удовлетворение от качественно покрашенных колонок Radiotehnika s90.

Всем спасибо! Если хотите перекрасить или покрасить колонки, обращайтесь к нам по тел. +79852119996. Кстати вы можете заказать у нас изготовление корпусов колонок по вашим чертежам. Звоните!

Следующая история будет об оживлении совсем мертвых стульев, которые уже в нашей мастерской.

Лайкни и получи скидку!

Реанимация старой акустики, вместо покупки новой китайской / Habr

Не так то давно я был озадачен выбором акустики для своего ПК. А озадачен потому, что ранее у меня были Radiotehnika S30 + саб на 75 Wt RMS и хотелось что-то по мощности не меньше.

В результате поисков по интернету, а также прогулявшись всеми магазинами города, остановился на нескольких моделях, которые меня устраивали по цене и характеристикам.

Претенденты

1. Microlab PRO 3 — 127$
2. Edifier C3 — 132$
3. Logitech Z-2300 — 170$
4. Edifier DA5000 Pro — 200$
5. Microlab Н-500 — 243$

Edifer в городе я вовсе не нашёл, хотя акустика довольно таки хорошая как на свои деньги. Microlab PRO 3 звучали неплохо, но усилитель явно был слабоват, а отзывы в интернете не особо порадовали по части надёжности. Звук приятный, но чего-то не хватает. Logitech Z-2300 отметился чрезмерной басовитостью, проработка средних хорошая, но на невысоких мощностях. В Microlab Н-500 не понравилось звучание саба.

И тогда я вспомнил советские акустические системы, в частности S90 и Амфитон. S90 мне не нравились внешне, посему отправился на поиски именно Амфитонов. На местном радиорынке удалось найти 25АС-027 в далеко не лучшем состоянии. Изначально продавец хотел 75 у.е., но после небольшой беседы раритет удалось забрать за 40 у.е.

Первый беглый осмотр

Привёз я их домой, разобрал… и понял… понял, что я попал… они нуждались в немалой реставрации: динамики НЧ были уже проклеены, один из них немного искажал звук на грокмости выше средней, корзины СЧ были намертво убиты, вместо родных твиттеров — китайский хлам, кроссоверов нет.

Посему пришлось заняться полной переделкой, которая изначально вовсе не планировалась.

Так всё началось…

Т.к. судя по всему «ящикам» было уже порядка 20 лет, я решил укрепить корпус. Тем более, что новые низкочастотные динамики должны были стоять компрессорные CW1002CX.

С НЧ-головками на самом деле пришлось туго. Первым вариантом были DW100K с кевларовым подвесом, но найти их не удалось, также как и 4-омные LW1000. Но в конечном итоге в ящиках поселились LW1000A8 с алюминиевой корзиной.

Характеристики меня вполне устроили: 130 Wt RMS в номинальном режиме, SPL 93 dB и частотный диапазон 27 — 4000 Hz.

Мидтоны оставил оригинальные (точнее изначально взял новые, но они не подошли по размеру и я их вернул), маркировку честно говоря не скажу, ибо так и не нашёл, ну и ладно. Правда пришлось изготавливать новые увеличенные корзины для СЧ. За основу был взят плотный картон, на который слой за слоем наносился материал на основе льна, предварительно пропитанный клеем ПВА. В итоге получилось порядка 1.8 литра для СЧ-головки, что дало ей больше пространства для маневров, дополнительно корзина была заполнена распушенной ватой.

Внутренняя поверхность ящиков была полностью обработана клеем «жидкое стекло» в два слоя, что позволило укрепить структуру дерева и закрыть трещины, которые могли би вызвать свист из-за чрезмерного давления.

Между передней и задней панелью бала установлена мощная дубовая распорка 40х60мм. Метод крепления — клей Titan, дополнительно 80-мм калёные шурупы — 1 на передней панели и 2 на задней.

Также по периметру всего корпуса были вкручены калёные шурупы (порядка 40 на каждый ящик), которые обеспечили большую жесткость. Этот шаг был необходим, т.к. изначально при сборке ящик просто склеивался на заводе, а учитывая дату сборки возникали сомнения по поводу надёжности.

Твиттеры к сожалению родные найти не удалось, изначально применялись изодинамические головки 10ГИ-1. Посему здоровенную дыру пришлось заглушить. Их место заняли примитивные пьезо TE140.

В принципе хорошим вариантом были шелковые твиттера, но проблема в том, что у большинства частотный диапазон до 16-18 кГц. Ещё лучшим вариантом было 4 полосы, из которых 2 твиттера — шелковые + пьезо, но во-первых места и без того мало, а во вторых фильтры на 4 канала это редкость и дорогое удовольствие. Хотя если хорошо постараться, можно было включить пьезо последовательно через конденсатор, а шелковый твит напрямую на 3-канал. И тут появляется новая проблема — импеданс.

Посему я поставил простой пьезо. На практике получаем насыщенные высокие. Хотя — на любителя, ибо пьезо подаёт ВЧ более в Ц-тонах, а шёлковые твиты в С-тонах, более сносных для уха. Кстати говоря, на дискотечных колонках как раз-таки пьезо и установлены.

Фазоинвертор стандартный меня не устраивал, тем более, что планировалось произвести демпфирование, которое в итоге существенно снизило объем. Посему я установил профессиональные телескопические трубы 65 мм в диаметре. С расчётом длины трубы я не заморачивался, оставил базовые 120 мм, и как стало ясно потом — угадал.

Разделительных фильтров стандартных не осталось, поэтому пришлось искать выход, коим стали 3-полосные кроссоверы PYRAMID CR48 Gold Series

Старые кабели были выкинуты на свалку, а им на смену пришли медные с сечением 2х1.5мм. К сожалению гнезда-разъемы «бананы» не удалось найти, поэтому были установлены простые зажимы на задней стенке. В будущем «бананы» всё-же планируются.

В итоге все это было собрано воедино, скручено, спаяно и загерметизировано… пластилином.

Демпфирование

Внутренне пространство было задемпфировано следующим образом: на боковые, верхнюю, нижнюю и заднюю панели было приклеено 2 слоя поролона с войлочным покрытием общей толщиной порядка 40мм.

Ящики были прошпаклёваны автомобильной шпатлёвкой, ошкурены и покрашены чёрной матовой краской с акриловым лаком.

В итоге, получилось следующее

Итоговая стоимость

+ за сами колонки 40 у.е.
+ 2 низкочастотника 95 у.е.
+ твиттеры 5 у.е.
+ кроссоверы 30 у.е.
+ трубы/фазоинверторы 18 у.е.
+ акустический кабель 5 у.е.
+ болты, шурупы 12 у.е.
+ клей, шпатлёвка, 2 баллончика, наждачная бумага 15 у.е.
+ резиновые ножки 6 у.е.
+ пластилин 2 у.е.

— поролон и войлок были в наличии
— стоимость электроинструмента не считаем
— флюс, припой, кислота тоже не в счёт

Итого ~230$

Стоит отметить что для этой акустики требуется внешний усилитель. Под руками естественно которого не было. Посему пришлось для теста юзать Gembird 2x22Wt RMS.

Первое подключение, первые треки… и уже при 20 Wt RMS (из 130) стало ясно, что деньги ушли не зря. На выходе получился мягкий, насыщенный и главное мощный бас, который не мешал мидтонам, ярко выраженным твиттерам, вокал был очень хорошо проработан и отчётлив.

Ещё никогда ранее для меня так не звучали Rock, Electro и Vocal в домашней обстановке. Осталось только прикупить мощный усилитель.

Спасибо за внимание.

Старые колонки, реставрация корпусов акустических систем

Реставрация и ремонт акустической системы Hitachi HS-30G

Получили на реставрацию акустическую систему Hitachi HS-30G ( производства Япония). Как видим на фото, акустика в очень тяжелом состоянии. Кроме сбитых углов, царапин и т.д, на колонках разошлись стенки из-за попадания влаги . В этих местах ДСП плита расслоилась и превратилась в труху. Было принято решение полной замены материала в местах с крупными сколами, сбитыми углами и щелями.

Вторым не приятным сюрпризом оказалось то, что ВЧ динамик неисправен. Методом тестирования выяснилось, что проблема не в динамике, а в конденсаторах цепи разделительного фильтра, поэтому произвели замену. После чего проявилась следующая проблема – потенциометр ВЧ в некоторых положениях не работал, пришлось произвести его ремонт и обслуживание.

Следующее – корпуса АС имели довольно тонкие стенки (как для такого НЧ звена) и внутри не было укрепляющих ребер или перегородок. Из-за этого корпус на высокой громкости довольно сильно резонировал. Предложив заказчику решение, он согласился на укрепление брусом соединительных стенок и тыльной панели корпуса.

С акустикой в комплекте шли защитные сетки (грили), которые тоже нуждались в реставрации. Была произведена замена декоративной радиоткани.

Мы выполнили все необходимые работы по реставрации и ремонту акустической системы. Покрытие – матовый лак с открытой порой древесины Венге платина темная (шпон). Кроме потрясающего внешнего вида, появилось улучшение звучания акустики.

Размер корпуса (В×Ш×Г): 666×361×287 мм
Отделка — шпон, окрашенный лаком.
Покрытие — матовое, открытая пора древесины.
Стоимость работ на апрель 2019 г. — 385$
Выполненные нами работы:
1. Замена конденсаторов в цепи разделительного фильтра.
2. Ремонт и обслуживание потенциометров.
3. Снятие старой отделки.
4. Снятие материала по периметру в проблемных местах.
5. Вклеивание фанеры в выфрезерованые места.
6. Шпаклевание щелей, вмятин, выведение углов и плоскостей.
7. Вклеивание бруса внутри для укрепления соединительных стенок и тыльной панели корпуса.
8. Армирование фронтальных панелей шпоном для укрепления.
9. Фанерование корпусов шпоном.
10. Окрашивание корпусов.
11. Монтирование в корпус всех электрокомпонентов.
12. Замена ткани защитных сеток.

Динамики и их классификация

Колонки акустические

Прежде чем начинать ремонт акустических колонок, следует знать, как данная система работает. Это нужно для того, чтобы не навредить ей в процессе совершения тех или иных действий.
Несмотря на то, каким размером обладает колонка, она имеет две составляющие: механическая и электрическая. В состав первой входит катушка с индуцированным током.
Вторая же содержит магнит, а также специальную мембрану. На первый взгляд, кажется, что этот механизм прост, но это не так.
Вот для этого и может понадобиться классификация динамиков:

  • Катушечные. Их принцип работы напоминает работу газовой колонки (используется для нагревания воды). Кольцо магнита заставляет его двигаться благодаря образованию в нем тока.

Примечание: работать устройство будет до тех пор, пока все витки катушки будут целыми. Поэтому если не работает катушечный динамик, то в первую очередь следует обратить внимание на целостность катушки.

  • Ленточные. В данном случае переменным магнитом является узкий гофр.
    При этом внутри нет катушки, как в предыдущем варианте. Чтобы воспользоваться таким прибором, следует заранее приобрести согласующие трансформаторы, которые нужно подключить к цепи.
    Чаще всего эти трансформаторы уже установлены с завода.

Примечание: именно их наличие или отсутствие позволяет быстро узнать тип динамика.

  • Изодинамические, в составе которых есть квадратная или круглая спираль. Она осуществляет круговые движения вместе с мембраной, находясь под действием магнитного поля.

Акустическая колонка

  • Электростатические динамики. Их основное отличие заключается в том, что они работают без осуществления каких-либо движений. Ток изначально уже есть в цепи, поэтому не нужно производить каких-либо действий, чтобы он образовался.
    При этом мембрана немного движется, но она не выполняет никаких поступательных движений.

Примечание: их идеально использовать в колонках с высокими частотами.

  • Конденсаторные, в состав которых входят два электрода. Один из них является довольно массивным, так как он выполняет важную функцию – подача переменного потенциала.
    Он играет роль опоры для второго электрода. Кстати, вместо второго можно использовать фольгу, скрученную в тоненькую трубочку.
  • Так же есть и другие виды динамиков, но были рассмотрены только самые популярные и часто встречающиеся.

Устройство динамиков

Колонка акустическая

Динамики работают следующим образом:

  • К колпачку, расположенному на мембране, идут тоненькие проводки. Сам колпачок крепится при помощи диффузора.
    Так вот эти провода пробивают его, чтобы у них появился доступ непосредственно к колпачку.
  • Катушка должна быть легкой, так как нужно добиться малой инертности в системе. Ведь частота колебаний в динамике является огромной, поэтому чтобы двигаться с такой скоростью, подвижная часть динамика не должна быть тяжелой.
  • Магнит устанавливается неподвижно. Чаще всего он имеет форму кольца. В отверстии располагается катушка с индуцированным током.
    Как правило, она двигается вперед и назад. Также она приводит в движение мембрану с колпачком.
    Соединительные провода также находятся в постоянном движении. Чтобы подвижные детали не сдвигались со своего места, в центре они соединены специальной шайбой, которая способствует тому, чтобы ось симметрии не была нарушена.

Ремонт

Акустические колонки

Схема колонки

Ремонт динамиков – это довольно простой процесс. Колпачок и мембрана ломаются редко.
Чаще всего из строя выходит катушка. Также следует проверить места спайки проводов, так как, возможно, один из них отцепился.

Ремонт катушки происходит следующим образом:

  • Старые витки следует убрать.
  • На катушку намотать индуктивность также, как это было на старой.
  • Каждый слой следует аккуратно смазывать клеем, чтобы витки не были подвижны.

Примечание: именно из-за большой подвижности витки могут порваться. Поэтому нужно сделать все возможное, чтобы они были зафиксированы наилучшим образом.

  • Намотка провода может осуществляться любым удобным способом. Наиболее простой вариант: взять две стойки.
    Расположить их параллельно друг к другу и соединить осью. С одной стороны расположить сердечник, а с другой – магазинный провод. Наматывать проводку следует быстро, пока клей не засох.

Примечание: проволока должна иметь лаковую изоляцию.
Во-первых, это улучшит ее качество, поэтому она не так быстро разорвется. А во-вторых, будет меньше вероятности того, что случится короткое замыкание в системе.

  • Витки ложатся друг на друга. При этом необходимо проследить за тем, чтобы произошло достаточное количество оборотов.
    Кроме того нужно правильно разместить выводы.

Акустическая колонка в автомобиль

Довольно часто в процессе ремонта акустических колонок приходится разбирать динамики. Поэтому следует прежде чем начинать ремонт запастись растворителем.
Все склеенные соединения необходимо смочить клеем и подождать немного времени. Особое внимание уделяется на зачистку стыков.
Таким образом, выполнить ремонт акустических колонок можно своими руками, не выходя из дома. Изначально нужно приобрести клей, цена которого является мизерной.
Прежде чем начинать ремонт самому, нужно также пересмотреть фото и видео с данной тематикой, которых в Интернете есть очень много. Инструкция по этому поводу также пригодится.

Устройство типичного динамика акустики

Подвижная часть с жесткой тарелкой создает колебания воздуха, воспринимаемые человеческим ухом.

Классификация динамиков акустики

Вести ремонт акустических систем своими руками, сомневаясь, как работает устройство, полагается, используя принцип — не навредить. Вне зависимости от размеров динамик акустической системы образован электрической, механической частями. Первая сформирована преимущественно катушками индуктивности. Вторая включает постоянный магнит, мембрану. Приводим неполную классификацию динамиков акустических систем.

  • Электродинамические устройства воспроизведения образуют три класса, объединяет концепции наличие магнита, движущейся мембраны:
  1. Катушечные построены по принципу, известному владельцам (ремонтникам) газовых колонок. Магнитное кольцо при подаче напряжения дросселя заставляет двигаться мембрану, согласно закону поданного тока звуковой частоты.
  2. В ленточных роль переменного магнита выполняет узкий гофр. Никакой катушки, понятное дело, внутри. Для применения динамиков требуются согласующие трансформаторы. Признак, идентифицирующий тип динамика акустической системы.
  3. Изодинамические громкоговорители включают в состав квадратную, круглую спираль, двигающуюся параллельно мембране в поле постоянного магнита.
  • Электростатические устройства воспроизведения отличаются отсутствием движущихся частей. Мембрана колеблется, не совершая поступательных движений. Динамики идеально воспроизводят высокие частот, благодаря малой инерционности.
  1. В конденсаторных динамиках два электрода. Один ребристый, массивный, подается переменный потенциал. Опора второго электрода, сформированного тонкой фольгой. Сигнал звуковой частоты выказывает переменный характер, пленка притягивается-отталкивается опорой. Специальный механизм регулирует натяг: тонкая фольга обтягивает массивный электрод снаружи. От степени прижатия зависит характеристика динамика.
  2. Электретные динамики построены на заранее наэлектризованной пленке. Недостаток конструкции прост: через несколько лет статический заряд исчезает, требуется возобновление.
  • Пьезокерамические динамики эксплуатируют эффект преобразования электричества в колебания кристалла кварца. Понятно, большой мощности устройства не добьешься, целям воспроизведения высоких частот акустических систем динамик подходит. Главное достоинство технического решения в малом потреблении энергии.
  • Ионные динамики практически встречаются редко, теория разработана в 50-х годах. Принцип действия базируется на модуляции ионов газа звуковыми колебаниями. Необходимо получить электрическую дугу. Высказываются идеи использования пламени, сформированного положительными, отрицательными частицами (ионов воздуха).

Читатели знают встречающиеся в природе устройства воспроизведения звука. Далеко не всегда в динамике акустической системы найдется катушка индуктивности. Следовательно, перед ремонтом, в процессе мастер выполняет правильную классификацию устройств, должным образом проводя необходимые операции.

Устройство динамиков акустической системы

Частично коснулись устройства. Рассмотрим подробнее электродинамическими моделями. Диффузор образует опору колпачка. Представлен подобием широкого рупора, на который клеится катушка с обратной стороны. Прямо к колпачку мембраны подходят гибкие медные жилы, несущие электрический ток, пробивая диффузор изнутри. Места пайки видны с фронтальной части динамика. Катушка легкая, требуется обеспечить сравнительно малую инерционность системы. Даже камертонное ля первой октавы лежит на частоте 440 Гц. Понятно, для колебаний указанной скорости, подвижная часть динамика акустики должна быть легкой.

Магнит установлен на станине неподвижно. Обычно кольцевой. В отверстии бегает в обоих направлениях катушка индуктивности, двигая сборку колпачок-мембрана. Провода соединительные совершают постоянные колебания. Для позиционирования подвижной части по вертикальной, горизонтальной оси служит центрирующая шайба. Перфорированный кусок упругого материала, центрирующий расположение колпачка, диффузора. Центрирующая шайба не мешает смещению подвижной части вдоль оси симметрии. Ремонт до смешного прост:

Поскольку мембрана и колпачок не ломаются, дело заключается в проверке электрического монтажа, места пайки проводов, целостность катушки.

Индуктивность наматывается по образу и подобию старой. Каждый слой витков промазывается клеем БФ 4. Некачественная пайка выполняется заново. Методику намотки индуктивность выберите уместную. Обычно делается специальное приспособление, образованное двумя парами стоек, стоящих на длинной доске друг напротив друга. Обе соединены осями. Одна содержит сердечник новой катушки, другая – купленный провод. Проволоку рекомендуется покупать с лаковой изоляцией. Необходимо правильно выдержать толщину. Измерить можно, используя штангенциркуль.

Намотка ведется сравнительно быстро, пока клей высыхает. Витки ложатся плотно один к другому, исповедуя принцип челнока. Важно выдержать правильно количество оборотов, должным образом расположить выводы.

Часто приходится разбирать динамик акустической системы для ремонта. Запаситесь растворителем. Клееные соединения смачиваются, выжидается фиксированное время. Обратите внимание: стыки тщательно зачищаются. Делается вне зависимости от используемого клея для сборки динамика акустической системы.

Диапазон динамика акустической системы

Динамики акустических системах разных типов, каждый имеет ограниченный диапазон воспроизводимых частот. Каждый работает своеобразным механическим фильтром. Однако случается, требуется сместить диапазон… Можно поднять частоты резонанса электродинамической системы, покрыв лаком центрирующую шайбу. Используются 5–10% раствор ЦАПОН, целлюлоза в ацетоне. Лак наносится мягкой кисточкой кругом. Избегайте расцентровки подвижной части динамика акустической системы. Последовательно выполняя операции, повысим частоты резонанса в 1,5–2 раза, примерно одна октава.

Чтобы понизить диапазон, следует наклеить утяжелители на подвижную часть. Правильное кольцо картона, крепится к обратной стороне диффузора. Следует поточнее выдерживать симметрию расположения деталей. Звуковое давление стремительно падает. Уменьшается громкость, происходит сужение диапазона со стороны высоких частот. Однако в области резонанса динамик акустической системы будет демонстрировать хорошие характеристики.

Расширить диапазон можно в обе стороны (если нет колпачка). По центру, с фронтальной части, над катушкой индуктивности динамика акустической системы клеится усеченный конус. Масса делается по возможности меньше. Подойдет тонкая, плотная бумага, пропитанная лаком ЦАПОН. Верхняя площадка равна катушке, высота составляет половину диффузора, конусность 70 градусов. За счет прибавки массы подвижной части резонансная частота падает, зато верхний край диапазон поднимается, благодаря жесткой сердцевине, тверже, нежели диффузор. В результате происходит расширение спектра воспроизводимых звуков в обе стороны. Суммарный прирост составит полторы-две октавы, овчинка стоит выделки. Позаботьтесь правильно настроить электронную часть: если имеются пассивные фильтры на конденсаторах и резисторах, ограничат (обрежут) возможности механики.

Мастера повышают звуковое давление на резонансной частоте для неэкранированной магнитной системы. Постарайтесь найти такое или похожее установленное кольцо. Потом приклеить второй магнит на обратную сторону стоящего, усилится взаимодействие полей, следовательно, сила звука возрастет.

Устройство акустической системы нехитрое, что способно сломаться, рассказали. Надеемся, ремонт пройдет без сучка и задоринки.

Ремонт динамиков. Советы начинающим » Журнал практической электроники Датагор (Datagor Practical Electronics Magazine)


Подробное описание диагностики и ремонта динамиков средней и большой мощности. Статья написана для желающих отремонтировать динамики, обладающих навыками намотки и пайки.
Я занимался ремонтом динамиков 15 лет и хочу передать полученные навыки и приёмы работы датагорцам.
Извините за отсутствие подробных фотографий процесса, всё оборудование и работа сейчас остались в прошлом. Захрипел или перестал звучать динамик и хочешь вернуть его к жизни? Сначала — диагностика. Снимаем динамик, отсоединяем провода от клемм, предварительно пометив полярность. В дальнейшем придерживаемся этого правила: всё, что разбираем, рисуем или фотографируем — очень поможет.

Проверяем прибором сопротивление обмотки. Тут возможны три варианта.
1) Обрыв.
2) Номинальное сопротивление.
3) Уменьшенное сопротивление.

Теперь вторая проверка. Кладём динамик на магнит и аккуратно двигаем диффузор вверх-вниз. Если слышен шорох или скрип, либо нет движения — динамик придётся разбирать.

Если скрежета нет, а обмотка в обрыве — нужно проверить проводимость гибких проводов от клемм до пайки обмотки. Они сделаны из ниток, переплетённых с медными жилками, которые со временем ломаются. Их можно заменить без разборки динамика проводом М.Г. Т.Ф. подходящего сечения или лентой-оплёткой для снимания лишнего припоя.
Припаиваем провода так, чтобы они не натягивались при движении диффузора и не задевали его. Место пайки проклеиваем клеем «Момент».

Если динамик нужно разбирать, отсоединяем провода от клемм, кладём динамик на магнит и тампоном, смоченным в ацетоне, размягчаем клей вокруг защитного колпачка и снимаем его, поддевая не острым скальпелем. Этим же способом отклеиваем наружный край диффузора и наружный край центрирующей шайбы. Осторожно вытаскиваем диффузор вертикально вверх без перекоса.

На Датагоре есть полезный совет помещать динамик в пакет на время расклейки – спасибо автору!

Расклеивать каркас катушки от диффузора и центрирующей шайбы я не советую, чтобы не нарушить центровку динамика.

Для перемотки нужно собрать простое приспособление, устройство которого понятно из рисунка. Самая сложная его часть – оправка для катушки. Для его изготовления нужно обратиться к токарю. Длина оправки 100-150 мм, материал – любой металл.

Измеряем внутренний диаметр катушки (x). Оправка для катушки должна иметь диаметр х+0,5 мм на одном крае и х-0,5 мм на другом крае.
На бОльшем торце сверлим отверстие 3,2 мм и нарезаем резьбу М4 для крепления ручки.
Сверлим сквозное отверстие 6,5 мм для шпильки. Поверхность оправки нужно отшлифовать.

Теперь можно начинать мотать. Нам понадобится клей на спиртовой основе, например, БФ-2 или БФ-6, бумага из конденсатора МБМ, провод и много терпения.

Клей разводим спиртом. Прокалываем иглой центрирующую шайбу, продеваем провод обмотки и припаиваем к гибкому проводу. Фиксируем провод в месте пайки и в начале обмотки, приклеивая кусочки бумаги.
Если каркас катушки из металла – оклеиваем его слоем бумаги из конденсатора без наложения слоёв. Мотаем провод виток к витку, проклеивая до намотки и поверх. Излишки клея снимаем пальцем. Стараемся мотать не туго, но плотно.

На первый слой клеим бумагу из конденсатора без наложения слоёв и выполняем те же действия в обратном порядке. Когда обмотка готова и припаяна к выводам, нужно соединить их к источнику питания 4-5 Вольт с током 1-2 Ампера для просушки. Обмотка нагреется до 50-60 градусов, при этом клей высохнет и отвердеет, катушка немного расширится. Это поможет легко снять её с оправки.

Проверяем свободный ход катушки в зазоре динамика и начинаем сборку.
Нам нужно выровнять катушку точно по центру. Есть 2 способа это сделать.
1) Поставить в зазор прокладку из фотоплёнки или рентгеновской плёнки.
2) Подать на катушку небольшое постоянное напряжение 2-3 Вольта, чтобы она немного втянулась внутрь.

Наносим слой клея «Момент» на наружный край диффузора и наружный край центрирующей шайбы и опускаем диффузор вертикально вниз без перекоса и без радиального смещения, прижимаем. Можно перевернуть динамик на ровный стол, и, пока клей сохнет, припаять провода к клеммам.

После высыхания клея удаляем прокладку и проверяем свободный ход катушки в зазоре динамика.
Если всё в порядке – приклеиваем на место защитный колпачок и наслаждаемся результатом!

Спасибо за внимание!

Камрад, смотри полезняхи!

Павел (pavel_k)

Израиль, Мигдаль-а-Эмэк

Родился в Сибири в 1960г. С 1975 года радиолюбитель-конструктор.
Работал радио-теле-мастером в ателье по ремонту.
С 1996 года живу в Израиле. Работаю техником-электриком по обслуживанию оборудования.

Всё время не оставлял своего увлечения. Мной изготовлены 9 ламповых и 12 транзисторных усилителей. Сделал полную реставрацию ламповых усилителей Marschall, Fender 60-х годов.
Много проектов по ремонту и улучшению параметров разной техники.

Интернетом пользуюсь для поиска схем и обмена опытом. Могу помочь коллегам советом.

 

Ремонт диффузора динамика своими руками. Как починить бумажный диффузор колонки

Ремонт диффузора динамика своими руками

В электромеханической системе динамического громкоговорителя самым слабым местом является диффузор. Обычно он делается из специальной бумаги, поэтому может деформироваться и получить повреждения на больших уровнях громкости. Его можно легко порвать, кроме того он хорошо впитывает влагу. Это влияет на его прочность. Ремонт диффузора динамиков своими рукамивозможен в домашних условиях. Бумажная масса, используемая для изготовления этой детали, отличается плотностью и жёсткостью. Динамик работает как поршень, поэтому никакие деформации материала не допускаются.

Ремонт бумажного диффузора динамика своими руками

Ремонт бумажного диффузор

Часто при эксплуатации акустических систем нарушаются правила их применения, поэтому громкоговорители выходят из строя. Как починить диффузор динамика. Ремонт диффузора динамика зависит от уровня повреждения. Бывают повреждения, когда материал процарапан не насквозь. Такой дефект, в процессе работы, обязательно превратиться в сквозной разрыв, который будет быстро увеличиваться. Поэтому нужно позаботиться о восстановлении материала. Для этого используется обычный резиновый клей, которым заклеивают повреждённые резиновые лодки. Слой клея наносится на царапину с двух сторон и просушивается 2-3 часа.Нанесение резинового клея не должен быть слишком тонким.Затем наносится второй слой. Клея нужно наложить побольше или сделать это за два приёма. Окончательная сушка занимает 48 часов, после этого динамик можно ставить в акустическую систему и включать. Некоторые аспекты ремонта диффузора динамиков своими руками есть на видео.

Ремонт диффузоров динамиков своими руками

Своевременное восстановление повреждённой мембраны громкоговорителя обеспечит его качественную работу на длительное время. Поэтому если в акустической системе стали появляться хрипы и искажения, в первую очередь нужно внимательно проверить диффузоры громкоговорителей. Как отремонтировать диффузор динамика своими руками.Мелкие повреждения ликвидируются нанесением резинового клея на нужный участок, а более крупные дефекты устраняются наложением заплаты. Для этого нужно выполнить следующие действия:

  • Очистить место склейки от пыли и грязи
  • Острым инструментом срезать свисающие края разрыва
  • Подготовить заплату превышающую отверстие по размера
  • Промазать заплату клеем и наложить её с обратной стороны диффузора
восстановление диффузора динамика

В качестве заплаты можно использовать газетную бумагу, которая накладывается в 2-3 слоя. Если применять клей ПВА, то нужно брать не строительный, а офисный клей. На этом восстановление диффузора динамика заканчивается и после полного высыхания его можно устанавливать в акустическую систему.

Заклеить повреждение на диффузоре динамика

Акустические головки, имеющие маленькую выходную мощность можно реставрировать с помощью обыкновенного бумажного скотча. Такая заплата не даст отверстию увеличиться за счёт колебаний и не окажет существенного влияния на качество звучания. Ремонт порванного диффузора динамика можно сделать более надёжным способом. В этом случае на подготовленное отверстие накладывается бумажная заплата, а в качестве клея используется лак для ногтей. Такой вариант часто используют в сельской местности, где сложно достать хороший клей. Лак для ногтей обеспечивает хорошую жёсткость и надёжность места склейки.

Одним из самых популярных гаджетов является ноутбук. Если длительное время эксплуатировать его звуковой канал на максимальной громкости, то в динамке могут появиться шумы, хрипы и искажения. Ремонт диффузора динамика ноутбука является сложной задачей, поэтому справиться с этим делом может только специалист. Сначала нужно убедиться, что причина плохого звука именно во встроенной акустике. Для этого достаточно подключить к выходному разъёму внешние колонки.Если в колонках или наушниках звук хорошего качества, значит дело во встроенных громкоговорителях. Акустические головки, используемые в ноутбуках, имеют маленькие размеры и диффузоры из пластика.

Ремонт диффузора динамика ноутбука

Можно восстановить мембрану своими руками, но качество звучания будет заметно хуже, поэтому при повреждениях встроенных акустических головок ноутбука их лучше заменить.

Ремонт диффузора динамика сабвуфера своими руками

В сабвуферах применяются очень мощные громкоговорители. Они обеспечивают на пике 600-800 ватт и более, поэтому их акустические отражатели сделаны из плотного и жёсткого материала. Как отремонтировать диффузор динамика сабвуфера. Качество работы зависит от величины повреждения и от наличия всего необходимого для ремонта. Сначала нужно извлечь динамик из корпуса и очистить мембрану от пыли. Материалом для заплаты служит любой бытовой тонкий картон, включая конфетную коробку. Ножницами вырезается заплата, перекрывающая повреждение примерно на один сантиметр в каждую сторону. Если кривизна поверхности не позволяет это сделать, используется несколько заплат меньшего размера, которые клеятся внахлёст.Нужно промазать место склейки с обратной стороны и заплату клеем «Момент». Картон должен хорошо пропитаться клеем. Через 20-25 секунд заплату следует плотно прижать к месту повреждения. Чтобы сохранить нажим, между заплатой и корзиной вставляется валик из упругого материала.

Восстановление диффузора динамиков

восстановить диффузор динамика

В некоторых громкоговорителях большой мощности акустические отражатели отлиты из пластика. Повреждение такого изделия можно устранить, используя специальный клеящий состав. В качестве материала для мембраны часто применяется полипропилен или другие пластические материалы. Поскольку мощность очень большая, то самое важное при самостоятельном ремонте это прочность склейки. По этой причине клей типа «Момент» для работы не подходит. Для восстановления громкоговорителей с пластиковыми отражателями нужно использовать клей 3MDP 8005. Это акриловый двухкомпонентный состав, который обеспечивает высочайшую прочность клеевого соединения. Материал для заплаты подбирается в зависимости от материала диффузора. Место склейки следует тщательно обезжирить.



Ремонт и реставрация динамика

Настоящие ценители музыки предпочитают качественное и чистое звучание. Но большинство, услышав посторонние звуки в виде хрипов, просто избавляются от захрипевших динамиков и приобретают новые. Однако такое решение достаточно затратное. Избавиться от неприятных шумов можно самостоятельно, так как это под силу каждому. Из инструментов понадобятся только паяльник и отвертка.

Основная причина появления хрипов – это попадание пыли и различного мелкого мусора между катушкой и сердечником, которые при работе диффузора динамика затрудняют прохождение чистого звука, создавая неприятные хрипы. Итак, для начала следует отпаять пластичные проводки, идущие от контактных площадок. Используя шприц с иглой, наполненный растворителем, обрабатывается место соединения диффузора с пылезащитным колпачком, с корзиной диффузородержателя и с центрирующей шайбой по всей площади.

Внимание! Растворитель ядовит, при работе с ним необходимо работать в хорошо проветриваемом помещении и избегать попадания препарата на кожные покровы и слизистые оболочки. По истечению 15 минут с помощью острого предмета осторожно поддеваем колпачок и отделяем его. Если не удается легко проделать эту манипуляцию, то необходимо повторить предыдущее действие с обработкой растворителем. Излишки препарата можно удалить либо путем резкого переворачивания динамика либо с помощью ватных палочек. Затем аккуратно отделяем шайбу. Если шайба не поддается, повторяем действия с обработкой растворителем. Далее деликатно отделяем диффузор. На этом этапе главное не повредить резиновый подвес. Открутив модуль пищалок и отпаяв провода, осторожно отклеиваем пластмассовую накладку. Теперь следует очистить все отклеенные места от предыдущего клея. Если при осмотре на звуковой катушке обнаружены царапины и отклеившиеся виточки, то покрываем лаком или эпоксидной смолой повреждения, а виточки приклеиваем обратно клеем. Осматриваем все части разобранного динамика, очищаем их и пылесосим от мусора.

В большинстве случаев на сердечнике примагничены металлические частицы. Избавиться от них поможет обычный скотч, липкой стороной легко удаляются все излишки на динамике. Завершающим этапом является склеивание всех частей динамика в правильном порядке. Для этого можно использовать известный клей Момент. Следуя инструкции клея, обрабатываем нужные участки и склеиваем все части динамика, не допуская перекосов. Особое внимание следует обратить на то, чтобы обмотка после сборки не цепляла сердечник при движении диффузора. После проверки ставим все детали по местам, припаиваем провода и динамик готов. Для схватывания клея необходимо выждать около суток (в течение нескольких часов динамик следует подержать под грузом в перевернутом виде), затем динамик готов к работе.

Проделав вышесказанные рекомендации, динамик будет издавать чистое звучание без примеси неприятных хрипов, при этом ремонт и реставрация динамика займет не больше 2 часов.



РЕМОНТ ДИНАМИКОВ

   Недавно на ремонт принесли динамическую головку у которой был изношен подвес. Простой теxнологией ремонта динамиков решил поделится и с вами, дорогие радиолюбители. Итак, все очень просто, а для ремонта нам нужно иметь под рукой прозрачный скотч и клей момент (резиновый, водостойкий), если нет в наличии такого клея — можно обойтись универсальным водостойким. Берем скотч и обклеиваем им отверстия и оборванные места подвеса.

Приступаем к качественному ремонту динамиков

   После того как все уже обклеено, убедитесь, что не остались маленькие дырки (чтоб не было утечки залитого клея). Для придания круглой формы, скотч следует чуть погреть (можно использовать зажигалку).

ремонт динамиков - заклеивание

   Далее начинаем реставрацию подвеса динамика. Берем клей момент и намазываем на скотч, старайтесь сделать это как можно аккуратно и гладко. Убедитесь, что клей сел равномерно. Затем нужно оставить головку для высыxания. 

комплект для самостоятельного ремонта динамиков

   Клей высыxает в течении 5-7 часов, и после превращается в резину. Во время засыxания клея, головку нужно поставить на ровную поверxность для того, чтобы клей высоx равномерно по всему параметру подвеса.

Технология восстановления диффузора динамиков

   Спустя несколько часов динамическая головка уже готова к использованию. Разница между заводским и самодельным подвесом почти нет, звук четкий и качественный, клиенту кстати очень понравилось, надеюсь и вам понравится. 


проклейка динамиков клеем

   Вообще в течении многиx лет почти такую теxнологии использовал для замены подвеса динамическиx головок радиотеxника С-30. Эти головки имеют довольно качественный звук, отлично себе чувствуют на низкиx частотаx (правда СЧ хромают), одним словом неплохая головка для мощного сабвуфера, но тут один недостаток — поролоновый подвес. На глубокиx бассаx при полной громкости он выдержит не больше 20 минут. Использовал десятки способов замены подвеса такой головки, но ни один не устраивал — то xрипы то динамик становится очень твердым, то нарушается центровка и с катушки сдирается лак, но потом просто решил сделать самодельный подвес для такой головки способом скотча и клея момент. Результат поразил! Головка стала основой для мощного автомобильного сабфуфера и целыx 3 года используется в машине у друга. Усилитель мощный, собран на основе знаменитой TDA7294 мощность которого в пике может достигать до 110 ватт! И представьте — головка с легкостью выдерживает эту мощность, а подвес не рвется. 


ремонт динамика закончен

   А вот еще один секрет самодельного подвеса — не жалейте клей! Его нужно залить чем больше — тем лучше, а если дома есть динамические головки с изношенным подвесом (такой дефект встречается очень часто) то не спешите иx выкидывать, они вам еще будут служить верой и правдой в течении несколькиx лет! Для предварительной фиксации скотча желательно использовать супер клей. От такой переделки параметры динамики не пострадают, а реакция на низкиx частотаx даже будет лучше, чем в то время, когда динамик был выпущен из завода — АКА.

   Форум по динамикам

   Обсудить статью РЕМОНТ ДИНАМИКОВ


Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о